«Газпром Арена» — как устроена мобильная связь на огромном стадионе

Привет.

Эпитет «один из лучших стадионов России» в отношении «Газпром Арены» вполне заслужен, этот стадион выстрадан городом в буквальном смысле слова. Проект стадиона японского архитектора Кисе Куросавы неоднократно менялся, в том числе когда строительство уже было начато. Достаточно сказать, что площадь стадиона увеличили почти вполовину. Архитектор не смог увидеть свое детище в бетоне и металле, а мы с 2016 года наслаждаемся отличным стадионом на Крестовском. За это время тут проходило множество матчей, как зритель я посещал стадион неоднократно и всегда оставался доволен (чего нельзя сказать про сами матчи, но это другая история).

Домашний стадион «Зенита», именно так его воспринимают в городе, и многие просто приходят на экскурсии, чтобы посмотреть на него в момент, когда он не заполнен людьми. Также это возможность попасть в раздевалку «Зенита», узнать, как все устроено внутри.

Любое посещение стадиона начинается с прохода через рамку металлоискателя, безопасность и в обычные дни проверяет каждого пришедшего, сверяется со списками. Мы проходим внутрь, чтобы мимо старого корпуса с раздевалками, выполненного в стилистике послевоенной архитектуры СССР, отправиться внутрь.

Снаружи стадиона скорость мобильного интернета радует: маленький пинг, загрузка больших файлов идет быстро. И мы привыкли к таким показателям в больших городах. Но стадион внутри представляет собой головную боль для инженеров, так как в нем одновременно существует две разных среды.

Под куполом открытое пространство, в котором радиосигнал может создавать помехи, если натыкать большое число обычных антенн. Представьте, что вы живете в многоквартирном доме, где каждый поставил себе мощный Wi-Fi-роутер, что моментально сократит радиус действия вашего роутера, создаст помехи для распространения устойчивого сигнала.

С другой стороны, у нас есть помещения под трибунами, где расположены все коммуникации, тонны металла и бетона экранируют сигнал. Там тоже нужна связь, причем задача ровно обратная — добиться того, чтобы сигнал был устойчивым, несмотря на каменные мешки.

А еще, чтобы обеспечить связью примерно 60 тысяч человек, нужно довольно много оборудования, которое должно занять большое помещение. И тут нашлось несколько решений, которые смело можно назвать необычными. Начнем с внутреннего устройства стадиона. Если оглядеться, то вы увидите небольшие белые коробочки, это направленные антенны. Планирование сети на стадионе устроено так, чтобы каждая антенна захватывала свой участок, но минимально мешала другим антеннам.

Если посмотреть на трехмерную картину стадиона и «лучей» антенн, то сложится впечатление, что перед нами максимально запутанная головоломка, в которой каждая антенна «светит» в своем направлении. Задача — добиться того, чтобы человек, даже передвигаясь по трибунам, не терял связь, перемещался из зоны действия одной антенны к другой. И тут, помимо планирования на компьютере, немаловажный момент — это тестирование в реальной жизни. Инженеры ходят по стадиону с тестовыми трубками, измеряют сигнал, насколько бесшовно идет переключение между антеннами. Но главным испытанием, конечно же, стали игры, когда стадион наполняют люди. С 2018 года я был на стадионе под десяток раз, качество связи всегда было отличным, причем у всех операторов. Причина банальная: внутренний комплекс антенн обслуживает всех четырех операторов, у них равные условия доступа к ним (дальше уже вопрос наличия лицензий на частоты, их агрегация). И это отличный пример того, как операторы могут договариваться в рамках больших инфраструктурных объектов, где невозможно строить свою сеть каждому из них.

