Привет.
Какие только заголовки мне не встречались после того, как Илон Маск заявил об успешном использовании чипа, разработанного Neuralink и вживленного в мозг человека для управления компьютерной техникой. Чтение мыслей — самое очевидное определение, которое использовали как гиперболу журналисты. Ни о каком чтении мыслей речи, конечно же, не идет, более того, разработки Neuralink нельзя назвать уникальными, но компания и Илон Маск решают очень важный вопрос для всего человечества — снятие ограничений на испытание подобных технологий на живых людях. Мы переходим к этапу, когда подобные опыты становятся возможными, и они сулят нам прорыв в создании систем, которые вернут многим людям возможность полноценного общения с внешним миром, а также откроют дорогу к созданию имплантов, которые даже могут вернуть зрение слепым людям.
Компания Neuralink была основана Илоном Маском в 2016 году, именно в тот момент на рынке широко обсуждалась возможность создания чипов, которые будут служить мостиком между мозгом человека и компьютерными системами. Подобные системы появились задолго до того, так, в 2002 году группа исследователей продемонстрировала вживленный в мозг обезьяны имплант, который позволял управлять курсором на экране компьютера. В Neuralink шли проторенной дорожкой, занимаясь созданием коммерческого варианта разработок, и тут надо отдать должное Илону Маску, ведь главное — не просто создать имплант в лаборатории, но отработать процедуру его вживления, обойти ограничения со стороны властей, которые запрещают подобные опыты над мозгом живого человека. И главная заслуга Neuralink в том, что компания привлекает внимание к подобным разработкам, делает их возможными и двигает их вперед.
В мире существует два подхода к чтению сигналов мозга. Первый — неинвазивный, когда с помощью установленных на голове датчиков считывается электрическая активность нейронов. Минус этого подхода в том, что качество распознавания сигналов очень низкое, даже в лабораторных условиях получить устойчивые, повторяемые результаты сложно. Но ученые добились того, что они могут играть в компьютерную игрушку «Теннис», управлять ракеткой. Другой очевидный минус — стоимость оборудования, необходимость тихого окружения. Несомненный плюс в том, что никаких операций не требуется. Утрируя, можно сказать, что вы надеваете волшебную шапочку, которая играет роль манипулятора, силой мысли вы управляете курсором мыши на экране.
Второй способ заключается в подключении к нервным окончаниям, чип считывает сигналы и позволяет интерпретировать их, а затем передает их на внешнее устройство, например, тот же компьютер. Плюс в том, что научиться управлять таким устройством намного проще, сложность в необходимости интеграции чипа в мозг животного или человека, что потенциально ведет к целому ряду осложнений, включая смерть испытуемого.
Если посмотреть на эволюцию разработок внутри Neuralink, то это повторение работ, проделанных другими группами ученых. Но с важной оговоркой: каждый шаг приближал и приближает компанию к созданию коммерческой услуги. В 2019 году Neuralink заявляет о том, что смогла вживить до 1500 электродов в мозг крысы. На крысах отрабатывалась технология вживления имплантов, их подключения к нервным окончаниям.
Следующий этап — испытание на обезьянах, самое сложное в процессе вживления импланта — его подключение к нервным окончаниям, сам чип устроен достаточно просто — он считывает активность нейронов, расшифровывает ее и передает на внешнее устройство, например, используя Bluetooth. Совмещение электроники и органических тканей — процесс нетривиальный, необходимо добиться того, чтобы при нем не было ошибок. И компания тренируется на обезьянах, овцах, крысах.
В декабре 2022 года Reuters получает доступ к внутренней информации Neuralink, сотрудники компании утверждают, что за все время испытаний погибло более 1 500 животных. Несколько десятков обезьян умертвили после неудачных опытов. Илон Маск публично выступает с опровержением, он называет место, где содержат испытуемых обезьян, «раем», где им предоставляют еду, игрушки, показывают телевизионные передачи. Также он говорит о том, что все обезьяны, принимавшие участие в испытаниях, уже были на грани смерти, поэтому такие опыты этичны.
Сотрудники компании анонимно опровергают заявления Илона Маска, утверждают, что в опытах принимают участие молодые обезьяны, до их смерти зачастую проходит до года. Смерть обычно становится результатом неудачной установки импланта, типичные побочные эффекты — привнесенная грибковая или бактериальная инфекция, разрушение части импланта. Подробно прочитать об этом можно вот здесь.
