Доступный интернет по талонам — чиновники, операторы и бедные пользователи

Привет.

Несложно быть щедрым за чужой счет, в чем-то даже приятно. Заходите в бар и говорите, что всем выпивка за счет вон того парня. Чем не вариант прослыть щедрым? В России чиновники решили провести эксперимент — раздавать бесплатный доступ в интернет к социально значимым сайтам. Задумка хорошая, даже в чем-то правильная, но, как обычно, подкачало исполнение, история для наших широт привычная и изумления не вызывающая. Под шумок социально значимыми стали ресурсы, которые уличить в значимости невозможно. В апреле 2020 года мы читали список из 391 сайта, которые в ходе эксперимента призвали считать важными для среднестатистического жителя России. Список поражал разнообразием, и помимо государственных ресурсов, в нем присутствовали коммерческие площадки — практически все сервисы «Яндекса», включая «Яндекс.Еду» (не смеюсь, все именно так — у человека нет денег на мобильный интернет, но на еду всегда найдутся!), mail.ru и другие. Понятно, что коммерсанты воспользовались возможностью и ринулись добавлять свои проекты в этот список. Неприличность возни вокруг списка дошла до небывалой степени, и чиновники решили, что нужно взять распределение благ в свои руки. До конца 2021 года было необходимо принять список из сайтов, доступ к которым должен быть бесплатен, но определиться с ними было невозможно. Единственные ресурсы, что не вызывали никаких обсуждений, это сайт Кремля и Госуслуги.

Формально с 1 января 2022 года операторы должны предоставлять доступный интернет и доступ к социально значимым сайтам. В реальности чиновники так и не подготовили список, он в процессе обсуждения. Хотя уже известно, что в него войдет социальная сеть «ВКонтакте». Последний вариант критериев, который возник для социальных сетей, звучит так: не менее пяти тысяч аккаунтов госорганов, посещаемость не менее пяти миллионов человек в день, аккаунты государственных СМИ, а также общедоступных ТВ-каналов. Критерий создавался по образу и подобию “правильных” тендеров, когда понятно, что должно быть на выходе, но нужно описать все так, чтобы другие претенденты отвалились. Формально под эти условия подпадает как Facebook, так и YouTube, но их в бесплатное будущее не зовут, так как компании не являются российскими (интересно, как будут выкручиваться чиновники с открытием российских офисов по закону о приземлении, так как они смогут претендовать на право бесплатного доступа).

Теперь давайте посмотрим, как организован доступ к социально значимым сайтам со стороны мобильных операторов, вы можете включить его на сайте или в приложении.

У всех операторов доступ включается на 24 часа (его можно в теории отключить ранее, но как это сделать, пока не очень понятно). При работе “доступного интернета” отключается раздача интернета на другие устройства (!), но самое главное, что “возможны перебои с доступом к сайтам вне списка”. В переводе на русский язык работать будут только те сайты, что бесплатны, а все остальные отключатся. То есть вы не сможете ими воспользоваться, перестанет работать практически все. И это грустно.

Можно подозревать операторов в итальянской забастовке, когда они следуют букве закона, но выполняют его криво. Но единодушие, с которым они это делают, наводит на подозрения, что проблема у всех одна и та же. И вот в чем она заключается.

Например, давая доступ к «ВКонтакте» безвозмездно, мы получаем огромную дыру, когда мобильный интернет может стать де-факто бесплатным совсем. Первоначально предполагалось, что социально значимые сайты будут представлены в текстовой версии, на них отключат видео и другие тяжелые элементы. Несложные подсчеты, которые провели в одной российской корпорации, показали, что для компаний невыгодно и дорого создавать версии своих страниц — слишком большая нагрузка, потребуется много людей для поддержания еще одной версии. Поэтому на следующем круге обсуждений мы вернулись к тому, что социально значимые сайты, например, «ВКонтакте», должны быть доступны в полном объеме — со всем контентом, что они предоставляют. Круто? Не то слово.

А знаете, чего еще не предусмотрели чиновники? Что в таком варианте, когда мы получаем доступ ко всему, можно создавать приложения, де-факто живущие на площадке того же «ВКонтакте», но пропускающие трафик через себя. И тут можно творить что угодно, например, шифровать этот трафик, делать его скрытым и далее по списку. А главное, что операторы будут обязаны пропускать его и никак не ограничивать. Во всяком случае, пока эта проблема не примет массового характера. Уже сейчас она носит вовсе не теоретический характер, прототипы сервисов, что будут использовать доступный интернет, “пилят” сразу несколько команд, и они потирают руки. Это огромная экономия для многих людей, точка роста для приложений, которые сделают халяву доступной (привет, Роскомнадзор, им придется блокировать кучу приложений с такими предложениями).

Для операторов гульба за их счет очень накладна. Нужно выделить бесплатные ресурсы, создать системы учета трафика (та еще задачка, что выливается в использование другого оборудования). Ограничение по скорости в 10 Мбит/с не спасает, этого достаточно в том числе и для видео, тут, правда, будет идти партизанская война, когда не дадут возможности буферизировать такое видео, соединение будут периодически рвать. То есть для текста и простых действий этого хватит, для всего остального — точно нет.

В мае 2022 года Минцифры должно оценить, какой трафик использовался для доступа к социально значимым ресурсам, как это выглядело. Предполагать, как все это будет работать, сложно, в данный момент услуга кривая и пользоваться ей нет никакого смысла. У любого пользователя интернета в России стоимость связи минимальная, интернет есть практически всегда (а также можно включить доступ к сети при отрицательном балансе). Кажется, что услуга надумана, но это не так.

Зачем нужен доступный интернет? Ответ на этот вопрос вовсе не так очевиден, как вам может показаться. Завтра в отдельном материале напишу, в какое светлое будущее мы идем, и у вас начнут шевелиться волосы даже там, где их нет. Увы, это не страшилка, а вполне осознанное движение в будущее, которое продавливают чиновники. И потери тех же операторов здесь неважны, задача, стоящая перед государством, носит стратегический характер. Но реализация на данный момент хромает.

[email protected]
наверх