Всего на стадионе порядка 450 антенн, большая часть находится под трибунами, так как там радиус действия антенн ограничен (те самые каменные мешки). Строили всю инфраструктуру в 2016 году, проектировали задолго до этого. Как результат, это не самые последние технологии из возможных. Срок жизни таких проектов без учета смены поколений связи составляет десятилетия, так что актуальность сохраняется и сегодня. И это объясняет, почему мы видим оборудование, которое сегодня, возможно, в чем-то излишнее, а у поставщиков уже появились решения для стадионов, которые эффективнее в эксплуатации. Но надо вспоминать, что в 2015 году таких решений просто не существовало. Это хорошо видно на примере радиочасти базовых станций, у «МегаФона» тут они на 40 Вт, решение от Huawei. В то же время сегодня у Huawei есть решения на 20 Вт, они энергоэффективнее и больше подходят для таких объектов. Уверен, что пройдет лет пять и появятся какие-то иные железки, еще лучше приспособленные для решения такой задачи. Прогресс невозможно остановить, все постоянно развивается и меняется. Поэтому любая оценка с позиции того, что это не самое последнее оборудование, неверна, большая часть мировых сетей — это железки из прошлого. Сети очень разнообразны в плане зоопарка устройств, которые на них применяются.

Отправляемся из здания стадиона под эстакаду, которая расположена неподалеку. Тут хранят дорожные знаки, ограждения и тому подобные вещи, вокруг достаточно пыльно, много песка. Можно смело считать это техническим сооружением, куда обычный человек никогда не попадает.

Внутри мы можем увидеть относительно небольшой участок, огороженный металлической сеткой, на вертикальных столбах размещено оборудование операторов. Каждая линия принадлежит тому или иному оператору, объект один, а оборудование разное (тут есть как Huawei, так и Ericsson, что демонстрирует разность контрактов операторов и их подхода к вендорам).

Небольшое закрытое помещение оснащено климат-контролем, тут же система пожаротушения с помощью инертного газа.

Интересно, что даже по резервному питанию в виде аккумуляторов мы видим различия между операторами.

При отказе внешнего питания связь на стадионе будет работать еще несколько часов (в зависимости от числа пользователей), так что тут все предусмотрели. Радиоблоки, вынесенные на улицу, соединены с антеннами внутри стадиона оптикой. Такое распределение железа нетипично, но удобно для больших инфраструктурных объектов. Заодно мы получаем возможность разделить оборудование, обеспечить климат-контроль для BBU внутри помещения, в то время как снаружи железо охлаждается воздухом (оно, правда, и не греется само по себе). Интересная комбинация оборудования, разнесенного в пространстве.

Другой любопытный момент, внутри помещения оборудование разнится от оператора к оператору, более того, видна разная школа. У одного оператора больно бьют по рукам, когда на шкафах закрывают вентиляцию памятками (их нужно снимать), у другого оператора искренне считают, что это лишнее и никакого влияния на оборудование такие листы не оказывают. Как в микрокосме, видно разное отношение примерно к одним и тем же вещам. Как правильно и как лучше, затрудняюсь сказать, у всех своя правда.

Какое путешествие без посещения раздевалки «Зенита»? Внутри аккуратные секции, у каждого игрока дисплей с его номером и именем.

В шкафчиках одежда, кроссовки, есть возможность зарядить телефон. Все предельно просто и лаконично, места не очень много, но больше и не нужно.

К слову сказать, на стадионе есть зона «МегаФона», где во время матчей проводятся розыгрыши призов, разные активности. Без матча зона не играет красками, просто оформление и ничего более.

Завершить это путешествие на стадион хочется историей про «полиэтилен», покрывающий крышу стадиона. Материал сделали дышащим, поставщик из Германии. Одна полоска стоила порядка 16 миллионов рублей (именно полоса, а не секция).

Оказалось, что бакланы отчего-то клюют этот материал, что приводит его в негодность. На крыше разместили два пугала, они двигаются и отпугивают птиц. Проблема была решена, изнутри можно увидеть одно такое пугало.

Вот так сочетаются высокие технологии, современные материалы и обычное пугало, которое используют, чтобы их защитить. На мой взгляд, это очень символично, когда новое и старое соседствуют в таких современных сооружениях. И да, мне радостно, что в моей стране есть такие спортивные сооружения, и не только в Москве или Петербурге, но и в других городах.

[email protected]
наверх