Привет.
Секрет беспроигрышной статьи об операторах на любом ресурсе, в любой газете прост: написать, что они поднимают цены, тянутся жадными загребущими руками к деньгам абонентов. Поверьте, что в этот момент начинается привычный стон, перетекающий в плач Ярославны. Доходит до абсурда, который периодически ставит меня в тупик. Например, один из наших читателей в прошлом году утверждал, что повышение стоимости тарифа на 10% лишает его семьи походов в ресторан. Приводил даже конкретное название заведения в своем городе. Звучало убедительно, если не смотреть на сумму, которую он платил, это 200 рублей за все услуги связи. Как 20 рублей, а именно настолько для него увеличилась стоимость связи, могли лишить семью похода в ресторан, пусть даже однократного, я не понимаю. Даже посчитав три SIM-карты и помножив на год, я не смог получить суммы, достаточной для ресторана. Наше общение закончилось примерно так: «Все понятно с вами, Эльдар Викторович, вы будете защищать операторов до победного конца, даже когда они обдерут нас как липку». Моя вина заключалась в том, что я задавал вопросы, которые проявляли несуразность утверждений, подсвечивали ее.
В России сформировался сложный взгляд на операторов, они выступают как козлы отпущения, на них можно спускать пар. Чиновники не дают менять цены, так как связь — это социально значимая услуга. При этом стоимость ЖКХ, расценки на электричество изрядно растут, и если посчитать на дистанции в 10-20 лет, окажется, что они давно убежали вверх, в то время как связь дешевела. Напомню, что даже с учетом отмены безлимитов мы получаем расценки, которые меньше, чем были когда-то. Более того, мы пользуемся большим количеством услуг, хотя бы объемом передаваемого трафика. Но отчего-то считаем, что цены расти не должны. За несколько лет объем трафика на одного абонента увеличивается вдвое, цена при этом меняется от силы на 15-20%. Что-то не наблюдаю альтруизма в булочных, чтобы постоянным клиентам примерно за те же деньги давали в два раза больше хлеба.
Понятно, что частично проблема операторов в том, что они сами воевали за клиента, снижали цены до невозможных уровней, ценовые войны выморозили рынок и приучили клиента к тому, что завтра будет дешевле. А если еще пошантажировать оператора уходом к другому, то получится и вовсе дешево. Например, на семью в Москве можно платить 155 рублей в месяц за две SIM-карты, как прочитал в дневнике программиста, который он опубликовал в «Тинькофф журнале». Безумие? Однозначно.
В 2022 году государство в лице ФАС и Минцифры впервые разрешило операторам поднимать цены на тарифы, выработали простую формулу — не более уровня официальной инфляции. Но этого явно недостаточно, отрасль задыхается без притока денег, причем их в текущих условиях нужно намного больше, чем раньше. И поэтому началось соревнование, в котором возникают дополнительные источники дохода, когда привычные услуги разбирают на атомы и пересобирают так, чтобы получить с них какой-то копеечный доход. Но на большой массе людей это приводит к тому, что ты вольно или невольно вляпываешься в какой-то платеж, даешь заработать оператору. Интересно, что для операторов это все равно недостаточные деньги, но другого выхода просто не существует в условиях ограничений со стороны государства.
С тоской вспоминаю прежние времена, лет десять назад в тариф входили разнообразные услуги, каждую из которых вам не нужно было оплачивать отдельно. Заплатил один раз и пользуйся на здоровье удержанием вызова, переадресацией, какими-то дополнительными опциями. Сейчас каждая из них тарифицируется на большинстве тарифов отдельно, стоит немного, те самые копеечки, что собирает оператор. При этом работа внутри операторов строится вокруг того, как найти новые точки роста для извлечения прибыли, чтобы сети функционировали как раньше, чтобы было развитие. Понятно, что в этом заинтересованы только операторы, а людям совершенно все равно, как их сети будут развиваться. Возникать дилемма, в которой пользователи хотят качественной связи, желательно совершенно бесплатной, так как платить за нее они не хотят. Именно не хотят, а не то что не могут.
