Приветствую! Сегодня у нас на обзоре довольно необычная аудиосистема — привет из прошлого, но нацеленный на современность. А именно модель S-20NA от возрожденного российской компанией советского бренда Radiotehnika. Чтобы избежать кривотолков, сразу скажем, что разработка устройств ведется не в Китае, а в России, более того, топовые модели собирают в Подмосковье. В нашем случае речь идет о доступной линейке, поэтому надпись «Сделано в Китае» практически неизбежна, тем более что все конкуренты недорогого Hi-Fi также производятся в Поднебесной.
Что же до самой линейки, то Radiotehnika использует позднесоветскую систему наименования моделей. Тогда потребителя наконец-то избавили от необходимости читать названия вроде 6АС221 или 100АС-002-1, чувствуя себя солдатом на складе специзделий. Сама же модель S-20NA как бы продолжает ту серию компактных полочников S-20A и S-20B, обладая при этом несравнимо более высокими характеристиками. К тому же, если советские модели Hi-Fi колонок были сугубо пассивными, то сейчас можно выбирать между пассивной S-20N и активной S-20NA.
Такая прозрачность в наименованиях и наличие выбора всегда импонируют, а кроме того, надо отметить, что за прошедшие годы не только выросли технические характеристики, но и существенно улучшился дизайн, который у советской S-20A был, мягко скажем, невыдающимся. Что же касается доступности, то цены на Radiotehnika S-20N и S-20NA выглядят весьма привлекательно — чуть более 20 тысяч за пассивный вариант и менее 40 тысяч за активный. Желающие могут сравнить с советскими 60 рублями, не забыв о том, что просто так в условиях дефицита приобрести колонки у них вряд ли получилось бы.
Table of Contents
Технические характеристики
- Частотный диапазон ± 3 дБ 55 Гц — 20 кГц
- Срез НЧ (-10дБ) 36 Гц
- Мощность усилителя 2 х 50 Вт (RMS)
- Динамики: ВЧ 25,4 мм, шелковый купол, феррожидкостное охлаждение, неодимовый магнит
- СЧ/НЧ 133 мм, диффузор из материала Polyglass, подвес из бутила
- ЦАП: встроенный
- Акустическое оформление: фазоинвертор
- Входы:
- Аналоговые: 3,5мм, Phono, линейный
- Цифровые: оптический (Toslink), USB тип С
- Беспроводной Bluetooth (кодек aptX)
- Корпус: MDF
- Отделка корпуса: виниловая пленка
- Защитная решетка: MDF, ткань
- Размеры (ВхШхГ): 342х170х275 мм
- Вес: 9,3 кг (пара)
- Цвет: черный ясень
Комплектация
- Колонки
- Пульт ДУ
- Заглушки в фазоинвертор 2 шт.
- Резиновые ножки 8 шт.
- Сетевой адаптер
- Паспорт изделия
Аудиосистема приезжает в большой картонной коробке, внутри которой пара колонок, паспорт устройства, стилизованный под советский, аудиокабель для соединения левой и правой колонок, а также коробка с прочими аксессуарами. Защитные решетки на переднюю панель установлены из коробки и сидят так плотно, что сразу даже не поймешь, что они съемные. Также внутри есть еще коробочка поменьше, в которой находятся блок питания, пульт дистанционного управления и комплект из амортизационных ножек. Набор небольшой, но все материалы качественные, даже соединительный кабель длиной около 1,5 метров — это толстый медный провод, а не как у иных производителей, которые любят положить огрызок из тонкого омедненного алюминия.
Дизайн
Если вы ждете, что возрожденная Radiotehnika — это хардкорный возврат в прошлое, то нет. Во-первых, как я уже сказал, дизайн оригинальной S-20 — не то, что достойно повторения. Во-вторых, моделей, которые воспроизводят суровое ретро, и без того достаточно много, чтобы оставались какие-то шансы выделиться. В новой же S-20NA есть отсылки к тому, что было характерно для дизайна в советские времена, преемственность поколений, но не слепое копирование. В результате мы получаем узнаваемый и выделяющийся продукт, который отлично вписывается в современный интерьер практически любого типа.
Самое заметное отличие от классических моделей колонок Radiotehnika — это отход от рубленых форм. Боковые грани колонок были скруглены, так что у вас не возникнет проблем с тем, что с течением времени они оббиваются, обдираются и в целом начинают выглядеть не очень.
