Привет.
Бывает, что живешь и в ус не дуешь, не понимаешь, что тебя уже посчитали и ты теперь относишься в классификации некой компании к классу «творцов». Мне претит, когда меня пытаются стандартизировать и воткнуть в какие-то рамки, но это мое представление о жизни, у многих людей оно совершенно иное. Например, молодая девушка приобретает последний iPhone в кредит, так как он сродни униформе — аксессуар богатых и успешных, тех, кто может себе позволить больше, чем другие. Потом, конечно, эта девушка выкладывает свои фотографии, часто на заднем плане мелькает осыпающаяся штукатурка, покореженное от старости зеркало. Выезд на светский раут в такси эконом-класса не остается незамеченным для злых языков, которые тут же оставляют под фотографией комментарии.
Самоидентификация — великая штука, ведь она позволяет точно ответить на вопрос, кто вы и чем занимаетесь. В западной культуре этот вопрос немного размыт — чем ты зарабатываешь на жизнь? В нашей культуре обычно спрашивали про профессию, но теперь эта определенность исчезает, так как можно быть учителем, но работать продавцом в магазине. Ответьте себе на вопрос, чем вы занимаетесь профессионально. Например, я отвечу так — журналистика, исследования рынка телекома. То есть, получается, выступаю в качестве журналиста, а также отраслевого аналитика, это профессиональная сфера моей деятельности. Достаточно узко? Но это именно так. Можно примерить на себя личину фотографа или писателя, но это не то, чем я зарабатываю на жизнь, это не профессиональная сфера моих интересов. Хобби — пожалуй, это можно назвать так.
Развитие интернета, взлет IT-корпораций привел к тому, что им был нужен контент, причем тот, за который не нужно платить ни копейки. Рекламные кампании вбивали в мозги идею, что любой человек сможет быть успешным в сети, достаточно только начать творить. И эта идея подкреплялась живыми примерами, каждый соответствовал одному и тому же лекалу: жил-был мальчик/девочка, они умели петь/рисовать/писать/что-то делать, и вот благодаря интернету их заметили и они стали знамениты, теперь они зарабатывают миллионы. В этой пирамиде есть талантливые ребята, которые пробиваются наверх, но стоят они на плечах миллионов тех, кто тратит свою жизнь на формирование контента, который должен показать их таланты, но таковые, как правило, отсутствуют. Сегодня ситуация стала фантасмагоричной, мы конкурируем с людьми со всех уголков мира, вас оценивают по работам лучших, и часто такое сравнение подрывает веру в свои силы, заставляет сомневаться тех, кто имеет потенциал. Это тоже часть естественного отбора.
Идеология определяет сознание, причем в эту идеологию вкачивают огромные средства. Я не могу понять, кем являются те «творцы» (или на английском creator), что расплодились вокруг меня. Знаю, что такое творческие профессии, например, Рафаэля или Джотто смело можно назвать творцами, но в первую очередь художниками, второго — еще и архитектором.
А само слово «творец» оставляет некую недосказанность, причем мы идем от обратного, все вокруг превратились в творцов, исключений нет. Например, в Intel проводят исследование и говорят, что большинство желает купить ноутбук для творцов.
Хотите цитату от производителя ПК компании MSI? Вот как они видят сегодняшний момент: «Мир цифровых технологий постоянно меняется, и сейчас мы вступаем в «эру творцов». Видео- и YouTube-блогеры, стримеры и интернет-знаменитости – популярность людей, создающих свой собственный контент, привела к тому, что вот уже около 200 миллионов пользователей по всему миру теперь производят своими руками видеоролики и изображения, устраивают стриминговые трансляции и делают многое другое, пользуясь цифровыми устройствами». Перед нами классическая подмена понятий, когда создание контента автоматически делает людей творцами. С большой натяжкой можно так сказать, но перед нами явная девальвация определения, раньше творцами были те, кто достигал успехов в профессии или в ремесле.
Утрируя этот подход, можно сказать, что все без исключения люди на земле — творцы, мы каждый день производим удобрения. В цифровую эпоху это уже заслуживает внимания, и рано или поздно кто-то посчитает сам факт существования человека достаточным, чтобы оказывать ему почести. Огульно называя творцами всех без разбора, мы придаем этим людям чувство значимости (не просто Вася, а Вася-творец), а заодно резко снижаем планку качества. Зачем учиться, зачем прикладывать огромные усилия и развивать себя в профессии, если маркетологи убеждают тебя, что ты можешь стать творцом и быть успешным? Все это лишний и тяжелый путь наверх, кто в здравом уме его выберет? Как следствие, мы столкнулись со смертью экспертизы как таковой, когда армия творцов не приемлет тех, кто не творил, а занимался развитием в рамках своей профессии. Они просто на разных полюсах знания и незнания, им никогда не сойтись в одной точке и не найти компромисса. Воинствующее незнание стало знаменем творцов как таковых, причем в худшем проявлении.
Помните вечеринку творцов, когда в закрытом помещении в бассейн высыпали 25 килограммов сухого льда? Двое умерли моментально, муж блогера-творца Екатерины Диденко скончался в больнице. По прошествии полугода Екатерина завела новый роман, радовала своих подписчиков в Instagram очередными фотографиями и пропагандировала собственный образ жизни. Трагедия не научила творца ровным счетом ничему, да и почти не изменила жизнь, скорее даже увеличила число подписчиков, стали поступать приглашения на ток-шоу. Одним словом, мы видим, что творить можно что угодно, главное, чтобы это превращалось в лайки и просмотры.
Мир превратился в огромную обманку, где потребителя убеждают в том, что, купив что-то, он автоматически получит знания и умения. Достаточно сделать одно усилие, и после этого в жизни не нужно будет напрягаться вовсе. Это опасный путь, на который мы встали как человечество, он тупиковый, отнимает силы и время у тех, кто мог добиться реальных результатов в настоящем, а не в выдуманном мире. Учиться всегда сложно. Казаться, а не быть, намного проще.
Проблема нашего восприятия слов в том, что мы перестали придавать им значение. Нам кажется, что точность в словах не нужна. Поэтому врачи искренне верят, что пронести в операционную свой iPhone — это нормально и никаких проблем у оперируемого от этого не будет («вы правда считаете, что я ему в рану его буду засовывать?» — так у нас в комментариях написал хирург!). Россия лидирует по числу послеоперационных осложнений, печальная статистика подкрепляется «знаниями» тех, кто это делает. Девальвация знаний и профессий видна невооруженным глазом, но совершенно непонятно, зачем нам в экономике такое число творцов. Я совершенно не против того, чтобы люди творили в свободное от работы время, кто-то, возможно, это сделает своей профессией, например, как это произошло в моем случае. Но в отсутствие профессии создавать из себя творца как минимум странно.
Хорошим журналистом может стать человек, у которого есть жизненный опыт, кругозор. Профессия не имеет явных ограничений. Но кто может стать врачом, строителем, аналитиком, программистом? Тут уже требования к профессии совсем другие, и необходимо учиться, иногда всю жизнь. Творческие профессии предполагают определенную свободу, но она не безгранична, и главное, что она не дает вам гарантий, что вы будете удачливы во всем.