Возможна ли суперформула в защите интеллектуальной собственности?

Привет.

Сначала я подумал, что тему уместнее было бы раскрыть в очередном «Ликбезе», но решил все же сделать отдельный материал. Идея появилась после погружения в очередной патентный поиск. Искал я промышленные образцы (патенты на дизайн) и в который уже раз заметил, как же много подобных патентов у IT-компаний. Не удивляет, если такие охранные документы будут, например, у предприятий легкой промышленности. Патентование внешнего вида кроссовок или нового фасона штанов — это логично. Запатентовать элементы корпуса смартфона — тоже логично, поскольку массовые продажи известных компаний всегда привлекают производителей подделок. И иногда гораздо проще защитить внешний вид, чем скрупулезно описывать конструкцию и отдельные элементы, которые в контрафактном изделии могут и не использовать. Таким образом, популярные товары, кроме патента на саму концепцию, имеют некоторое количество патентов, связанных исключительно с внешним видом.

Иллюстрация выше взята из патента USD618678S компании Apple на «Электронное устройство». Разумеется, все узнали iPhone. Суть же в том, что это не более чем рисунок внешнего вида. Никаких конкретных особенностей устройства в патенте не приводится. Однако основная часть патентов, выданных на внешний вид, вовсе не относится к устройствам. Да-да. Большинство из них получены на внешний вид интерфейсов.

Это иллюстрация из патента USD651215S. И защищается в нем «Значок для части экрана дисплея». Похоже на радио. Ну или на старый телевизор. Или вот еще один патент:

Тут уже, насколько я понял, картинка кнопки «Перезагрузить». Видно, что иконка перекликается с изображением картинки телевизора из предыдущего патента специфической изогнутой полоской посередине. Таким образом компании подчеркивают наличие единообразия в своем программном обеспечении.

Причем IT-гиганты заявляют не только общую стилистику, но и совсем уж отдельные элементы. Вот картинка из патента Google USD771681S, судя по всему, на интерфейс навигационного программного обеспечения.

В Google выбрали несколько наиболее логичных, на их взгляд, вариантов использования отображения такой «стрелочки»:

Или вот, например, иллюстрация из заявки той же Google на анимационный интерфейс (USD798902S):

За всеми этими штрихами сразу и не заметишь, что именно защищено. Следующая картинка немного проясняет ситуацию:

Все верно. Компания заявила пульсирующую иконку.

И таких патентов на мелкие элементы интерфейса великое множество. Не только у Apple и Google. И это лично мне не кажется чем-то правильным. Нет-нет. Защищать свои наработки в интерфейсах нужно. Вот только, наверное, не так…

Небольшое лирическое отступление, прежде чем продолжим. На досуге пытаюсь изучать моделирование, и в определенный момент для сцены мне потребовалась ель. Обладая весьма небольшим багажом знаний и не желая тратить деньги на каждую потребовавшуюся модель, которую мне необходимо использовать, я начал делать ее в лоб. То есть сначала сделал одну ветку, а потом, размножив ее, рандомно закрепил на стволе (опция есть такая). Ниже — картинка ветки и то, что в итоге получилось.

Дизайнеры иконок, передающие их в патентный отдел для подачи заявок в ведомство для последующей регистрации, действуют примерно так же. Они рисуют иконку под каждый конкретный случай. Безусловно, у них есть определенный фирменный стиль и вектор, в котором нужно творить, но в большинстве случаев это штучные проекты под конкретное приложение или под свежий пакет обновлений.

А есть иной вариант. Рассмотрю, опять же, применительно к ели. Если я делал ее практически полностью вручную, то профессионалы владеют таким навыком, как процедурное моделирование. Ниже — анимация, демонстрирующая, как это выглядит:

Полное видео можно посмотреть здесь

Здесь показана связка из кучи параметров, объединенных в определенной последовательности. Связка без преувеличения монструозная. Множество узлов разного функционала с несколькими настройками. Но в результате получается весьма впечатляющая картина. Да, для кинематографа она не подойдет, но для непритязательной сцены — вполне. Причем достаточно поменять пару-тройку параметров, чтобы деревья стали выше, кривее, иголки — пушистее, чтобы их стало больше и т.п. То есть, обладая такой связкой узлов (их называют ноды), мы получаем практически неограниченную библиотеку из хвойных деревьев, которые можно использовать для заполнения любой поверхности. Тогда как мне, чтобы лес получился разнообразным, придется создавать каждое новое дерево вручную. И вручную же их расставлять.

