«… во всех остальных случаях они останутся уделом фанатов и любителей…» — на этой фразе закончился мой предыдущий сказ про 360-технологии. Глубокомысленно выдохнув, порассуждаю сегодня о главном. О том, «кому это выгодно».
Оно вам надо?
В моем детстве почти у каждого был пленочный фотоаппарат. Начальная «Чайка», дешевенькая «Смена» или же продвинутый «Зенит». 35 мм пленка с перфорацией, бачки с проявителями и фотоувеличитель в ванной. Это была эра фотографии.
Кинокамеры? Что вы! Удел привилегированных. Все изменилось в середине 90-х — с появлением первых бытовых камкодеров. В моду вошло домашнее видео, крепко потеснившее фотографию. Но все еще писалось на пленку — магнитную или фотографическую.
Настоящий же переворот свершился с появлением «цифры», интернета и смартфонов. Когда более половины всего социального контента стало составлять видео. Даже Facebook сегодня всеми правдами и неправдами пытается угнаться за TikTok-ом и YouTube-ом, популяризируя видеоконтент и придушивая любой иной.
Оно и понятно: видео, в отличие от фотографии, позволяет встраивать рекламу. Позволяет и текст. Но видео все равно в приоритете: кто его читает, текст-то? Так, пробегутся по заголовкам. Максимум в лид заглянут. А видео — досмотрят.
С фото же все непросто: засунуть рекламу технически некуда. А с 360-фото вообще беда — ни внутрь рекламу не впихнуть, ни сверху наложить. Особенно в социальных сетях.
Опять же, если обычное фото — это, как правило, всем хорошо знакомый jpg-файл, который можно открыть чем угодно и сохранить куда попало, то 360VR-снимок — целая история.
Одно дело — снять панораму, другое — собрать ее. И третье — как-то отобразить. Эта, снятая в Таллинне, встроена на страницу при помощи кода iframe.
Во-первых, куча файлов: например, приведенная выше сферическая панорама содержит около 500 файлов, из которых 450 приходится на различные фрагменты изображения с разной степенью его увеличения. Сделано это с целью быстрой загрузки, иначе пришлось бы подгружать файл размером ~50 мегабайт.
Во-вторых – визуализатор, представляющий собой комбинацию html, css и js. Без него картинка отобразится прямоугольной «портянкой». Абсолютно плоским изображением с сильно искаженным верхом и низом. И этот самый визуализатор – продукт непростой, а в большинстве случаев — еще и коммерческий.
В-третьих, исходящее из «во-вторых», — не везде подобное можно опубликовать. Точнее, практически нигде нельзя. Кроме собственного сайта, специализированных ресурсов и — Facebook. Единственной на сегодняшний день социальной сети, поддерживающей 360VR-контент.
Именно по этой причине некогда возникший интерес к VR довольно быстро сошел на нет. Оставшись сугубо утилитарным инструментарием для сервиса Google Street View и уделом энтузиастов, публикующих панорамы в том же ФБ.
Однако поддерживать такой продукт соцсети хлопотно и бесперспективно. Выше уже объяснял, почему (рассказывая про рекламу и ее интеграцию с контентом). Поэтому поддержка 360VR еще остается, но каждый день тебе намекают на то, что такому формату здесь уже не рады.
А где рады?
Но было бы удивительно, если подобная технология не нашла свое применение хоть где-нибудь. Скажем, в кинематографе. Правда, с оговоркой: 360-видео, не фото.
Как все вы знаете, любое видео — это анимированный поток вполне себе статичных фотографий, отображаемых с частотой от 24 кадров в секунду и выше. И поскольку кадры мельтешат в глазах, никто особо не вглядывается в мелкие погрешности отдельно взятых изображений. Значит, можно сильно снизить запросы к качеству.
Опять же, разрешение: если для фото справедливо правило «чем больше размер, тем лучше», то с видео все упирается в технические возможности процессора и видеокарты компьютера, планшета или смартфона, на котором оно просматривается. Проще говоря, огромные размеры видео никому не нужны. И, значит, можно упростить технологию съемки, используя элементарные технологии. Например, применяя камеры «все в одном».
Эту панораму я снял «на скорую руку»,камерой QooCam 8K. Она, будучи устройством «все в одном», сильно упрощает процесс съемки. Буквально — раз! И готово. Кроме того, позволяет снимать в стесненных условиях. Например, в холодильнике можно снять сферический натюрморт одинокой котлеты. Или как здесь – пейзаж с точки зрения большущей такой руки (мифического эстонского персонажа Суур Тылля). Однакоитоговое качество подобного изображения уступает снятому на обычную камеру. Особенно на стыках линз.
Голливудские энтузиасты немедля взялись за эксперименты. И даже сняли пару «сферических» кинолент. Преимущественно в стиле «хоррор». Ведь каждому хочется обернуться и посмотреть: кто же там прячется в темноте, страшный такой? И 360 для этого — идеальный инструмент! Крутись себе, разглядывай, бойся.
