Умный дом как направление бизнеса для «Сбера». Все «за» и «против»

Привет.

Специально решил сделать отдельный материал по перспективам умного дома от «Сбера», по тому, как мне видится это направление развития. В отдельном материале остановились на всех новинках компании, я рассказал о своих впечатлениях, о плюсах и минусах. Тут же остановимся на бизнес-модели «Сбера» для умного дома, на перспективах, которые есть у компании. Без них сложно будет судить о том, куда идет рынок и какое место на нем может занять «Сбер». Статью об устройствах стоит прочитать как дополнение и штрихи к стратегии компании.

Подразделение, которое занимается внутри «Сбера» умным домом, — это бывшие SberDevices, которые по памяти многие так и называют, сегодня это ООО «СалютДевайсы». Про бизнес-показатели этой компании недавно говорили в «Бирюльках», на данном этапе это инвестиционный проект, который имеет убытки.

Как организована работа этого подразделения, намного интереснее, чем то, какие убытки у него есть в моменте, в конце концов, «Сбер» — это такой монстр, что может содержать с десяток подобных «дочек» и не замечать расходов.

Компания имеет подразделение как в России, так и в Китае. «Дочка» в Китае занимается общением с фабриками, поиском и отсмотром устройств, контролем качества их исполнения. В теории лабораторные исследования проходят в Китае, непосредственно вблизи фабрик. Уровень качества и стандартов задается на уровне материнской компании.

Перед нами хороший пример правильной и довольно дорогостоящей схемы работы бизнеса, она рассчитана на большой объем поставок, где качество устройств становится крайне важным, на браке можно вылететь в трубу. В данный момент, если собрать все продажи железа от «Сбера», получатся очень скромные цифры, они не оправдывают такую схему работы в моменте. Но учитывая, что для «Сбера» поход в умный дом — это не сиюминутное желание, а стратегия развития, все встает на свои места. Считайте это инвестицией в будущее, когда подготовка структуры случилась задолго до того, как она доросла до оправдания своего существования. Например, в «Яндексе» пытались построить нечто подобное, но не преуспели в этом — железное направление страдает от отсутствия скоординированных действий, бюрократии и далее по списку. Впрочем, в «Сбере» все это присутствует, просто в несколько меньших объемах, сужу исключительно со стороны и по множеству как прямых, так и косвенных признаков. Удивительно, но все российские компании, что пытаются заниматься умным домом, даже относительно небольшие, страдают от бюрократии внутри или от неверно выстроенных в прошлом процессов, «Сбер» не является исключением.

Стратегия «Сбера» заключается в спокойном, безопасном развитии умного дома. Мы видим, что никаких инноваций нет, есть поиск стандартных устройств и затем их развитие под свою экосистему. Как минимум все это так на изначальном этапе. В «Сбере» ввязались в гонку голосовых ассистентов, выпустили свои колонки, ряд других устройств, и это было копирование под свои задачи. Например, мне нравятся колонки SberBoom, по соотношению цена/качество они хороши, но назвать их прообразом умного дома сложно, скорее ассистентом для управления таким домом, которого до недавнего времени у самого «Сбера» не было (умные лампы не в счет, как и управление чужими устройствами).

В «Сбере» сделали ставку на классический вариант умного дома, строят его вокруг хаба на ZigBee.

Фактически перед нами очень простой вариант повторения пройденного, и сделанная ставка позволяет сказать, что «Сбер» не будет пытаться создать все в мире датчики, это необходимый набор ходовых датчиков, постепенно будет добавляться поддержка сторонних компаний, например, той же Aqara. Это правильный подход, когда нет задачи объять необъятное. В первые годы вы растите свои продажи за счет простых датчиков, зарабатываете на них деньги, но при этом центр умного дома принадлежит вам.

Правильной выглядит ставка на то, что весь софт в хабе разработан самостоятельно (насколько это так, мне неизвестно, надеюсь, что это действительно сделано внутри «Сбера», тот же GigaChat копировал ChatGPT, что теперь заставляет ставить знак вопроса при каждом утверждении «Сбера» о собственных разработках).

На примере текущей линейки датчиков и устройств для умного дома можно сказать, что в Китае идет отбор поставщиков, создание единого дизайна линейки, но вот придирчивого тестирования устройств нет. Возможно, что это просто недостатки первых лет разработки, отсутствие процедур. С другой стороны, ценовое позиционирование таково, что придирчивые тесты должны быть, они де-факто включены в розничную стоимость.

Косвенно это указывает на то, что тесты устройств перекладываются на фабрики, последние зачастую не горят желанием что-то менять и делают все спустя рукава — поэтому в недалеком будущем «Сбер» должен создать в России свою лабораторию для исследования умного дома. Учитывая возможности «Сбера», компания могла бы сделать лабораторию для всего рынка, а не только для себя, выдавать сертификаты разным производителям. Это возможность стать полезным игроком для всех, получить доступ к наработкам других компаний, щупать их одними из первых. Но удовольствие дорогое, и такую лабораторию нужно делать с умом, просто ввязаться в историю и потом ее забросить не получится, опыт станет негативным для всего рынка.

