Привет.
Иду по Невскому проспекту, иду неспешно, поглядывая по сторонам, изображаю туриста. Причина прогулки – в тестовой зоне «МегаФона», которая позволяет попробовать 5G на максимальной скорости, мне интересно посмотреть, как это работает на практике. Увы, использовать Samsung или Apple для тестирования сети нельзя, эти производители придерживаются буквы закона и 5G-возможности всех своих устройств для России закрыли. Поэтому в кармане работают Huawei и realme, оба трудятся над тем, чтобы загрузить 50 ГБ файл с торрент-трекера. Выбор устройств произвольный, захотелось взять Huawei, так как их оборудование стоит в «МегаФоне», а realme выбрал за Snapdragon 888 от Qualcomm, что в теории дает неплохое качество соединения и быстрый модем. Оба аппарата справились с загрузкой на ура, ушло чуть более пяти минут, что кажется фантастикой. Ощущение, что пересел из медленного автомобиля за руль спорткара, который переносит тебя из точки А в точку Б почти моментально.
Про свои впечатления от тестовой сети «МегаФона» писал в «Бирюльках», повторяться не вижу смысла. Но меня в буквальном смысле закидали одинаковыми вопросами: «Если уже есть оборудование, пилотные зоны, то почему нет коммерческих 5G-сетей, в чем проблема?». И коронный вопрос: «Зачем все эти пилотные зоны, если нет услуги для нас?».
Целый ворох вопросов, каждый из которых имеет свой ответ. Давайте попробуем разобраться вместе, что за проблема мешает внедрению 5G в России и кто не готов к этой технологии. Исторически так сложилось, что новая технология всегда требует нового оборудования на руках у покупателей, менять свой смартфон захотят далеко не все. Так было при переходе от 3G к 4G, проникновение устройств в первые годы оставалось на низком уровне, проникновение 4G-устройств росло естественным путем, постепенно. С технологией 5G производители выучили уроки прошлого и стали поставлять такие устройства еще до того, как появились соответствующие сети. Это хорошо видно на примере России, где в 2020 году уже продавались десятки моделей с поддержкой 5G, а в 2021 году их число выросло в несколько раз. И если в прошлом году это были исключительно флагманы, то сегодня среди них много устройств среднего сегмента, которые стоят от 30 тысяч рублей и выше. На Питерском экономическом форуме генеральный директор «МегаФона» Геворк Вермишян сказал, что число 5G-смартфонов на сети компании выросло с начала 2020 года в 118 раз. В абсолютных числах это наверняка не миллионы устройств, но важна тенденция, проникновение 5G-устройств растет, с каждым днем их продается все больше и больше. Например, оба моих смартфона, которыми пользуюсь ежедневно, поддерживают 5G, но в России они не работают. Был в командировке в Дубае, где они демонстрировали скорости в гигабит на обычной сети, грустил, что этого пока нет в России. Причина для меня как пользователя банальна: скорость важна, она дает другое восприятие смартфона, твоих возможностей. Знаете, чем мне нравится стриминг фильмов? Тем, что они начинают играть моментально. Знаете, чем он мне не нравится? Зачастую качество хуже, чем в 4К-фильмах, которые можно загрузить, но проблема в том, что вам нужно ждать минут 20-30, пока на текущей 4G-сети загрузится такой файл. С 5G-сетями такой проблемы нет в принципе. Другое преимущество – это облачные игры: низкое время отклика, высокая скорость, качество игры становится совсем другим, но главное, что вы больше не привязаны к какой-либо точке, вы играете где угодно в прямом смысле этого слова. В том же Дубае играл в GeForce Now на своем смартфоне, компьютерные игры уровня CyberPunk 2077 шли идеально с точки зрения как графики, так и скорости работы. Вот для чего нужен 5G – давать нам новые возможности. И это за скобками остаются умные города, автопилот в машинах, миллионы датчиков на квадратный километр, то есть иное качество 5G, которое дает взлет экономики в совершенно разных областях. Внедрение 5G – это катализатор для всех областей экономики, а не только желание операторов запустить что-то новое.
Получается, что мы с вами вольно или невольно к появлению 5G готовы, наши смартфоны уже поддерживают эту технологию, осталось, чтобы она появилась у операторов. Дело раскрыто, как любят восклицать детективы в романах, проблема в операторах! Но все намного сложнее и интереснее. У операторов самый ценный ресурс – это частоты, на которых работают сети. Внедрение 5G требует совсем других инвестиций, так как на единицу площади необходимо в три раза большее число базовых станций, чтобы обеспечить надежное покрытие как на улице, так и в помещениях. И это в три раза большие расходы для каждого оператора, что сложно для любой компании, какую бы прибыль она ни приносила. Ведь рост затрат на строительство сети немедленно скажется на стоимости услуги для абонентов. Никто не готов платить за ГБ данных, переданных по 5G-сети за считанные секунды, больше, чем за тот же ГБ в обычной 4G-сети. Поэтому цена с точки зрения операторов должна оставаться ровно той же, неизменной и сравнимой с тем, что мы видим в текущих тарифных планах. Оператору, в принципе, выгодно максимально быстро удовлетворить запрос абонента как можно быстрее, ему выгодно, чтобы вы скачали свои файлы как можно скорее. Так освобождается ресурс, сеть становится свободнее и может обслуживать других абонентов. Появление технологии 5G решает эту ключевую проблему, люди получают свои данные максимально быстро, сеть становится менее загруженной, в ней появляется дополнительная емкость для новых абонентов.