Все операторы неожиданно стали ограничивать продолжительность звонков, причем обратить внимание нужно на то, что внутри своих сетей они этого не делают. Причина ограничения в тридцать минут заключается в том, что оплачивается интерконнект, те самые 95 копеек. И если вы совершите два звонка, то оператор получит чуть больше копеек, это дополнительный доход. При этом не особо раздражающая штука для большинства абонентов. И параллельно есть возможность убрать раздражение бабушек, которые забыли положить трубку и им пришли счета за разговоры, которых они не вели. Это пример того, насколько в отрасли все плохо с точки зрения рентабельности основной услуги, которую предлагают операторы, происходит такой поиск «эффективности» далеко не от хорошей жизни. И это характеризует всех операторов.
Давайте посмотрим на другой пример, с 6 июня в Tele2 поменяли условия неиспользования SIM-карты, причем аналогичные условия уже введены одним из операторов, два других в течение лета сделают плюс-минус так же. Читаем из описания тарифа:
Если не пользоваться SIM-картой
В случае несовершения абонентом действий, влекущих списание денежных средств за оказанные услуги, в течение последовательно 90 дней, без перерыва, прерывающего течение указанного срока, и незачисления денежных средств на лицевой счет абонента в течение указанного срока (неактивный режим), с лицевого счета абонента начинает списываться ежедневная абонентская плата в размере 5 руб., в том числе НДС.
Списание абонентской платы прекращается со следующих суток после достижения на лицевом счете абонента нулевого баланса или зачисления денежных средств на лицевой счет абонента.
В случае нахождения баланса лицевого счета абонента равным или ниже нулевой отметки в течение 180 (ста восьмидесяти) последовательных календарных дней, договор об оказании услуг связи считается расторгнутым по инициативе абонента.
Борьба с молчунами и теми, кто хранит SIM-карты про запас, вышла на новый уровень, и вопрос тут не в том, что вместо 3 рублей в сутки теперь взимают 5 рублей. Обратите внимание, что отныне нужно совершить какое-то действие в течение трех месяцев, за которое с вас спишут деньги (тарифы без абонентской платы, именно их выбирают для хранения номеров), плюс теперь обязательно нужно пополнить счет в те же три месяца. Пополнить счет можно на минимальную сумму, в большинстве случаев это 10 рублей. Те же копейки, которые телеком начинает собирать и этим вызывает раздражение всех без исключения. *(Пресс-служба Tele2 сообщила, что описание услуги было неточным, не «и», а «или». Пополнить счет или совершить какое-то действие. Добавлено 20.06.23)
Помню времена, когда операторы баловались различными подписками, закрывали глаза на навязанные услуги, что закономерно привело к тому, что люди начали менять операторов как перчатки. Решение, как правило, было эмоциональным, очень быстро подписки стали токсичной услугой, и в индустрии стало хорошим тоном от них отказываться. Навязанные услуги быстро стали табу для операторов. Сегодня ситуация совсем иная, операторы должны поддерживать сети, развивать их, как следствие, стоимость услуг связи будет расти, пусть и такими окольными путями. Более того, мы можем видеть, какой она плюс-минус должна быть. В Москве это средний тариф стоимостью в 800 рублей, в регионах, в зависимости от населенного пункта, 300-400 рублей за тот же объем услуг. Напомню, что «грабительские цены» в крупных городах субсидируют работу мобильных сетей по всей стране, а условные москвичи оплачивают низкие тарифы в небольших городах.
Обратите внимание, что каждый из операторов у нас стал своего рода дискаунтером. Объяснить это можно на примере «Победы» и «Аэрофлота», так как эти компании прямые родственники. Многие тарифы «Аэрофлота» имеют гибкие настройки, в зависимости от выбранного класса отличается количество мест багажа, те или иные преференции. В «Победе» тариф изначально срезан до минимального, и чтобы получить багаж, выбор места и тому подобные вещи, вам нужно доплачивать. Каждый чих стоит денег. И позиционируют компанию как дискаунтер, хотя она таковым является с большой натяжкой.