Но вернемся к патентуемым иконкам и к тому, как же быть дизайнерам, чтобы не рисовать постоянно множество элементов интерфейса, а иметь возможность «процедурно» создавать их, благодаря заранее созданному алгоритму. И на ум приходит нечто подобное:

Это иллюстрация из патента US11003988B2 компании General Electric на «Улучшение конфигурации аппаратной системы с помощью алгоритмов глубокого обучения». В описании предлагается методика по совершенствованию проектирования систем. В частности, магнитно-резонансных томографов.

Смысл в том, чтобы машины на большом количестве примеров учились и, грубо говоря, помогали людям делать выводы из данных, которые они демонстрируют. В данном случае — врачам.

Эта схема с треугольниками, квадратами и кружками плюс описание патента указывают на использование традиционной схемы нейросети.

Изображение с сайта ВикипедиЯ

На иллюстрации выше показана математическая модель восприятия информации человеческим мозгом. И как видно, с идеей патента General Electric есть схожие штрихи. Дело в том, что нейросеть — это, по сути, система, состоящая из объектов с парными связями, что и видно на иллюстрации из патента. Нейросеть изучает большое количество входных данных и предлагает варианты в соответствии с задачей. И использовать ее можно не только для помощи врачам. Вот, например, картинка из патента US10721471B2 компании Intel:

По задумке авторов, запатентованный алгоритм можно применять во многих видеоприложениях для сжатия видеопотока без потери качества изображения. Это поможет при передаче видео в сетях с низкой пропускной способностью. Схема похожа на иллюстрацию из патента General Electric:

Уже близко к патентуемым иконкам и дизайнерам, но все равно не совсем то. Есть еще один вариант:

Это иллюстрация из патента US11037274B2 компании Disney и ее подразделения Pixar. В этом случае нейросеть используется по профилю компании и на основе входных данных осуществляет обработку кадров для удаления шумов. То есть Pixar натаскивает нейросеть на «правильные» картинки, чтобы потом обработать неудачные. И тут самое время обратиться к статье, которая окончательно оформила мысль для этого рассуждения. Вот она:

В частности, мне стали интересны инженеры запросов. Ведь, по сути, они и являются тем недостающим звеном к полноценной защите фирменного стиля. Сейчас поясню. Они так же используют нейросеть, наполненную большим объемом данных, как и технологии, заложенные в патентах, что я упомянул выше. Отличие в том, что их формулировки, по сути, являются еще одной надстройкой над нейросетью. То есть компаниям, для которых утвержден определенный дизайн приложений, печатных материалов, рекламных роликов и т.п., можно было бы составить запрос к нейросети, чтобы на выходе получались изображения в соответствии с вышеупомянутым дизайном. Как, например, вот эти металлические иконки:

Цитирую Владимира: «Купивший получает не набор иконок, а файл с подсказкой, то есть описанием запроса. Продающий иконки говорит, что с помощью запроса можно будет генерировать черные металлические иконки любого предмета через нейросеть DALL·E»

Однако такие способы работы с нейросетью едва ли можно было бы запатентовать. Вернее, не так. Запатентовать можно. В конце концов, это была бы такая же заявка, как и любая другая от компании, занимающейся производством программного обеспечения. Проблема в том, что мало кто сможет доказать, что та или иная картинка получена именно с помощью данного запроса к нейросети. Всегда же остается старый добрый фотошоп и куча референсов, благодаря которым можно получить сходный до степени смешения с результатом работы нейросети вариант, при этом работая без обращения к ней. Так что, несмотря на периодически проникающие в патентное право нововведения, использовать запросы к нейросети в качестве ограничительных мер если и получится, то с большим трудом.

Вполне возможно, что такие схемы, как описаны в Эхе #186, и являются наиболее оптимальным вариантом. Компания-разработчик нейросети за абонентскую плату предоставляет к ней доступ. «Шептуны», тщательно продумывая варианты, формулируют запрос, а затем выкладывают его в прикрученном к сайту с нейросетью магазине. Единственное, хотелось бы как-то ограничить применение запроса этим конкретным покупателем. Чтобы не просто текстовый файл отправлялся, а, например, ссылка на форму ввода искомого слова, изображение которого и требуется в определенном стиле.

В принципе, изменения в процедуры и регламенты Роспатента постепенно просачиваются. Например, использование трехмерных моделей в качестве приложений для более наглядного представления заявляемого устройства. Меньше текста в описании, меньше вопросов у экспертов, быстрее сама экспертиза. С другой стороны, система еще не столкнулась со всеми потенциальными противоречиями, возникшими вследствие этих изменений. Спрогнозировать их все проблематично.

А вы как считаете? Необходима ли защита труду «шептунов» или впечатать несколько слов в форму запроса не тянет на полноценный результат интеллектуальной деятельности?

Смелых идей, отличных изобретений и успешных продуктов. Удачи!

[email protected]
наверх