Привет.
Стрельба по собственным ногам из двустволки — любимое занятие политиков, причем как в Америке, так и в Европе. Складывается ощущение, что у них одни университеты, где они получают необходимые знания о том, как лучше всего навредить своей стране и собственному бизнесу. Выглядит это как анекдот, но когда начинаешь разбирать ситуацию на составляющие, становится грустно. Они ведь все это делают серьезно и искренне считают, что их борьба с конкурентами приводит к каким-то результатам.
В США ввели экспортные ограничения для Китая и России на поставку высокопроизводительных систем для расчетов, строительства суперкомпьютеров, под такие ограничения подпадает продукция Nvidia (A100/H100), AMD (MI250). Акции той же Nvidia на американской бирже моментально пошли вниз.
Для Nvidia китайский рынок подобных решений — это примерно 400 млн долларов ежегодно, для AMD меньший объем. Экспортные ограничения формулируются строго, но с легкостью обходятся покупателями, так, в Иране есть несколько суперкомпьютеров, в том числе на архитектуре от Nvidia, но об этом никто публично не говорит. Этакий секрет Полишинеля, о котором в приличном обществе не говорят вслух, делая вид, что ничего подобного быть не может. Иран для внутреннего использования гордится своим суперкомпьютером, который заметно хуже того, чем страна обладает в реальности. Зачем выдавать свои возможности и нервировать врагов, навлекать дополнительные санкции на свою страну.
Любая компьютерная техника может быть использована для решения разных задач — от расчета структуры новых лекарств до разработки вооружений. Американские чиновники искренне хотят остановить развитие Китая (Россия тут идет просто паровозом, за компанию), не дать преимуществ другой стороне. Интересно, что ничего подобного не было во времена Трампа, который начал торговую войну с Китаем. Нынешнее руководство Белого дома отличается тотальным непрофессионализмом, причем это относится к команде Байдена, искренне не считаю президента США здоровым человеком, к сожалению, это кукла, которой управляют другие. Этакая удобная ширма.
Почему решения США об экспортных ограничениях выглядят глупо? Первая причина заключается в том, что те же чипы Nvidia производятся в Китае! То есть если Китай решит ответить, то он просто выключит производства, заменить их моментально нельзя. И это множество компонентов, фабрики невозможно построить за короткие сроки, у Америки просто нет таких ресурсов. Политическая реакция Китая была молниеносной, Министерство иностранных дел выступило с заявлением, что Америка насаждает «научно-технологическую гегемонию». Также китайские чиновники не постеснялись сказать, что ответные меры будут достаточно суровыми, хотя и не уточняли, какими они могут стать. Факт в том, что в этой гонке за технологии Китай медленно и верно догоняет, а кое-где и обгоняет США. Силы примерно равны, но постепенно чаша весов склоняется в пользу Китая. И подобные эмоциональные запреты на экспорт делают Китай еще сильнее, заставляя ускорять свои разработки, делать их главным национальным интересом.
Теперь давайте рассмотрим ситуацию вот в каком аспекте — в Китае достаточное количество суперкомпьютеров, и перенаправить их работу на нужные направления не составит труда, государство способно это сделать. В США с этим все намного хуже, так как государство не обладает на данный момент такой силой.
В гонке суперкомпьютеров Китай уже вышел на первое место, отбросить страну в прошлое не получится. И решение США просто делает этот рынок непрозрачным по аналогии с Ираном. В Америке привыкли опускать железные занавесы, когда страна перестает получать информацию о том, что происходит за ним. Так было с СССР, так пытаются сделать с Китаем и Россией. То есть фактически отказываются от любой информации изнутри, не контролируют и не могут оценить возможности по разработке чего-либо. Поставляя те же компоненты для китайских суперкомпьютеров, в Америке не только зарабатывали бы деньги, но получали бы представление о разработках другой страны, то есть держали бы руку на пульсе. Но это слишком тонкая игра для американских политиков, они привыкли действовать с помощью дубины, другие инструменты для них недоступны. И вот этот подход слона в посудной лавке больше не работает, так как серьезно относиться к истерикам политиков сложно. Главное, что они не могут остановить поток технологий в Китай и даже Россию, санкции просто не работают. А учитывая тот объем денег, что сосредоточен в Китае, победить это «зло» будет невозможно, компании будут продавать китайцам свои решения любой ценой. Взаимное проникновение интересов слишком велико.
В России бум AI-вычислений, например, в «Сбере» стоит суперкомпьютер «Кристофари», он входит в мировой топ-50. Начиная с марта компания Nvidia не поставляет такие решения в Россию, запрет, введенный сейчас, ничего для нас не меняет. Подобные решения есть в МТС, «Яндексе» и ряде других компаний. В России уже полгода исследуют возможности создания решений, не завязанных на технологии Nvidia (а это мировой лидер), можно строить достаточно интересные проекты на дешевых и относительно слабых NPU других компаний, тут вопрос в масштабировании и софте. Одна из проблем для любой страны, обладающей суперкомпьютерами, это наличие электричества, и тут у России есть свои преимущества, мы можем содержать намного большее число таких устройств, чем любая европейская страна даже потенциально. Вопрос только в том, как загрузить эти суперкомпьютеры, сделать их полезными. Стройка таких решений без четко очерченной сферы применения и наличия тех же программистов бессмысленна. Россия в этом аспекте развивается ступеньками, постепенно осваивая новую для себя сферу. И никакие запреты не остановят это развитие, максимум притормозят на недолгий срок. В Китае же санкции не будут замечены вовсе.
Для меня остаются непонятными действия политиков, которые не имеют никакого практического смысла. То есть ими нельзя добиться результата, ничего, кроме публичного обсуждения и обострения отношений, этакое «фи», высказанное другой стороне. Выглядит это слабой позицией, раскачивает ситуацию там, где этого можно было избежать. Фактически перед нами попытка демонстрации силы, когда ее на самом деле нет. Стратегия обезьяны с гранатой хорошо удается американским политикам, они абсолютно непредсказуемы, хаотичны в том, что делают. И в текущий кризис такие действия просто опасны, так как могут привести не только к обострению отношений, а к тому, что все неожиданно выйдет из-под контроля. Хотя, возможно, в этом и заключается главная цель, неумение решать сложные задачи компенсируется попыткой силового решения вопроса, словно оно может быть успешным. Использование Америкой технологий как оружия создает мир, в котором технологии будут разделены, единого пространства больше не будет существовать, и в ближайшее десятилетие Китай это продемонстрирует. Мне искренне жаль, что мы не смогли развиваться в одном направлении, с другой стороны, конкуренция — это однозначно хорошо для всех. Главное, чтобы она была корректной.