Надзорные органы в США начинают расследование в отношении заявлений, но на данный момент никаких выводов все еще нет. Маск и Neuralink демонстрируют очередной прорыв для своей компании, они показывают обезьяну, которая умеет управлять игрой с помощью вживленного импланта. Вы можете посмотреть на видео, как это происходит.
Девятилетняя макака была обучена игре, в качестве поощрения за правильные действия ей дают банановый смузи, он в трубке. Первоначально макака играет с помощью джойстика, но после вживления импланта джойстик отключают от экрана, все управление идет через имплант. И все это работает!
Доказательство концепции налицо, система работает. Но мы не знаем, какое количество обезьян оказались в группе тех, что пострадали при имплантации, не смогли освоить работу с имплантом. В компании по понятным причинам об этом не говорят.
Первоначально в Neuralink планировали провести испытания на людях в 2020 году, но затем сроки были перенесены на 2023 год. Наблюдательный совет одобрил такие опыты весной 2023 года, также было получено разрешение от властей.
В январе 2024 года Neuralink показывает первого человека с вживленным имплантом для управления компьютером, им оказался 29-летний Ноланд Арбо (Noland Arbaugh). Для первых опытов выбирали парализованных людей с травмами шейного отдела спинного мозга или с боковым амиотрофическим склерозом. Потенциально технология может позволить не только управлять внешними устройствами, но и восстановить подвижность для человека (подключается два чипа, которые обходят пораженные участки нервной системы, передают сигналы, минуя эти участки).
Ноланд Арбо в видео, распространенном Neuralink, рассказывает, что получил возможность играть в компьютерные игры, он может управлять даже сложными играми, например, «Цивилизацией». Выглядит все это как триумф технологий, но не стоит забывать, что это визитная карточка компании, которая показывает нам продукт с наилучшей стороны. Ниже приведу видео, если вы хотите посмотреть почти часовое выступление и обсуждение технологии.
Илон Маск понимает значение PR, поэтому он щедро сыплет обещаниями. Кажется, что вопрос с имплантами уже решен, следующий этап — это возвращение зрения слепым людям. Такого же типа имплант, который подключается к зрительному нерву и позволяет человеку получать картинку. Проект получил название Blindsight, никакие сроки не приводятся, но Маск сыплет обещаниями — вначале люди будут видеть мир в низком разрешении, как в первых играх Nintendo, но затем возможности таких имплантов возрастут и превысят человеческое зрение. У меня нет сомнений, что человечество рано или поздно создаст такие технологии, возможно, это даже будет Neuralink. Но в данный момент ничего подобного у компании просто не существует, и она не является пионером в этой области. Напомню историю стартапа Second Sight, которая создавала глазные импланты и обещала вернуть зрение незрячим людям. Импланты ставили живым людям, но затем компания потеряла интерес к разработкам, и люди вновь остались один на один со своими проблемами. Обещания были ровно такими же, как в Neuralink.
В историях от Илона Маска слишком много вранья и обмана, PR-составляющая перевешивает, а острые моменты скрываются от публики. И поэтому нет причин считать, что Neuralink и их разработки безопасны, никакой статистики нет. Опыты, проведенные на обезьянах, показывают, что вживление имплантов не такая безболезненная и простая процедура, как это пытаются представить. И тут важно многократно оценить риски, прежде чем проделывать такие операции.
Мы не получим чудо-технологии от Neuralink завтра, скорость адаптации таких разработок составляет десятилетия даже при самом благоприятном развитии технологии и одобрении со стороны регулятора. Важный вклад Neuralink в такие разработки заключается в том, что пример компании подталкивает власти в разных странах разрешать большее число опытов, в том числе на людях. Что, несомненно, даст толчок в развитии вживляемых в мозг имплантов. В России такие разработки ведутся несколькими коллективами, но ничего такого, о чем можно говорить как о несомненных успехах, пока нет. И в этом аспекте Neuralink выглядит как пионер коммерциализации разработок нейроимплантов. Но всевозможных «но» тут такое количество, что никто не гарантирует, что все это станет реальностью и не обойдется без подводных камней. Слишком сложная тема, слишком играючи к ней подходит Маск.
Будущее за системами, которые будут неинвазивными, только такие «шапочки» смогут обеспечить легкость в управлении, а главное — использование любым человеком. Вопрос цены, появления датчиков нового поколения, они будут очень чувствительными. Это также неординарная инженерная задача, но она имеет решение, и у меня нет сомнений, что рано или поздно мы получим такие средства для управления внешними устройствами. Но никакого чтения мыслей, только адаптация своих мыслей под простое управление внешними интерфейсами.
