Запрет VPN в России, или испорченный телефон от политиков

Привет.

Российский чиновник или политик обладает уникальной способностью, которую воспитывает окружающая среда, он должен уметь переобуваться в воздухе. Умение это приобретенное и оттачивается годами. Вот чиновник открывает рот и что-то говорит, вот проходит совсем короткое время, и мы уже не так его поняли, а имелось в виду совсем иное. К сожалению, изначальная информация еще и искажается в СМИ, которые начинают придавать ей сенсационный характер в погоне за просмотрами и обсуждениями. Примерно так и случилось с очередной информационной сенсацией о том, что в России в марте 2024 года грядет запрет всех VPN-сервисов. Во всяком случае, с десяток разных изданий спрашивали меня именно об этом — как в России смогут запретить кучу VPN-сервисов и что нужно для этого сделать. Короткий ответ был прост — никак не смогут.

Волна поднялась из-за публикации в ленте «РИА Новости», где процитировали сенатора Артема Шейкина, зампреда Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации. Вот что сказал политик: «С 1 марта 2024 года вступит в силу приказ, согласно которому VPN-сервисы, предоставляющие доступ на запрещенные в России сайты, будут заблокированы Роскомнадзором во всех маркетах». И понеслась по всем уголкам страны новость о тотальном запрете VPN.

Давайте попробуем вместе порассуждать, что происходит и почему запреты выглядят технически безграмотными. Начну с такой малости, как описание Роскомнадзора, ведь это надзорное ведомство, которое следит за выполнением законов. Оно не является создателем законов, функция РКН — контроль соблюдения последних. И это диктует определенные правила игры, в РКН могут выпустить миллион приказов, но они не станут законами. Распоряжения на уровне ведомства не играют никакой роли и не распространяются на всех граждан России. Итого мы получаем понимание, что для запрета VPN как технологии и соответствующих сервисов нужны действия со стороны правительства России либо какого-то из министерств. Но никак не РКН.

В России РКН следит за блокировками доступа к информации, которая считается запрещенной. В рамках своей работы РКН обладает полномочиями блокировать сервисы, которые помогают обойти блокировки, в том числе это различные VPN-клиенты. В РКН научились использовать ТСПУ на сетях операторов, чтобы блокировать VPN-сервисы по сигнатурам, причем наловчились более-менее сносно это делать. Часто по пятницам VPN умирает, чтобы ожить к понедельнику. В РКН тренируются и заодно смотрят, кто из корпоративных клиентов попадает под раздачу, кого нужно добавить в список исключений. Напомню, что VPN – это в первую очередь технология корпоративная, необходимая для работы многих компаний. И никакого тотального запрета VPN как технологии нет и не может быть, о таком не мечтают даже в Китае. Скорее у чиновников есть мечта закрыть доступ для обычных людей к тем ресурсам, что они пытаются блокировать.

Тут в поведении чиновников наблюдается несогласованность, так как, с одной стороны, они говорят, что пользователи могут сидеть в Instagram*, с другой стороны, пытаются всемерно заблокировать эту социальную сеть, но не трогают тот же WhatsApp. Одним словом, кто в лес, кто по дрова. Нет согласованной позиции и соответствующих действий. Мне, в целом, непонятно, зачем нужны запреты такого рода для обычных пользователей.

Корпорации живут в мире, где они подсчитывают свои прибыли и убытки, Россия уже нанесла сильный удар по западным компаниям, они не получают доходы с рекламного рынка России. И это не изменится. То, что кто-то приходит и пользуется их продуктами, скорее минус, это бесплатные пользователи, не приносящие дохода. Можно, конечно, вспомнить, что это часть аудитории, но последняя сегодня не так важна, как те деньги, что вы зарабатываете.

Мне неясны цели, которые преследуют российские чиновники и РКН, когда пытаются любой ценой заблокировать запрещенные ресурсы, а также VPN-сервисы, которые не работают с ними. Последние по определению не будут с ними работать, так как большая часть их просто физически отсутствует в России. Как, впрочем, от нас ушли и большие компании, например, Google или Apple, последние не ведут переговоров с российскими чиновниками, нет никакого общения — ни формального, ни неформального. И в таких условиях можно до посинения писать свои пожелания на деревню дедушке, ничего не изменится. У чиновников нет рычага давления на эти компании.

Что значит запрет определенных VPN-сервисов и, как следствие, приложений? То, что в марте 2024 года РКН напишет грозное письмо о необходимости их блокировки в адрес Google и Apple. Последние ничего не ответят, приложения не исчезнут в магазинах приложений. Что в таком случае будет делать РКН? Правильно, блокировать магазины приложений!