Сам корпус выполнен полностью из МДФ, кроме передней стенки. Как заявляет производитель, все панели низкорезонансные, что обеспечивает хорошее демпфирование и отсутствие резонанса. Если вы планируете ставить колонки на какие-то твердые предметы, которые могут вибрировать от басов, в комплекте есть толстые резиновые ножки, которые можно наклеить самостоятельно.
Торцевые панели оклеены виниловой пленкой в цвете «черный ясень», как и задняя, а вот с передней все хитро. Большую часть прикрывает съемный экран из весьма массивной МДФ и текстурной акустической ткани. Под ним пластиковые крепления динамиков и алюминиевая панель. Не закрытая им часть внизу — это алюминиевая деталь с иной отделкой, на которую нанесено название системы, стилизованный график АЧХ, а на правой колонке еще и разместились светодиодный индикатор и крутилка-регулятор громкости. Алюминий покрашен в серый цвет, а все надписи и рисунки нанесены белой краской. Смотрится дорого и отлично напоминает о том, что перед нами бренд со своей историей.
В случае с пассивным вариантом S-20N обе колонки будут полностью одинаковыми, а вот активная S-20NA имеет в своем составе ведущую правую и пассивную левую. На левой, соответственно, есть только два винтовых разъема для подключения аудиокабеля, которые расположены в специальном углублении на задней панели. Отмечу, что их размеры и качество изготовления внушают уважение — чувствуется, что и надежно, и продуманно.
За защитной панелью скрываются два излучателя. Нижний — для низких и средних частот диаметром 133 мм с диффузором из инновационного материала Polyglass — это целлюлоза, покрытая тонким слоем расплавленного стекла. Верхний излучатель для высокочастотных волн имеет шелковый купол и диаметр 25,4 мм. Для защиты от перегрева в зазоре звуковой катушки у него залита ферромагнитная жидкость.
На оборотной стороне также имеется фазоинвертор, в который из коробки вставлена заглушка. Заглушка не сплошная, это какая-то синтетика наподобие очень грубой губки для мытья. При этом она проницаема для воздуха, так что акустического оформления «закрытый ящик» не предполагается, колонки при любом раскладе будут «дышать». Выше площадки с клеммами имеется наклейка с информацией о колонке, включая ее серийный номер.
На правой, как уже было сказано, на лицевой панели присутствуют регулятор громкости и светодиодный индикатор. Регулятор из твердого пластика, вращается очень приятно и имеет мягкий ход при нажатии (да, он еще и кнопка, это современный многофункциональный элемент управления).
Светодиодный индикатор прикрыт крупной (размером с 5-рублевую монету) пластиковой накладкой красного цвета. Пожалуй, помимо стилизованного изображения графика АЧХ, это элемент дизайна, наиболее отсылающий к ретро и вызывающий чистый восторг. Светодиод расположили на некотором удалении от него, так что на вид это практически как теплый ламповый свет от реальной лампы накаливания, будто в старой радиоле. Однако есть и нюанс современных технологий: светодиод может светить различными цветами, информируя о выбранном режиме работы. Но что еще приятнее, производитель подумал и о тех, кто не любит, чтобы аудиосистема слишком сияла огнями, — яркость регулируется вплоть до полного отключения.
Еще больше отличий у правой и левой колонок сзади. В нижней части расположилась квадратная площадка, на которой находятся все входы-выходы. На ней также нашлось место для серийного номера и даже значка сертификации TÜV, изящно намекающего на уровень качества изделия. Подробнее о том, что и как подключается, поговорим дальше.
Что касается габаритов, Radiotehnika S-20NA вышла очень компактной. Размеры колонок — 34х17 сантиметров, в глубину они по 27 см. Т.е. их без проблем можно пристроить даже на компьютерном столе, не говоря уже о размещении у телевизора или рядом с музыкальной системой. К тому же сильно пригодятся заглушки фазоинвертора, позволяющие поставить колонки почти вплотную к стене.
Управление и подключение
Основным средством управления аудиосистемой Radiotehnika S-20NA является комплектный пульт ДУ. Именно с его помощью можно выбирать источник звука, менять настройки эквалайзера, регулировать громкость и т.д. Сам пульт весьма компактный, изготовлен из черного фактурного пластика с резиновыми кнопками. В руку помещается отлично, питается от пары батареек ААА. В целом, разобраться с ним можно просто элементарно, все кнопки совершенно интуитивны. Пояснения, наверное, нужны только для пары моментов.