Сегодня тарифы операторов в нижней части линейки превращаются в тех самых дискаунтеров, вам придется добирать дополнительные услуги за отдельную плату. И если вы промахнулись в выборе пакета, то за дополнительные ГБ либо за минуты разговоров вы заплатите сполна. Причина мной описана выше.
Не хотите мучиться с такими подводными камнями? В теории нужно выбирать старшие тарифы, где большая часть услуг включена. Но вот незадача, в поисках дополнительных денег условия меняются для всех без исключения, многие дополнительные вещи становятся платными, например, та же раздача мобильного интернета на другие устройства. И это раздражает, делает наш рынок в чем-то токсичным. Но в отличие от навязанных услуг и подписок, ситуация совершенно другая, сегодня нет возможности поступать как-то иначе, слишком тяжелое время и рост себестоимости услуг. Кажется, что это утверждение из моих уст похоже на заевшую пластинку, но реальность именно такова. Операторы могут ужаться, сократить свой штат вполовину, использовать дешевое оборудование, но тогда посыплются сети, начнется деградация качества связи. Мы еще очень далеки от того, чтобы найти баланс в этом вопросе. Тех доходов, что выжимают из дополнительных услуг операторы, явно недостаточно для нормального роста сетей. Я не говорю о каких-то сверхдоходах или о чем-то подобном, отнюдь. Просто о росте сетей, о поддержании их работы.
Иногда мне кажется, что мой речитатив на эту тему — это глас вопиющего в пустыне. Почти никто не хочет входить в положение операторов, они «грабители», они поднимают цены на услуги, «наживаются» на людях. В нашей стране операторы — это сказочные существа в представлении большинства, ведь они могут добывать из воздуха электричество, содержать огромный штат инженеров и техников, а деньги просто доставать из кармана и оплачивать их работу. В какой-то момент сказка затрещит по швам, но будет уже поздно что-то исправлять, мы откатимся назад, и придется совершать сверхусилия, чтобы экономика продолжила работать как раньше.
Отключение или поправки в работу GPS в Москве уже дают экономический эффект для разных компаний, прямые и косвенные убытки в течение месяца как минимум в районе миллиарда рублей. И это в текущей ситуации не так уж много, другое дело, что это также останавливает развитие, компании вынуждены решать возникшую проблему, отвлекать свои ресурсы на этот вопрос. Теперь просто представьте, что в России с перебоями начнет работать мобильный интернет — убытки всех компаний без исключения будут измеряться миллиардами рублей еженедельно. И это вовсе не страшилка, которая не может воплотиться в жизнь. На горизонте в несколько лет это вполне реальная история, если не изменится подход к формированию цен на услуги связи. Они не могут быть прежними, требуется рост цен как минимум в два раза.
Активно говорю о необходимости роста цен больше года. Недавняя поездка в Нижний Новгород, где связь деградировала на глазах, убеждает меня в правильности позиции. Это яркий пример того, что может произойти во всей стране, пусть не так быстро, как в Нижнем.
Но знаете в чем парадокс? Операторы не готовы публично говорить о своих проблемах, открещиваются от них, ведь это может навредить им, чиновники посчитают, что это выпад в их сторону. И поэтому операторы молчат, не бьют в колокола. У нас в целом общие проблемы индустрии редко находят единую позицию в разных компаниях. И это дает тем же чиновникам возможность и дальше играть в социальную повестку за счет операторов, кажется что если последние не пищат, то есть жировой излишек, ситуация не так критична. И это ошибочное мнение, ситуация на глазах становится критичной, у нас уже съедены все запасы для роста, теперь речь идет об удержании связи на прежнем уровне, а отсюда уже рукой подать до деградации услуг. Время посмотреть реальности в глаза и принимать решение, хотим мы и дальше жить в иллюзии, что все хорошо и потом оказаться у разбитого корыта, либо мы начнем обсуждать необходимость плавного повышения цен, которое не ударит заметно по кошелькам людей. Скупой платит дважды и однажды просто случится так, что цены на связь могут взлететь в разы, а не в два раза или даже меньше, как это можно все еще сделать сегодня.