Операторы свою выгоду понимают настолько хорошо, что даже создают совместное предприятие, чтобы развивать радиочастотный ресурс для 5G, в это предприятие входят «МегаФон», «Ростелеком», а также «Вымпелком» (торговая марка «Билайн»). Раньше каждый был готов создавать свою сеть самостоятельно, теперь время таково, что можно делиться ресурсами и все равно выигрывать. Та самая шеринговая экономика, но на принципиально ином уровне, когда в нее «играют» большие ребята. МТС тут выглядит как компания, которая живет в старой парадигме: сами будут изобретать велосипед, сами будут его строить. Подход выглядит как минимум сомнительным, так как затраты на стройку 5G-сети принципиально выше, чем для 4G.
Наблюдая ту активность, что развили операторы, можно ответить на вопрос, зачем они строят тестовые зоны. Ответ лежит на поверхности – чтобы обкатать оборудование, попробовать в реальной жизни, как все работает, но также дать возможность партнерам осознать, какие горизонты открывает 5G для их сервисов и услуг. Это обкатка технологий, подготовительный этап, который очень схож с тем, что делают производители смартфонов, постепенно готовят аудиторию к тому, что скоро придет 5G.
Ключевой проблемой для России в запуске 5G становятся не потребители услуги, мы с вами готовы к ней. Это не проблема производителей смартфонов и другого железа, они также ждут таких сетей. Наконец, операторы спят и видят, когда смогут строить и сдавать в коммерческую эксплуатацию 5G. Проблема, в которую сегодня все упирается, это доступность частот в диапазоне 3.4-3.8 ГГц. Посмотрите на карту мира, на ней показаны страны, где уже есть 5G и где он только планируется к запуску, мы относимся ко второй категории.
Большая часть частот находится в среднем диапазоне, а 55% всех частот в существующих 5G-сетях – это те самые 3.4-3.8 ГГц.
И тут возникает проблема для России, эти частоты все еще недоступны операторам, они используются военными и не только ими. Конверсия частот – процесс понятный и простой, мы проходили его при запуске 3G, потом 4G. Но в этот раз конверсия идет сложнее, так как торги затянулись, а для полноценного развития 5G нужен именно этот частотный диапазон. И причина тут в том, что это не прихоть операторов, просто им нужны эти частоты, так как большая часть оборудования (как устройств, так и инфраструктуры) выпускается под них. А это значит, что стоимость оборудования ниже, больше число предложений, выгоднее иметь такие частоты, чем что-то более экзотическое. Государство не спешит их выделять, так как считает, что это рынок не готов, хотя это вовсе не так. Уже пора запускать конверсию частот, так как мы начинаем сильно отставать от других стран, где 5G-сети развиваются несколько лет. Это не вопрос желания операторов, а скорее необходимость запустить 5G как катализатор развития экономики, создания новых сервисов и открытия возможностей, которые необходимы для построения умных городов. Огромное количество федеральных программ будут стоить заметно дороже, быстро устареют, если у нас к моменту их реализации не будет 5G. Выигрыш экономики от внедрения исчисляется миллиардами рублей ежегодно, причем счет идет на десятки миллиардов в краткосрочной перспективе, а затем нарастает еще больше.
Благостное состояние, в котором мы пребываем и хвалимся отличными сетями, качественным и недорогим мобильным интернетом, может быстро превратиться в проблему. Вспомним, как на Украине пропустили развитие 4G, в итоге такие сети появились очень поздно, а ущерб для экономики плохо поддается точным оценкам. На уровне идеи там было ровно то же самое: зачем строить новые сети, куда-то бежать, если и 3G хватает за глаза. А потом момент был упущен, и наверстать его в экономике никак не удалось. Мы так точно не хотим.
Конечно, помимо частотного диапазона существует и масса других проблем, но попробуем решать их по очереди. Главный блокирующий фактор для развития 5G в России сейчас – это неясность с частотами в 3.4-3.8 ГГц, которые необходимы для снижения стоимости развития сетей, повышения их качества. И государству нужно как можно быстрее решать этот вопрос, так как поезд 5G все быстрее едет в других странах, а Россия не стоит на месте, но и не мчится в будущее на всех парах. Время еще есть, но его совсем немного, чтобы не пропустить 5G и то, что эта технология дает для экономики. Напомню, что новые стандарты связи – это всегда катализатор развития экономики в целом, и нам необходимо быть в первых рядах, чтобы извлекать выгоду из запуска новых стандартов связи. А значит, нам нужен этот частотный ресурс, и его необходимо дать операторам как можно быстрее.