Центральный круг используется не для регулировки громкости, а для регулирования высоких и низких частот. Т — это высокие, В — это низкие. По умолчанию стоит в среднем положении, можно переключать на пару ступеней вверх и вниз, соответственно, либо прибавляя, либо убавляя нужные частоты. Центральная кнопка EQ сбрасывает настройки на дефолтные. Удобно.
Дополнительные функции есть у кнопок SUB и OPT. По умолчанию они, соответственно, активируют выход на подключаемый сабвуфер и оптический вход. Но долгим нажатием первая регулирует интенсивность свечения светодиода, а вторая меняет частоту дискретизации с 44,1 кГц на 48 кГц.
Кнопка Mode меняет режимы настройки эквалайзера, независимо от того, как вы настроили бас и высокие (их настройки сохраняются). Она позволяет перебирать между дополнительными возможностями: WideSound (расширение музыкальной сцены, большая объемность звучания), «Диалог» (повышает четкость речи, смещая акцент с низких на средние частоты) и WideSound Plus (сочетание этих режимов). По умолчанию система настроена на режим «Стерео», без эффектов.
Что касается подключений Radiotehnika S-20NA, то тут, кажется, разработчики предусмотрели вообще все возможные сценарии, не хватает разве что HDMI, что совершенно естественно с учетом того, что это Hi-Fi акустика, а не саундбар к телевизору. Просто оцените схему из инструкции по подключению:
Итак, к Radiotehnika S-20NA вы можете подключить:
- смартфон — через Bluetooth 5.0 с кодеком aptX HD (более чем достаточно для отечественных стриминговых сервисов), по старинке через 3,5-мм разъем или цифровой звук через USB-C;
- ноутбук или ПК — проводным или беспроводным образом в зависимости от личных предпочтений и свободных портов/имеющихся кабелей;
- ТВ или игровую консоль — через оптический разъем Toslink или иным удобным образом;
- проигрыватель винила через RCA-разъем (встроенный фонокорректор и заземление на борту);
- любую другую аппаратуру, которой подходят RCA, 3,5-мм аудио, USB-C (до 48 кГц 24 бит) или оптический вход (до 48 кГц 24 бит). Отметим, что Radiotehnika S-20NA получила встроенный ЦАП, позволяющий слушать музыку с любого музыкального плеера или сервиса в аналоговом звучании, что порадует ценителей хорошего звука.
Выходов у акустической системы два. Это порт с выходом на активный сабвуфер и стандартный USB-A с параметрами 5В 1А. Первый понадобится тем, кому покажется маловато родных басов (напомню, что родные излучатели могут играть начиная с 55 Гц, а в принципе система рассчитана на частоты от 36 Гц). Второй — полезная фишка, если вы активно слушаете стрим со смартфона, его можно заодно и подзарядить. Передачи данных через USB-A порт нет, для подключения есть USB-C рядом.
В общем, набор, по меркам активной полочной акустики, самый что ни на есть богатый. Выполнено все качественно, порты не разбалтываются, винтовые зажимы проводов основательные. Хотелось бы за что-нибудь попенять, но так не за что! Даже Bluetooth быстрый, легко переключаемый между устройствами и с кодеком, не режущим качество.
Про звук
Для начала давайте еще раз вернемся к сухим характеристикам. У нас полочная двухканальная активная акустика с ведущей колонкой. У нее довольно крупные драйверы: 25,4-мм высокочастотный и 133-мм СЧ/НЧ. У высокочастотного мягкий шелковый купол и ферромагнитная жидкость, которая не только отводит тепло, но и подавляет нежелательный резонанс. Он помещен в неглубокий волновод, настройки которого позволяют получать более широкое направление канала, решая проблему установки аудиосистемы без направления на слушателя. Диапазон воспроизводимых частот — от 55 Гц и до вашего порога восприятия.
Средне- и низкочастотный излучатель, напротив, получил довольно жесткий материал Polyglass, который изготавливается на основе целлюлозной массы с нанесением на нее микрочастиц расплавленного стекла. Как заявляет производитель, он обеспечивает демпфирующие свойства бумаги и жесткость стекла, что положительно сказывается и на низких (глубокий бас), и на средних (четкость голоса) частотах.
