Качество сетей в России — рост скорости, деградация качества. Где правда?

Привет.

Поводом обсудить в очередной раз тему качества сотовых сетей да и обычного домового доступа стало интервью генерального директора Мегафон, Хачатура Помбухчана. В большом интервью для РБК есть разные любопытные моменты, но предлагаю остановиться на следующем высказывании: «Давайте на цифрах: средняя скорость мобильного интернета у «МегаФона» в третьем квартале прошлого года была 22,1 Мбит/с, что было в 1,4 раза выше, чем у любого из наших конкурентов. В третьем квартале этого года — это 25,3 Мбит/с. Показатель улучшается». Найти сам текст можно вот здесь.

Другое высказывание, что сильно резонирует с ожиданиями людей — оборудования хватит на 5-7 лет, чтобы мы не увидели деградации качества связи. Верите в это? Думаю, что нет. Но факт в том, что Хачатур Помбухчан прав с точки зрения текущего состояния сетей и их возможностей. Более того, то, что скорость увеличивается, также факт, все операторы улучшают покрытие, чуточку увеличивают скорость передачи данных. И вот тут возникает кажущееся противоречие, ведь многие обратили внимание, что в реальной жизни привычные вещи стали работать не так быстро как раньше. Давайте вместе поищем причины, благо про них мы говорили много раз на наших страницах.

Первое и самое очевидное — пропуск трафика через сервер вне России меняет качество связи, иногда до неузнаваемости. Больше задержка, больше затраты трафика, отсутствие приоритетов со стороны оператора. Одним словом с VPN и без такового вы получаете разное качество связи у любого оператора, иначе просто не бывает.

Второе — условное качество сети часто измеряется таким приложением как SpeedTest, что дает в какой-то мере искаженную картину. Тестовое приложение выдает максимальную скорость, а не ту, что получает человек при реальном использовании своего устройства — причина в том, что операторы повышают приоритет этого приложения до максимального и выжимают из сети все, что только возможно.

Сегодня каждый оператор выставляет приоритеты в зависимости от типа приложения и сервиса, зачастую создает дополнительные стыки для работы с конкретным сервисом. Не так давно операторы отчитывались о том, что расширили стыки с Telegram, что увеличило скорости загрузки контента и сделало использование мессенджера более комфортным. Это частный пример того, как операторы работают с разными сервисами, причем делают это безвозмездно. С другой стороны, есть компании, что косвенно или прямо оплачивают услуги операторов, чтобы повысить скорость загрузки для своих клиентов до предельных значений. Например, так поступает Google и другие американские компании, они размещают дата-центры максимально близко к своим клиентам, в том числе в дата-центрах операторов, создают отдельные стыки с ними, чтобы трафик “ходил” как можно быстрее. Скорость для многих автоматически означает качество, ведь одно дело, когда вы можете загрузить фильм в высоком разрешении за десять-пятнадцать минут, совсем другое дело, когда на это уходит пара-тройка минут. Меняется восприятие качества услуги, причем в этом в том числе заинтересован сам оператор, чем быстрее вы получаете свой контент, тем больше хвалите его. Мало кто осознает и понимает, что в качестве и скорости загрузки есть не только оператор, но и компания, что предоставляет услугу. Например, в России Яндекс исторически плохо работает с операторами, не старается делать усилия по улучшению связности, ориентируется в большей мере на свою инфраструктуру. Как следствие, для высоконагруженных сервисов таких как Яндекс.Диск возникают затыки, скорость зачастую мала. Обратный пример какой-нибудь облачный сервис из Америки, у них нет серверов в России и скорость загрузки очень мала.

Теперь давайте остановимся на деградации качества сервисов и будем держать в голове, что она возможна не только на стороне оператора связи. Что происходит с американскими IT-компаниями? Они уходят с российского рынка, что также означает закрытие дата-центров, вывоз оборудования из России. Окончание коммерческой деятельности в нашей стране означает, что финансировать сервера на территории России нет никакого смысла, это банально дорого. И не нужно. Сервисы работают, их не закрывают, но чтобы дотянуться до них, нам приходится обращаться к дата-центрам в других странах, дорога до информации удлинилась. Для тех, кто любит чистую математику, могу сказать, что для Google время доступа к большим файлам в облачном хранилище увеличилось почти в два раза! И это астрономическое изменение. То, что вы могли раньше загрузить за 20 минут, теперь нужно грузить около 40 минут. И при условии, что не произойдет обрыв связи, поддерживается докачка файла и далее по списку. Как только растет время загрузки, автоматически увеличиваются шансы на тот или иной сбой. Что мы и наблюдаем.

