Обзор внешней звуковой карты Creative Sound Blaster X5

Не думаю, что открою для кого-то Америку, если скажу, что встроенные в материнскую плату звуковые карты выдают весьма посредственный звук. Вопрос лишь в том, насколько лично вас это устраивает: или пользуетесь «как есть», подключая недорогие наушники и колонки, или всё-таки хотите получать больше удовольствия от музыки и игр, а потому ищете варианты улучшения.

Давайте посмотрим на решение от Creative — внешнюю USB-карту Sound Blaster X5, которая не занимает место в корпусе, подключается и питается по USB и умеет работать не только с ПК, но и консолями.

Table of Contents

Технические характеристики

Комплект поставки

Коробка стандартна для подобного типа устройств: плотный картон, вкладки из вспененного полиэтилена, защищающие карту со всех сторон, пара бумажек. Да и внутри лежит только самый необходимый набор для работы, включающий кабель USB-С на USB-A, аудиокабель 3,5 мм джек на два RCA («тюльпан», «колокольчик») и оптический кабель с разъёмами Toslink. Да, кабели достаточно простые, «базовые», так что если хотите получить максимум звука, замените их на более качественные.

Дизайн

Достаточно крупная коробка по дизайну больше напоминает профессиональные решения, нежели «домашне-игровой» сегмент: серо-синие матовые поверхности, лаконичные элементы, никакой мигающей и раздражающей порой RGB-подсветки, отсутствие каких-либо украшательств — всё крайне функционально.

Все органы управления сосредоточены на передней панели, и это логичное решение: при таком размере нащупывать боковые кнопки и переключатели было бы не очень удобно, особенно если карта стоит на верхней крышке корпуса ПК, в нише под монитором или в ином месте с ограниченной доступностью.

Большая крутилка-регулятор громкости занимает четверть площади панели, она металлическая снаружи, но при этом достаточно лёгкая при вращении. Хорошо это или плохо? Скорее, вопрос привычки, вашего предыдущего опыта и предпочтений, на точность установки громкости это не влияет. Люфта нет, самопроизвольного прокручивания тоже, начальная и конечная точки вращения жёстко зафиксированы — как в классической аналоговой аппаратуре.

На противоположном крае расположилась кнопка включения. Она механическая, с фиксацией в нажатом положении, так что даже наощупь вы можете определить, в каком состоянии находится звуковая карта. Правее от неё — пара кнопок: верхняя отвечает за сопряжение по Bluetooth со смартфоном (и работа с приложением, и передача звука на карту), а нижняя отключает микрофон.

Дальше идут кнопка DISPLAY для переключения режимов отображения экрана и сам экран на ЖК-индикаторах, показывающий информацию о выбранном входе, качестве сигнала, режиме сопряжения и другие служебные сообщения. Есть три варианта яркости плюс автоматический. Всё чётко, функционально, «по делу». Также светятся риска на регуляторе громкости, кнопках включения, Bluetooth и отключения микрофона.

Также имеются: «крутилка» уровня микрофона, переключатель усиления, кнопки выбора выхода наушников или линии, включения/отключения обработки сигнала (режим Direct), выбора режимов эквалайзера и переключатель, указывающий карте, с чем ей работать — ПК или консолью. А в самом низу панели — позолоченные вход для микрофона 3,5 мм, выход на наушники 3,5 мм (небалансный) и 4,4 мм (балансный). Да, XLR-разъёма или совмещённого с 6,3 мм входа нет. Как нет и высокоомного инструментального входа, часто подписываемого как Hi-Z — карта не проектировалась для профессиональной записи музыки в домашних условиях.

Теперь задняя сторона. Линейные вход и выход реализованы на двух парах RCA-разъёмов, рядом расположены оптические вход и выход Toslink, которые нужны для подключения к тем же консолям или передаче аудио на внешние ресиверы или другие устройства. Разъём USB-С используется для данных и питания карты, а USB-A позволяет подключать USB-колонки, микрофоны, игровые наушники или использовать Bluetooth-передатчики. Возможность необычная и полезная.

Остался только «низ», на котором выделяются две длинные широкие ножки с резиновыми накладками. Почему именно такой вид и есть ли вообще какой-то тайный замысел в этих «лыжах», я не знаю, но свою задачу они выполняют хорошо.

Программное обеспечение

Карта может работать без дополнительных приложений, но некоторые возможности активируются только через фирменную программу, доступную для Windows, MacOS, Android и iOS. Возможности на разных ОС почему-то отличаются, и максимум настроек будет, конечно же, на Windows.

Общее для всех — это настройки трёх режимов эквалайзера, микшера, выбор качества записи и воспроизведения, обновление прошивки и активация Direct Mode.