В чем отличие умного дома «Сбера» от любого другого? По большому счету, сегодня ни в чем, это просто умный дом в экосистеме компании, и каких-то явных причин для его покупки у пользователя нет. И это один из самых жирных минусов для «Сбера», нет причин покупать именно их решение. В теории колонки с ассистентом «Салют» могли стать дверцей на этот рынок, но так как они провалились в продажах, ждать этого нельзя (третье место после «Яндекса» с их 96% рынка, на втором месте VK). Это как в какой-то компьютерной игре, не пройдя хорошо предыдущий уровень, на следующем вы тоже не сможете закрепиться, не хватит оружия, денег и артефактов. Ровно такая же история и здесь, а наличие «Сбера» за плечами вопрос никак не решает. Хотя тут есть еще один момент, компания будет использовать свои решения при застройке коттеджных поселков, где она участвует в том или ином качестве. На бумаге это хорошая история, но так думали многие компании, а потом жизнь внесла свои коррективы. Создать рабочее решение в домах можно, но требуется совсем иной уровень управляемости компанией, рабочими процессами внутри. Мы снова видим, что «СалютДевайсы» идут в правильном направлении, но просто не готовы к нему, не нарастили мышцы.

Пожалуй, это одно из главных нареканий к компании. Формально есть все для того, чтобы показать результаты, но все процессы выстроены так, что они занимают рекордно долгое время. Например, умный дом начали создавать еще в 2020 году, летом 2021 года уже произвели ряд датчиков, и сейчас они поступят в продажу (датчик движения, дата производства — август 2021 года). Ладно, не стали вынимать бумажки в тех образцах, что пойдут в продажи, так как это дорого, но разослав журналистам и блогерам комплекты умного дома, это нужно было сделать. Не подумали ни капли, как результат, дали взгляд со стороны на то, как долго идут эти процессы (как обычно, я не использую какие-то знания о внутренней работы компании, только то, что доступно публично, в противном случае рассказал бы совсем другую историю в лицах и красках).

Давайте остановимся на ценовом позиционировании. В «Сбере» пытаются дать рынку соотношение цена/качество. С одной стороны, поставить свои устройства дешевле, чем у лидера рынка (Aqara), с другой стороны, дороже, чем у всех остальных компаний. Подход здравый, но мы знаем, как «Сбер» скидывает цены на свои устройства, распродажи начинаются через 1.5-2 месяца, скидки доходят до 25-30%. И это показывает провал в ценовом позиционировании, так происходить не может. Допускаю, что наборы можно продавать с серьезной скидкой, но не отдельные устройства — так было буквально со всем железом, что производит «Сбер».

Причина этого политическая, так как «Сбер» — это компания одного человека и решений, которые принимает именно он, Герман Оскарович Греф. Когда мы говорим о том, что такая-то компания видит своего потребителя так-то и так-то, проводит исследования, то это почти всегда некое допущение. Но внутри «Сбера» главный клиент — это Греф, для него создается все без исключения. Дизайн устройств, ориентация на iOS, так как он поклонник iPhone/iPad. И это неправильная ситуация, так как она не учитывает реальное положение дел на рынке.

Например, мне всегда известно, когда внутри «Сбера» будут проходить доклады для Грефа об их железках. Незадолго до этого бросаются все дела, партнеры получают скидки и бонусы, чтобы в нечеловеческой борьбе с конкурентами повысить продажи. Фиксируется взлет на конкретной неделе, хорошие показатели год к году, и затем они показываются наверху. Создается впечатление того, что все хорошо. Это не проблема «СалютДевайсов», а такая корпоративная причуда на уровне «Сбера» в целом. При этом нужно учитывать, что какие-то направления в таких трюках не нуждаются, а где-то без них невозможно обойтись. Это секрет Полишинеля, подобные вещи обсуждает весь рынок, и поэтому «Сбер» и его железки не воспринимаются как серьезный игрок, при таком подходе не может быть планомерного развития, это кавалерийские наскоки, каждый из которых заканчивается сломанной стратегией и тактикой развития. И набирая новых людей, расширяя список задач, нельзя изменить этот ключевой момент, который перечеркивает многие усилия. Исторически вся корпоративная система внутри «Сбера» выстроена вокруг одного человека, а вертикали под ним копируют такой подход в меньшем масштабе. Неуспех невозможен идейно, но то, что в реальной жизни провал — это возможность осознать недостатки и сделать все заново правильно, не принимается в рассмотрение. Этакий идеальный мир со своими физическими правилами, который никак не совпадает с нашим миром.

Поэтому скорость развития «Сбера» в направлении умного дома не будет высокой, а все недостатки будут компенсировать деньгами. Как следствие, внутри «Сбера» направление, скорее всего, останется убыточным. Добавим сюда классическую модель развития и получим грустную картину — повторение опыта с колонками и другими устройствами, которые не заняли значимой доли рынка. В «Сбере» отчитываются об устройствах умного дома, считая таковыми и лампы, что дает огромные числа. Но в реальности они значительно скромнее, а лампа не становится толчком к покупке других устройств, например, той же колонки.

Но даже в таких условиях можно придумать нестандартные ходы, чтобы изменить правила игры для всего рынка и для себя. У «Сбера» внутри компании есть синергия разных направлений, которыми не обладают другие игроки. И есть возможность широко продавать умный дом, но никаких предпосылок для этого просто не видно.

И в умном доме «Сберу» придется толкаться локтями с разными игроками, многие из которых обладают в этом направлении большей экспертизой, умениями и желанием преуспеть. Так что для «Сбера» это направление становится стратегическим, но шансы на то, что его придется несколько раз по дороге перезапускать и переосмысливать, максимальны.

[email protected]
наверх