Мощность колонок Radiotehnika S-20NA — 50 Вт. Этого должно быть достаточно для комнаты небольшого или среднего размера, напрашивается размещение не только на полке, но и на компьютерном столе. В пользу последнего говорит наличие в комплекте заглушек для фазоинвертора, что в теории позволяет поставить колонки чуть ли не вплотную к стене. Забегая вперед, скажу, что решение рабочее, хотя и совсем прижимать их к стенке не стоит, 5-10 см лучше оставить, тогда бас будет приятнее.
Из-за наличия очень разнообразных подключений мне пришлось поискать композиции, которые бы присутствовали в фонотеке в трех видах: в цифровом, на CD и на виниле. Соответственно, было и четыре разных источника звука: смартфон, ноутбук, CD-плеер и проигрыватель. И сразу скажу, что у меня плохие новости для любителей дешевого стриминга и МР3: даже 320 кбит/с — это не то, что вы захотите слушать после покупки Radiotehnika S-20NA. Но теперь по порядку.
Самое типичное для наших дней подключение — это беспроводное. В данном случае доступен только Bluetooth 5.0 с аудиокодеком aptX HD. Телефон подключается быстро и практически вне зависимости от качества вашей фонотеки радует вас, если вы в принципе неприхотливый слушатель. Прихотливым такой вариант тоже понравится, поскольку, если мы говорим про FLAC или стриминг с битрейтом выше 500 кбит/с, звук будет почти без дефектов. Немного суховат бас, немного чувствуется недобор где-то между средними и высокими, но в целом все стили звучат неплохо. На повседнев, если слушать музыку в режиме вечеринки или занимаясь какими-то делами, отличный вариант. Подойдет и для просмотра кино. Даже удивительно, но я не скучал по любимому кодеку LDAC, спасибо качественной настройке.
Ноутбук можно подключить через классический аналоговый разъем или через USB. В первом случае вы получите картину, целиком зависящую от того, что за настройки у аудиокарты, во втором больше будет отдано на откуп аудиосистеме. В ее составе, несмотря на компактные размеры, нашлось место для ЦАП, так что исходный сигнал корректируется сообразно настройкам. Максимально доступное качество передачи по USB — 24 бит 48 кГц. В моем случае результаты получились сходные, обработка звука Nahimic позволяет поиграться с исходным сигналом, что и обеспечило паритет между USB и 3,5 мм, а Radiotehnika S-20NA отлично продемонстрировала, как меняется звучание в зависимости от каждого из выбранных режимов.
Дефолтная настройка аудиосистемы полностью универсальная, так что при подключении к ПК она одинаково хорошо справляется с любым медиаконтентом. Разумеется, если речь о прослушивании музыки, то только lossless-форматы. Попытка запустить МР3 нужна только для того, чтобы услышать все несовершенство этого формата, система явно не заточена на то, чтобы работать с низкокачественными записями. Через цифровой вход звук чистый, сбалансированный и проработанный. Отдельно порадовало, что Radiotehnika S-20NA настроена таким образом, что вы почти не теряете в средних за счет низких или наоборот. По умолчанию есть некоторая особенность звучания, в которой четкость голоса доминирует над пространственностью, однако это правится разнесением колонок на большее расстояние и использованием настройки WideSound. Драматические фильмы, рэп, электронную и классическую музыку можно слушать, не касаясь настроек. Рок, метал, джаз и экшены зазвучат лучше, если немного поиграться с балансом высоких и низких частот.
Поскольку я настраивал колонки именно в режиме подключения к ПК через USB, здесь расскажу и о том, что дают разные настройки, а также пара кусочков губки, которые вставляются в фазоинвертор. Начну с последних. Полное закрытие фазоинвертора обычно режет границу низких частот на отметке 40-50 Гц. У нас система, воспроизводящая от 55 Гц, да и губка не обладает полной воздухонепроницаемостью, так что изменения диапазона воспроизводимых частот не происходит, пропадают лишь призвуки, которые есть на частотах ниже заявленной в качестве минимальной. А вместе с ними уходят и паразитные вибрации от предметов, оказавшихся за колонками, т.е. их можно будет поставить к стене поближе. График АЧХ я не снимал, но, по ощущениям, он становится более ровным, что положительно сказывается на звучании тех стилей, которые были упомянуты выше как требующие игры с настройками. Предсказуемо несколько снижается глубина баса, но вырастает динамика, что хорошо для компьютерных игр и быстрой музыки.