Но тут же посыпались разные «но». Во-первых, на большом экране традиционного зала такое кино не покажешь. А строить новые, в которых зритель будет крутиться на стуле вокруг своей оси, — идея из разряда так себе.
Ладно, пусть тогда будет YouTube, — решили создатели. Все равно сейчас многие на телефонах и ноутбуках кино смотрят, — сказали они. Но… постоянно скролить мышкой, вращать экран? Да ну, ерунда какая-то.
Опять же, режиссерский замысел. Ведь часто требуется нагнать тень на плетень — показать что-то крупным планом, спрятав все остальное. Или же, наоборот, выдать панораму. Именно ее и ничего более.
Не забываем и про технологический процесс съемки, когда по одну сторону объектива происходит действо, а по другую (а также сверху, снизу и по бокам) стоит куча осветительного и съемочного оборудования, персонал и «все лишнее». Которое никуда не деть, ни во что не засунуть: например, если снимается исторический фильм на древней натуре, а напротив нее, упираясь этажами в небеса, стоят современные небоскребы.
Конечно, нет ничего невозможного. И хромакей никто не отменял. Но все это сильно усложняет съемочный процесс, делает его дороже. Короче, не вариант.
Есть решение!
Тем не менее, здравый компромисс есть: шлем виртуальной реальности! Удобно, с полным погружением в действо. Хочешь — смотри себе прямо, не хочешь — крути головой. Было бы что смотреть.
В этом месте сразу оживились документалисты: снимать историю в 360 — это же круто! Не менее круто — снимать живую природу. Опять же, не сильно хлопотно: поставь камеру рядом с тиграми, включи ее, и пусть ходят кругами. Никакого сценария, сплошной экспромт.
И все бы здорово, но снова «но…». Много ли на свете людей, смотрящих Discovery? Или National Geographic? А вот любителей «клубнички» полно. Да-да, вы правильно меня поняли: я сейчас про контент «для взрослых» говорю. В котором срослось абсолютно все!
И желание зрителя смотреть такое «кино» с разных сторон, с увеличением отдельных его сегментов. И простота съемки. И наличие уже готовых решений по просмотру контента — в формате шлемов VR (когда снимали «хоррор», шлемы еще не вошли в моду). И вот тут сферическое видео действительно «выстрелило»!
По понятным причинам живые примеры приводить не стану, поэтому вот вам отвлекающее 360-видео про природу.
На YouTube немало подобных примеров. Посмотрите их на разных устройствах, включив разрешение 8К. И затем, когда процессор закипит, вспомните про то, о чем я говорил выше.
Как снимается 360-видео?
Технология съемки 360-фотографий и 360-видео абсолютно идентична. С одной лишь оговоркой: фото можно снять одной, отдельно взятой обычной камерой. А вот для видео уже нужны либо аппаратные комплексы, либо специальные камеры «все в одном».
Их конструкция проста: в бюджетных случаях – например, как в Ricoh Theta Z1, Insta360 One R 360 или QooCam 8K – используется два спаренных модуля, каждый из которых содержит собственную матрицу и циркулярный фишай-объектив. Размещаются они в корпусе устройства так, чтобы суммарный перехлест изображения, полученный «по кругу» через оптику, составлял 15-20%.
Далее — просто: съемка ведется с установленным разрешением и частотой кадров, видеопоток с каждого модуля пишется на карту памяти. В итоге получается два ролика. В наиболее продвинутых моделях – за счет внутренних алгоритмов и процессора – происходит склейка итогового 360-изображения «на лету». В остальных случаях — на компьютере.
Профессиональная 360-видеосъемка ведется более продвинутыми устройствами, имеющими не два, а четыре или более модулей. Практический смысл таких решений состоит в том, что даже на небольшие матрицы можно снимать видео довольно высокого разрешения. Почитайте мои предыдущие записи, в которых я рассказывал про выбор объективов и то, как снять качественную 360-панораму на смартфон. Там это подробно объяснено.
Возможно, вы спросите: почему бы не использовать full frame матрицы, это же круто? Можно. Но сравните размер зеркальной камеры с пристыкованным к нему объективом и свою камеру, встроенную в телефон. Теперь умножьте на число модулей — на два или восемь, представьте размер и вес этой монструозной конструкции. А также ее гипотетическую стоимость. И задайтесь вопросом: оно вам надо?
Да, такие устройства тоже есть. Но они крайне нишевые. Даже весьма продвинутая камера Insta360 Titan, снимающая 360-видео с 11К разрешением, имеет 8 матриц весьма скромного размера «4/3» (площадь в четыре раза меньше, чем у «фулл-фрейма»). При этом весит почти 6 килограммов, а стоит 15 тысяч евро. Вряд ли за ней стоит очередь фотолюбителей. Которых и компакты по цене «до 1 000 евро» устраивают более чем.
Но о них, как и о технологиях — программах для сшивки панорам на компьютере, поговорим уже в другой раз.