Для iPhone нет никаких альтернативных магазинов, блокировки будут усложнять и так непростую жизнь владельцев, а заодно поломают бизнес пополнения счета App Store через операторов (билайн и МТС). То есть фактически РКН ударит по двум операторам, для которых эта возможность жизненно необходима, они получают свой процент от пополнения счетов, и это значимые цифры в рамках их бизнеса. Но кто считает такие «мелочи»?

На Android блокировка магазина приложений будет выглядеть как рекламная кампания RuStore. Не работает Play Store от  Google? Не беда, скачайте наш родной RuStore и пользуйтесь им. Вот только это не загонит всех в RuStore, скорее создаст тягу в альтернативных магазинах, да и установить VPN-сервис напрямую не составит никакого труда. Блокировка чего-либо на Android просто невозможна.

Выгодоприобретатель тут VK, владеющая RuStore, но считать, что это их хитрый план, не буду. Скорее это техническая безграмотность РКН и политиков, которые реально верят в возможность блокировки VPN на Android.

Меня расстраивает, что чиновники тратят бюджетные деньги на свои цирковые номера, которые не приводят ни к чему. Нельзя грозно сообщить о том, что, мол, мы будем блокировать что-либо, но потом просто сесть в лужу. Как это уже было с Telegram, когда чиновники сделали рекламную кампанию для мессенджера (но там действительно было другое, в Telegram загоняли всю оппозицию, чтобы она была в одном и подконтрольном месте). Но сейчас поход против VPN выглядит глупым и обреченным на провал. Главное, что, пытаясь закрыть VPN для обычных пользователей, наносят ущерб компаниям, которые не могут работать в нормальном режиме, экономические убытки огромны и не поддаются прямому подсчету.

Приведу пример, о котором не расскажут чиновники. В России удаленно работают сотрудники, которые являются поддержкой разных компаний, работают они вне страны (тут важно наличие русского или английского языка). Кажется, что в России это небольшой сегмент рынка, что и правда так. Несколько тысяч человек используют разные мессенджеры для работы в других странах. Блокировки РКН выводят эти мессенджеры из строя, несколько тысяч человек внезапно оказываются безработными. В условиях кризиса, когда нужно бороться за любые рабочие места, такое поведение, мягко говоря, выглядит головотяпством. Ни Минцифры, ни какие-то иные министерства просто не обращают внимания на эти «мелочи». И таких вот историй огромное количество. Каждая из них должна приниматься во внимание, так как из них формируется общая среда внутри страны. А для того, чтобы усугублять кризис своим головотяпством, много ума не нужно.

Блокировка VPN превратилась в своего рода традицию, когда уже забыты первоначальные цели, а блокировка сама стала целью. Чиновники спят и видят, как решить проблему, которую они сами создали. Отсутствие технических знаний не позволяет этого сделать, иначе бы и вопрос стоял совсем по-другому. Более того, мы как страна демонстрируем слабость в этом вопросе, не можем создать понятные, прозрачные правила игры для себя. И отсюда все эти цирковые номера, неоднократные обсуждения блокировок VPN и так далее. Так проще всего, потому что нет объяснений, нет работы с населением. Только истории про страшный VPN, который украдет ваши данные. И это создает ровно обратный эффект там, где его не должно быть. Я разочарован тем, что эта кампания против VPN вообще началась, но главное, что она не имеет конечной цели и смысла.

И РКН не сможет победить в борьбе против VPN, только создать проблемы для всех пользователей и компаний, нанести экономический ущерб России, причем заметный. А других последствий не будет, их не может быть. Все желающие будут пользоваться VPN-сервисами, чиновники не смогут их заблокировать. Сама природа VPN-услуг такова, что их создатели умеют обходить блокировки, и на примере Китая видно, что они умеют это делать очень хорошо.

Опрос в нашем Telegram-канале показал, что мало кто верит, что у чиновников что-то получится. Найти его можно здесь.

Так может быть, остановиться, перестать пытаться вычерпать море ложкой и заняться чем-то действительно полезным? Это касается и политиков, которые зарабатывают очки на такой популярной теме блокировок. Боюсь, правда, что нам придется возвращаться к этой теме еще неоднократно, слишком она манит политиков и чиновников. Им бы только запретить все без разбора.

*Компания Meta Platforms, в которую входят социальные сети Facebook, Instagram и Threads, признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.

[email protected]
наверх