Как было сказано, у Radiotehnika S-20NA есть пара возможностей поменять настройки звучания благодаря предустановкам и балансу высоких и низких частот. Режимы WideSound, WideSoundPlus и «Диалог» оптимально подойдут для точной настройки при просмотре кино, хотя WideSound практически можно повторить, просто раздвинув колонки на большое расстояние (более двух — двух с половиной метров). Для себя отметил, что «Диалог» — в некотором смысле избыточная настройка, потому как проблем с передачей голоса у системы нет — средних частот всегда много. Но интересным может быть сочетание максимального уменьшения высоких одновременно с выкручиванием на максимум низких и приближением колонок к стене при открытых фазоинверторах. У вас много баса, много объема, немного глуховатый звук и очень четкий голос. Идеальное сочетание, если вы поклонник советского кинематографа в целом и Тарковского в частности.
Теперь о самом интересном для аудиоманов — CD через оптический Toslink и винил через линейный вход со встроенным фонокорректором. Сразу отмечу, что фонокорректор для правильной работы потребует заземления, иначе идут наводки. Впрочем, использовать режим «Фоно» не обязательно, благо в большинстве случаев у «вертушки» есть как минимум встроенный вариант. Но если его нет, то Radiotehnika это предусмотрели, как говорится, с заботой о потребителе.
Поскольку у нас хоть и Hi-Fi, но начального уровня, нет ничего удивительного в том, что винил и CD звучат сходным образом. Пластинка дает немного более детальный звук, сказывается большая заточенность Radiotehnika S-20NA на средние и высокие частоты, но в целом больше различий дает расхождение в самой записи, адаптированной к аналоговому и цифровому носителям. И, прошу заметить, это само по себе много говорит о качестве настройки системы, в ценовом диапазоне до 40 тысяч рублей не всякая модель способна на передачу нюансов различных мастеров.
Наилучшим образом система звучит при прослушивании электронных композиций, поп-музыки и рэпа — вы получаете объем, басы даже удивляют тем, что есть и глубина, и динамика — великолепный результат для 133-мм СЧ/НЧ драйвера. Очень хорошо звучит классика, чем больше струнных, тем больше различных нюансов вы сможете расслышать, некоторые записи прямо раскрываются под новым углом. Не пасует Radiotehnika и с максимально сложными и скоростными композициями — джаз и метал звучат естественно, присутствует смещение в микроконтраст. Это приятно, если вы рассчитываете использовать их камерным образом. Впрочем, даже с моей любовью к музыке потяжелее я слабо представляю вечеринку под Slayer, в то время как NDH будет и громким, и объемным, за счет большей простоты стиля Radiotehnika с ним справится лучше.
В целом, звучание Radiotehnika S-20NA больше подходит для небольших помещений и приятно при близком расположении слушателя к колонкам. Раскачать комнату в 15-20 квадратов она тоже сможет, запас мощности есть, разнесение пары даст необходимую панораму, но это будет уже не то. Так что именно как пара колонок к компьютеру для расслабления и отдыха — оптимальное решение, а другие сценарии пойдут приятным бонусом.
Заключение
Итак, Radiotehnika S-20NA — очень достойный пример возрождения старого бренда в новой форме. Цена в 38 тысяч рублей делает предложение привлекательным, а использование не разочаровывает, а наоборот, приятно удивляет возможностями. За вменяемые деньги вы получаете звук, достойный топовых образцов, обходящихся на 10-15 тысяч дороже. Музыка и фильмы раскроют новые детали, если ранее вы не пользовались Hi-Fi системой.
Немаловажный в плане универсальности применения фактор — это дизайн и конструкция, которые созданы таким образом, чтобы вписываться в любой интерьер и не создавать головной боли при поиске места размещения. При этом нельзя не отметить, что при внешне других формах сохранен сам дух советского дизайна Radiotehnika S-серии.
И если именно дизайн порадует скорее ретромана, то современный подход к подключению, работе с источниками звука, которые имеются сейчас, — это отличный вариант для всех. Т.е. модель не замыкается в каком-то узком кругу, а напротив, подходит многим, кто только слышал о том, что некогда существовал бренд Radiotehnika. Новинку, безусловно, можно рекомендовать к покупке — это очень удачный случай возрождения и формы, и содержания. Шаг вперед с уважением к прошлому.
ИНН: 771800138780