Запрет TikTok и других китайских приложений в США. Продолжение истории

Привет.

Администрация Дональда Трампа пыталась вынудить ByteDance продать американский бизнес TikTok, президент США не стеснялся рассказывать на публику о том, как он принуждал продать бизнес за копейки. И сколько денег он сэкономил покупателям. Но в силу разных политических моментов выкупа TikTok не случилось. Со стороны все это выглядело как акт государственного рэкета, никакого стеснения американские чиновники не проявляли. Свободный рынок? Правила игры, установленные для всех? Нет, ничего подобного не звучало. Но обвинения в том, что китайские разработчики просто физически не могут не собирать данные об американских пользователях, звучали постоянно. В запале политики даже признавались, что Китай копирует поведение Америки, а значит, ничего доказывать не нужно — мы собираем, значит, и они это точно делают. Прелесть нашего мира в том, что сильные больше не утруждают себя сбором доказательств и попытками предоставить их публике. Зачем?

В конце 2022 года американские политики достали из-под сукна историю Трампа и стали вновь обсуждать необходимость отчуждения американского бизнеса TikTok, слишком велико влияние социальной сети на умонастроения, а местные корпорации не могут победить ее в прямом столкновении. Доводы никак не поменялись, но протолкнуть эту идею централизованно не получается. Отсюда поэтапное давление на уровне отдельных штатов, задействуют губернаторов, которые поддерживают торговую войну с Китаем.

Вот вам пример, в Огайо только что назначенный губернатор Майк Девайн подписал запрет на установку и использование китайских приложений для сотрудников государственных учреждений. Полный список запрещенных приложений:

Тактика, которой придерживаются в США, это публичное давление и создание нарратива, что китайские компании опасны, они воруют данные пользователей, используют их для манипуляции общественным сознанием. То есть фактически действия разных губернаторов, а их чуть менее десятка, направлены не на разрушение бизнеса китайских компаний, их влияние на реальный бизнес минимально. Мы наблюдаем публичное создание мифа, который затем будет использоваться как доказательство злонамеренности китайских разработчиков. Задача — создать волну, всколыхнуть общественное мнение.

Но при этом американцы используют TikTok как платформу для развлечений, поиска информации и заработка! То есть они строят свои небольшие свечные заводики, в которых крутятся нешуточные деньги. И поэтому тотальный запрет TikTok невозможен, это напрямую коснется огромного количества американцев. Перед президентскими выборами 2024 года такой запрет выглядит самоубийственным, бессмысленно предполагать, что политики на это решатся. Возможно, они создают предпосылки для переговоров о продаже бизнеса, но прошлый раз показывает, что Китай намерен защищать свои интересы. При этом та же ByteDance в теории готова продать свой американский бизнес, рассматривает такие варианты. Но факт в том, что она находится между молотом и наковальней, Китай не даст это сделать безболезненно, компания — заложник политических амбиций с двух сторон.

Я уверен, что TikTok и другие приложения китайских разработчиков собирают такой же или меньший объем информации в сравнении с американскими компаниями, которые создают социальные сети. И тут забавно наблюдать, как политики пытаются избегать любого сравнения с собственными приложениями, чтобы не подсвечивать одинаковость подхода.

Момент, в который происходит атака на TikTok, не самый лучший, в Америке набирают обороты публичные инициативы против всех социальных сетей без исключения. Характерным выпадом выглядит обращение с иском общественных школ в Сиэтле. Иск подан против Google, Meta*, Snap, TikTok. Вот выдержка из иска: «Ответчики успешно использовали уязвимые умственные способности молодежи, вовлекая десятки миллионов студентов по всей стране в циклы положительной обратной связи о чрезмерном использовании и злоупотреблении платформами социальных сетей Ответчиков». В рамках иска выдвигаются требования компенсировать ущерб для тех, кто пострадал от действий компаний.

Кризис — прекрасное время, когда разные организации пытаются поправить свои дела, в том числе за счет нападок на большие компании. И это в том числе дает экспозицию информации на общественное мнение, возникают противоречивые обсуждения. Формулируя общественную проблему, можно сказать, что она звучит просто: социальные сети — это зло или благо? И ответить на этот вопрос в лоб невозможно. Общество в Америке разделилось, и тут затрагиваются разные аспекты:

Итого в одном клубке перемешаны интересы слишком многих, что порождает неоднозначность ландшафта, и нельзя предсказать, как изменят его действия тех же политиков. Никакого отказа от социальных сетей не произойдет, поверить в это невозможно. Больший контроль, ограничения алгоритмов, необходимость внешнего и независимого контроля — все это будет. Но не более того.

Обратите внимание на откровения в Twitter, Илон Маск предоставил доступ к внутренним документам, в частности, о российском вмешательстве в выборы 2016 года. Оказывается, что его не было, считать таковым десяток заблокированных аккаунтов с минимальным охватом невозможно. Это как раз нарратив, который создавался против Трампа, чтобы сделать вмешательство в выборы со стороны России фактом, делом доказанным. В принципе, так в итоге и произошло, у среднестатистического американца нет вопросов, было такое вмешательство или нет, он искренне считает, что оно состоялось. Слишком много этот вопрос обсуждался в прошлом.

Идеальный сценарий для политиков сегодня — это создание давления на китайские компании, перехват управления локальными компаниями в США, то есть создание рабочих мест, сбор информации и далее по списку. И, конечно же, выигрыш в области национальной безопасности, когда можно говорить о том, что удалось защитить всех, кто даже не задумывался, насколько он уязвим перед коварными китайцами.

В США есть концепция цифровой колонизации мира, все страны воспринимаются как вассалы технологических компаний из Америки. И вся информация, что создается вне США, воспринимается как собственность США, так как она создана с участием американских технологий. Главная задача страны — поддерживать свое лидерство в этой области, не давать поднять голову своим конкурентам, а заодно ограничивать их возможности на других рынках. Отсюда и вытекает столь острая реакция на успехи китайских компаний — они просто повторяют шаги американцев, что в концепции мира Америки недопустимо. В США установили такие правила игры только для себя, все остальные должны им следовать и не пытаться собирать информацию как таковую, это запрещено негласными правилами. И нарушение их карается именно так — попыткой создания максимальных проблем, уничтожением компаний. Почти никто не знает, что американские компании предпринимали несколько попыток выкупить тот же «Яндекс» и де-факто его уничтожить, действия государства блокировали даже намек на такую возможность. Это привычный стиль ведения бизнеса со стороны американских политиков, которые используют родной бизнес для поддержания технологического лидерства. Но можно точно утверждать, что мир изменился, началась цифровая деколонизация мира и она охватила разные регионы планеты. Пока в авангарде идут крупные страны, но к ним могут подключиться и небольшие, вопрос в осознании проблемы, а его как раз в большинстве случаев и нет.

*Компания Meta Platforms, в которую входят социальные сети Facebook и Instagram, признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.

[email protected]
наверх