В Windows-версии появляется ещё несколько интересных фишек, правда, заточенных именно под игры. Ну а что, «на Маке игр нет».

Звуковой режим — профиль звука, который включает Acoustic Engine и Эквалайзер: первый является сборником «улучшалок» и виртуализации для лучшей адаптации под разные ситуации, а Эквалайзер, помимо привычных настроек, предлагает готовые решения под популярные игры.

CrystalVoice работает с микрофоном, уменьшая шум, эхо, добавляя компрессии, нужных частот или вообще изменяя голос. А Scout Mode ориентирован на отслеживание шагов, шёпота и шорохов в играх, причём, его активацию можно «повесить» на горячую клавишу и включать по необходимости во время битвы. И да, все эти штуки заметно искажают естественное звучание, изменяют задумку звукорежиссёров, так что используйте разумно.

Мобильное приложение чем-то похоже на упрощённую версию для MacOS — в ней нет «игровых» возможностей, описанных выше.

Железо и Звук

Прежде чем говорить о самом звучании, пройдёмся по «железу». Внутри стоят два относительно свежих ЦАП CS43198 от Cirrus Logic — по штуке на канал. А после них сигнал подаётся на фирменный усилитель XAMP, который был установлен в отличной мобильной звуковой карте Sound Blaster G6. Только у X5 их тоже два, независимых, работающих каждый на свой канал.

Заявлена поддержка наушников аж до 600 Ом, но всё-таки для подобных «монстров» я бы порекомендовал отдельный мощный усилитель для получения нужного «терапевтического эффекта». А все остальные потянет без проблем.

Звучание постарались настроить так, чтобы оно было максимально универсальным для прослушивания музыки и игр: хороший глубокий и немного деликатный бас, музыкальная середина, аккуратный верх и мощность, достаточная для всех наушников, которые не уходят в заоблачные ценники и планируются для использования с подобными картами. И да, как обычно звук на 4,4 мм балансном выходе будет заметно интереснее небалансного: более аккуратные детали, больший объём сцены, аккуратнее её прорисовка, более богатые тембры. Ну а дальше всё зависит от ваших наушников и кабеля, который тоже очень заметно влияет на звук.

Микрофонный вход вполне приличен по качеству, достаточно «тихий», натуральный и, можно сказать, деликатный — нет резкости, жёсткости. Вас будет отлично слышно, а если микрофон не самый лучший, можно покрутить настройки.

Для музыки я, как и обычно, остановился на Direct Mode — режиме, при котором все обработчики, эквалайзеры и «улучшайзеры» отключены. Так вы услышите максимум возможностей самой карты и наиболее правильный звук, но для игр вполне допустимо и нормально использовать различные настройки: всякие виртуализации, Scout Mode и остальное могут дать как большее погружение, так и облегчить некоторые моменты типа определения позиции врагов.

X5 или G6

Так как на руках у меня есть упомянутая выше карта G6 с усилителем XAMP, я решил сравнить их лоб в лоб. По громкости вы не получите заметного преимущества X5 — отличие в моём случае составляло до 5% максимум в пользу новинки. А вот по качеству разрыв заметен даже на небалансном (у G6 в принципе нет балансного выхода): бас более глубокий и менее резкий, более естественный и меньше «давит на ухо», середина намного более детализирована и певуча, ощущается менее «зажатой» и резкой, а верх более аккуратен. Ощущение, будто звук G6 растянули по диапазону и глубине, стёрли с него пыль — всё-таки двойные ЦАП и усилитель решают. А уж на «балансе» отличия ещё более заметны.

Выводы

Сейчас за Creative Sound Blaster X5 просят около 35 тысяч рублей. Примерно за столько же можно найти их же внутреннюю карту AE-9 с внешним блоком. В плюсах — гибридный входной XLR-джек и настройка для согласования с IEM. В минусах — звук проще: чуть-чуть на небалансном выходе и заметно на балансном. Есть другие, более дешёвые звуковухи, но там звучание проще. Есть и всякие решения типа отдельных ЦАПов или даже плееров, подключённых в качестве внешнего USB-решения, но у них не будет входа для микрофона и всех фирменных режимов обработки звука.

И получается, что среди игровых универсальных карт X5 оказывается впереди. Да и куча возможностей подключения, к ПК и консолям (правда, заявлены только PS4 и PS5, но кто мешает получать данные по оптике?) делает её максимально универсальным решением. Единственное, что брать такую штуку ради наушников с ценой в пару-тройку тысяч совершенно бессмысленно. А вот если у вас есть любимые хорошие Hi-Fi «уши», особенно балансные, и вы любите погонять во что-нибудь в соло-режиме или по сети с друзьями — берите. Удовольствие точно получите!

[email protected]
наверх