Получается, что западные сервисы страдают из-за большего пути, что проделывает информация. Но это только часть картинки, у нас есть РКН, что блокирует целый ряд сервисов, иногда под горячую руку попадаются те ресурсы, что ни в чем точно не виноваты. Связность сервисов падает, время доступа к ним возрастает. Вспомним, как в 2021 году РКН начала замедлять Twitter.

Давайте посмотрим как поменялась в России аудитория социальных сетей — рост российских, уход пользователей от западных.

Причина тут не только в блокировках и нежелании их обходить, но и в том, что работает все это из рук вон плохо. Скорость доступа зачастую оставляет желать лучшего, нужно возиться с VPN, что многие люди просто не хотят делать. И если сравнивать не среднюю скорость передачи данных, а качество работы сервисов, то в 2022 году мы увидели деградацию для всех западных компаний, исключений не было. Будет ли продолжаться такая деградация? Не думаю, мы достигли нижней точки. Но на практике это означает, что пользователь видит, что тот же YouTube открывается не так быстро как когда-то, ролики загружаются медленно. По сравнению с прошлым годом многие сервисы и приложения работают заметно хуже, причина в исчезновении их инфраструктуры внутри России. Рынок, что не приносит денег обслуживается по остаточному принципу и это дает возможность российским сервисам выгодно отличаться от своих западных собратьев. Скорость начинает играть первоочередную роль в качестве услуги, операторы это понимают.

Поэтому нет никакого мнимого противоречия, качество связи у нас осталось на том же уровне или чуточку улучшилось, но произошла деградация качества услуг.

Вернемся к словам генерального директора Мегафон про то, что деградации связи не произойдет в течение 5-7 лет, они выглядят для меня правдивыми, но лукавыми. Средняя скорость не изменится, мы сможем видеть ее на том же уровне. Но наши потребности явно будут другими, нам нужны будут другие скорости (привет 5G!). Операторы уже нашли свой путь для развития 5G в России, но об этом нужно говорить отдельно, сплошной стройки сети не предвидится, мы получим отдельные зоны — условно это можно назвать европейской моделью развития. Закроем глаза на эти пятачки будущего, посмотрим на 4G-сети, они не будут деградировать по скорости соединения. Но нам нужно будет производить рефарминг частот, усиливать транспорт и все это возможно даже при условии недостатка оборудования. Но как говорилось в Алисе в стране чудес, чтобы оставаться на месте, нужно очень быстро бежать. Так и со связью, нам необходимо очень быстро бежать, чтобы сохранить то, что есть и мы можем это сделать. Но вот развивать связь, увеличивать пропускную способность сетей, качество этих сетей также необходимо, чтобы получать сервисы другого уровня. Тут есть разные пути развития — количественный был у нас до недавнего времени, когда планирование сети не было ювелирно точным, можно было закрыть потребности дополнительными базами. Теперь планирование становится иным, оно очень важно. И это даст пространство для развития, но кардинально вопрос так не решить. Нам нужно ориентироваться не на удержание средней скорости, а на рост передачи данных. Таким образом мы частично сможем компенсировать деградацию качества западных сервисов, дать возможность достучаться до них качественнее.

Пожалуйста, не забывайте, что качество сети это не только скорость доступа, но и связность, когда мы можем работать с другими ресурсами. Это примерно как оценка пробок в городе, 9 баллов пугают, но конкретно в вашем районе все может быть свободно, дороги пусты. Важно насколько хорошо оператор работает с теми сервисами, которыми вы пользуетесь ежедневно. В 2023-2024 годах основным в маркетинге и продвижение станет история про улучшение связности с тем или иным сайтом, сервисом. Чтобы пользователи конкретного оператора знали, что они получат максимальную скорость для конкретной услуги. Возможно, что в этот момент станет понятным, что не только оператор отвечает за скорость, но и сам сервис, это история как минимум двух участников процесса. Так что вывод просто — деградация качества услуг есть, а вот качество связи операторов не ухудшается как таковое, даже прирастает средней скоростью. Вот такой парадокс российского рынка.

[email protected]
наверх