Раздача мобильного интернета и ограничение в 20 ГБ

Привет.

После того, как в России возникли проблемы с YouTube у обычных проводных провайдеров, в отсутствие блокировки для мобильных операторов возник переток трафика. Кто-то использует разные ухищрения, чтобы смотреть YouTube на привычных устройствах и через домашний интернет, но многие решили не извращаться и смотреть все через мобильный интернет. И вот тут возникла небольшая закавыка, так как выяснилось, что операторы очень быстро урезают трафик, точнее, его скорость.

Напомню, что в прошлом году пользователи массово жаловались на то, что операторы вводят плату за раздачу интернета на другие устройства. Приводилось много аргументов, почему этого делать нельзя. В конечном итоге куча жалоб в ФАС привела к тому, что ведомство вместе с операторами выработали соглашение. Плата за раздачу интернета отменяется, причем параметры выставляются исходя из реального положения дел. На всех пакетных тарифах, где объем мобильного трафика ограничен, абонент может раздавать интернет до исчерпания пакета. При покупке нового пакета также можно бесплатно его раздавать. Для старых тарифов, где есть безлимитный интернет, ситуация была другой, такие тарифы зачастую использовались для обеспечения связью офисов, кафе и тому подобных заведений, а не только в личных целях. Как результат, при раздаче интернета уходило много трафика, и операторы справедливо полагали, что условия договора нарушаются. Чтобы этого не происходило, а мобильный интернет не служил заменой проводному, приняли решение ограничить трафик, максимальный объем, который установили, как раз и составлял 20 ГБ. Фактически все это согласовали с ФАС, с той поры все так и работает. Обычно операторы по исчерпании этих 20 ГБ предлагают продлить скорость на день за отдельную плату (50 рублей у одного из операторов) либо продлить скорость до конца месяца (порядка 100 рублей). Не запредельная сумма, которая выглядит как простое решение всех проблем, в том числе с доступом к YouTube. Тут, правда, важно сказать, что просмотр YouTube и у мобильных операторов вовсе не гарантирован, более того, часто отрезаются внешние устройства, на них ролики не загружаются или показываются с дефектами.

Очередной виток обращений в ФАС со стороны пользователей с безлимитным мобильным интернетом не находит горячей поддержки ведомства, причина понятная и прозрачная — условия были согласованы ранее. Более того, нагрузка на сети мобильных операторов создана искусственно, и ее никто заранее не просчитывал. Попытка давить на операторов может привести к тому, что в публичном поле с новой силой разгорятся обсуждения вокруг YouTube, того, что происходит с блокировками, и далее по списку. Никто на себя такую ответственность взять не хочет, тут в прямом смысле можно рискнуть своей карьерой. У нас в принципе тема блокировки YouTube стал местным котом Шредингера, он вроде как есть, но его как бы и нет.

Из неприятных моментов, которые важно знать. Нигде в явном виде об ограничениях для абонентов не говорится, узнать о них можно только по факту и после обращения в службу поддержки. Безусловно, существуют перекосы на местах, когда ограничение в 20 ГБ накладывается не на одного человека, а на семейную подписку (видимо, особенности биллинга конкретного оператора). В этом случае нужно стучаться в службу поддержки и выяснять все подробности. Для тех, кто хочет более-менее безболезненно решить вопрос, есть простой способ — приобрести SIM-карту с пакетом трафика и раздавать его на другие устройства. Да, это будет стоить каких-то денег, но вполне сравнимых с ценой той или иной подписки, которые сегодня предлагаются разными компаниями. Непопулярное предложение, но что делать? Операторы неспособны переварить наплыв тех, кто смотрит YouTube через них, так как это убивает качество мобильного интернета для всех других пользователей, которые не могут воспользоваться им как раньше.

Мне очень интересно дождаться данных третьего квартала по объему передачи данных на абонента в мобильных сетях, скорее всего, мы увидим резкий пик потребления. Причем год к году объем передаваемых данных растет, но тут явно будет взлет. Гадать, каким он будет, не хочу.