А вы готовы вживить в себе чип для управления компьютерной техникой? Посмотрите, как отвечали наши читатели в Telegram, найти опрос можно тут.
Как по мне, так вживление чего-либо в организм — это мера вынужденная, когда человек теряет данное от природы. Мы пока не достигли момента развития, при котором способны улучшать нашу конструкцию, как это описывают в фантастических произведениях. Но морально многие люди готовы кроить себя и сегодня, что гарантирует такие операции в больших масштабах в будущем.
Всегда интересовал вопрос, а где ты самая грань, которую нельзя пересекать? И уже взрослея, понял, что ее просто нет. Хороший концепт — это окно Овертона. Сначала заговори о чем-либо осуждая, потом найди исключения и оправдания, а затем поддержи и нареки нормальным.Вновь дать возможность видеть — это очень благая миссия. И если задуматься она очень похожа на терраформирование Марса. Там будет атмосфера и, возможно, даже океаны. Но, может, бережнее относиться к Земле и подобный героизм не потребуется? Не прямая ли аналогия со зрением? Исследования генетических патологий, здоровый образ жизни, профилактика, техника безопасности и вот люди уже и не теряют зрение. А ввиду того, что Маск не бесплатно планирует использовать свои разработки, вопрос коммерческого успеха поставит крест на этом деле. А значит, либо цели другие, либо тонкая грань дозволенного ещё тоньше, чем кажется.
Немного знаком с темой изнутри ;-). Там имеются ещё несколько задач. Быстрое тестирование лекарств (мозг-на-чипе). Ну, и, конечно, третий закон Ньютона :-). Успешные опыты по управлению мышами по такой методике описаны в научной литературе 15 летней давности
"создать имплант в лаборотории" лаборАтории
этичность тех или иных исследований — это серьезная, в первую очередь, философская проблема. этично ли исследовать пределы человеческого здоровья, чтобы со временем получить вакцину от любых видов рака? или продление жизни? оправдывает ли на самом деле цель средства для ее достижения? на этот вопрос нет ответа, который бы устраивал всех. имя Менгеле стало нарицательным крайне негативной степени, но на плодах его деятельности выстроены достижения современной медицины, например, в области лечения ожогов. человечество всегда будет ставить рискованные эксперименты, далеко выходящие за рамки добра и зла. как бы мы лично не относились к этому, это неизбежно. главное, не делать мир черно-белым, в котором согласие на использование тех или иных результатов исследований автоматически трактуется, как поощрение таковых исследований.
Маск это человек-пароход,на земле и на небе!Такой человек делает это не из-за денег,а из за своей гениальности!
и кстати, не надо забывать, что само понятие этичности, по факту, многоуровневое. то, что неэтично для отдельного индивидуума, вполне может быть этично для социума. насилие яркий тому пример. насилие одного человека над другим неэтично до тех пор, пока это касается конкретно этих двух индивидуумов. а если первый защищает своих близких от второго, то более чем этично.а законопослушность граждан вообще зачастую основана на боязни узаконенного насилия со стороны правоохранительных органов в свой адрес, а отнюдь не на правильном воспитании. как бы ни мечтали прекраснодушные идеалисты, беззаконие порождает анархию, а отнюдь не рай на земле, где "агнцы возлежат рядом с волками".так и с этичностью медицинских исследований…
… что-то зацепила меня эта тема, поэтому будет и третий комментарий…каждый, кто задумывается об этичности подобных исследований, задайте себе вопрос — насколько комфортно будет вам жить, если (не дай бог) вам или вашим близким понадобится восстановить здоровье при помощи подобной технологии, а она будет существовать только "за океаном", и ни за какие "блага мира" нужный продукт данной технологии вам доступен не будет? я счастлив, что передо мной не стоит подобная дилемма, и мне бесконечно жаль тех людей, которые вынуждены подобные решения принимать
Филипп Мастяев, Именно. В жизни нет тем (не случаев!) на которые можно ответить полярно — да или нет. Ни про закон, ни про анархию, ни про медицинские исследования. Слишком многогранны темы и всегда найдутся углы зрения, в которых хорошо, и в которых плохо.Отмечу, что эти углы отлично соответствуют нормальному распределению (гауссиане). При котором подавляющее большинство относится к серой зоне, не требующей регуляции и даже, где регуляция принесет больше вреда, чем пользы. И только единицы процентов по краям достойны пристального внимания. Причем спорщики часто приводят аргументы именно из этих краев, этой ничтожной долей давая оценку остальной громаде.
Если это вернет зрение людям — будет бомба