Можно, конечно, включить потребительский экстремизм, требовать от ФАС, операторов и кого угодно еще, чтобы раздача мобильного интернета на безлимитных планах была включена. Но ничего хорошего для рынка в целом это не даст, операторы неспособны выдержать такой наплыв пользователей. Фактически нужно говорить о том, что такую раздачу можно включать только в одном случае — если будет происходить блокировка YouTube везде, как на проводных, так и на мобильных сетях. Насколько я понимаю, в данный момент это просто невозможно, у РКН не хватает для этого технических средств. И новость про то, что ведомство за несколько лет планирует использовать 58 млрд рублей из бюджета (читай — моих и ваших налогов) на закупку дополнительного оборудования, хорошо подчеркивает те проблемы, с которыми столкнулись в РКН при блокировке YouTube. Так не работает и завтра не заработает.

Операторы опять оказываются в этой истории крайними, они должны разгребать недальновидные последствия эмоциональных решений, которые не были просчитаны. Та нагрузка, что легла на мобильные сети, никем не планировалась, запаса прочности в отдельных регионах уже де-факто нет, он выбран почти целиком (операторы до последнего будут это отрицать). В целом, картинка происходящего выглядит как нечто еще совсем недавно невообразимое, своими руками мы закапываем хребет экономики, так как без телекома ничто в стране существовать не может.

И причина тут не в том, что YouTube плох или хорош, нужно просто определиться, как его блокировать везде, половинчатые решения невозможны. То есть блокировка должна быть либо везде, либо нигде. А вот эта история с тем, что мы блокируем вот в таких сетях, а здесь трафик пропускаем, только создает условия для роста нагрузки, неравномерного распределения трафика. Одним словом, ломает для всех привычную картину мира. И никто не остается довольным ситуацией. Мы с вами раздражаемся от неопределенности действий того же РКН, который вроде как ничего не блокирует и не замедляет, хотя многие депутаты уже открыто говорят об обратном. От того, что нужно искать какие-то решения для привычного образа жизни и это требует усилий и дополнительных расходов в том или другом виде. То, что с этой ситуацией залезли в наш карман, не вызывает никаких сомнений. Причем, как видите, залезли намного больше, чем вы даже могли вообразить, дополнительные расходы РКН — это минус ко многим проектам внутри страны, которые могли бы получить эти миллиарды. Операторы тоже испытывают проблемы. Да и для чиновников, в той же ФАС, вся эта история создает напряженность, которая требует тех или иных действий. Никто не рад, но ситуация продолжается, вот такой парадокс.

И последнее, что могу сказать по этому вопросу. Десятого сентября 2024 года можете считать днем, когда началась деградация сетей связи в России, нам же нужна точка невозврата для описания того, что будет происходить потом в нашей стране? Думаю, что дата отлично подходит для этого и всех последующих обсуждений. Верить в позитивный разворот, улучшение ситуации больше нет причин. Надеяться на то, что в ближайший год что-то кардинально изменится, нельзя. Больше оборудования для блокировок, больше сломанных сервисов, хуже связность на уровне страны. Все очень просто и понятно, тут нет особых секретов. Непонятно только, почему кто-то решил сломать телеком в России и делает это изо дня в день. Почитайте про падение региональных операторов, это звенья одной цепи, таких событий будет все больше и больше с каждым днем. А там дело дойдет и до больших компаний. Ничуть не нагнетаю, описываю то, что вижу, в таких темных красках. Промолчать об этом возможности тоже нет. Хотя для большинства все это безразлично, и оценивать неработающий телеком люди будут по факту года через полтора, когда не смогут заняться обычными вещами, к которым привыкли в предыдущие годы. А сейчас это русский авось, может, пронесет и все как-то само собой наладится.

[email protected]
наверх