Привет.
Тема родилась неожиданно, журналист одного из изданий, ориентированных на массовую аудиторию, задал вопрос: “Наши читатели жалуются, что качество связи изменилось в худшую сторону, можете прокомментировать, что конкретно стало хуже — обрывы во время звонков, медленный интернет?”. Ответил, что в большинстве регионов и мест связь не стала хуже, а наоборот, даже улучшилась. В ответ получил недоверие и непонимание, ведь все знают, что есть проблемы с поставками оборудования, с российского рынка ушли такие компании, как Nokia и Ericsson. Видимо, уход предполагает, что они забирают с собой базовые станции, сматывают оптоволокно и заодно на память забирают электростанции, которые, как и все остальное, им не принадлежат. Медиа создают негативные ожидания, которые воплощаются в “знание” того, что связь стала работать хуже, и это видно во всех проявлениях. Особенно меня умиляют комментарии вроде “на экране стало меньше палочек, а раньше они все были”. Не будем оценивать качество связи по “палочкам” приема на экране телефона, а попробуем разобраться в том, что могло произойти и что является выдумкой, а что — реальностью.
Начну с личного опыта, который не описывает общую ситуацию, но, возможно, поможет в ней разобраться. У меня не изменилось качество работы с мобильными операторами (а это SIM-карты всей большой четверки). Зона покрытия осталась ровно той же, проблемные места плюс-минус совпадают. Из приятного отмечу то, что “МегаФон” перенастроил ближайшую базовую станцию, теперь в лифте голосовые звонки не рвутся, но в квартире возникла зона, где скорость мобильного соединения проседает в сравнении с обычной. Чудес на свете не бывает, изменили настройки, и получилось что-то лучше, что-то хуже. Для меня этот момент не принципиален, так что считаю, что все осталось плюс-минус таким же.
Говорю по телефону много, постоянно звонят за комментариями, и связь при этом не рвется, слышно хорошо, часто включаются HD-кодеки. Связь может быть дурного качества при использовании VoWiFi, тут есть и съеденные слова во время разговора, какие-то артефакты сжатия голоса, отсутствие HD-кодеков. Пользуюсь этой технологией только в местах, где нет связи как таковой. В то же время VoLTE работает практически везде и всегда, проблем с этой технологией на моих устройствах нет. Уходить в дебри того, что устройства должны быть совместимы с сетями, не буду. Но важно понимать, что какой-нибудь китайский смартфон, предназначенный для рынка Индии, в России может работать не так легко и просто, как вам кажется.
Средние скорости мобильного интернета в России подросли у всех операторов без исключения. Структура операторского бизнеса такова, что закупки оборудования идут большими партиями и загодя, то есть фактически на этот 2022 год у всех операторов достаточно оборудования как для замены вышедшего из строя, так и для развития сети. Например, в билайн постоянно об этом говорят, что также вызывает недоумение журналистов, ведь все “знают”, что поставок нет и, значит, есть проблема. Операторам задают один и тот же вопрос на разные лады — когда вы умрете? Заглядывают в глаза, настойчиво интересуются, насколько все плохо. И спокойный ответ, что слухи о смерти сильно преувеличены, вызывает разочарование. Отсюда появляются материалы, в которых талдычат, что смерть близка, но “больной” свое состояние отрицает. Факт в том, что нового оборудования до конца года включительно хватит. У нас достаточное количество всего, чтобы не только поддерживать сети, но и развивать их.
Другое предубеждение, которое ставит меня в тупик. Почему-то считается, что операторы развлекаются суицидом, сложили руки, спокойно сели и ждут своей кончины. Не предпринимают ничего! Откуда такие мысли? Поставки оборудования и софта для него появляются, другое дело, что об этом не пишут на первых страницах газет, чтобы сохранить каналы этих поставок и возможности для развития. Журналисты же требуют (своими глазами видел, реально требуют и стучат ногами!), так как общественность должна знать, откуда привозят оборудование, кто за него платит и далее по списку. Откуда эта инфантильность и непонимание того момента, в котором мы живем?
Другой важный момент — запас прочности любой мобильной сети. В России это в среднем 20%, в каких-то регионах больше, где-то чуточку меньше. Каждый оператор строит свои сети с запасом прочности, поскольку видит, как растет потребление мобильного трафика. Например, тот же билайн модернизировал ряд регионов, провел большую стройку. В этих регионах запас прочности у него больше.
Еще один шаг, который сделали операторы в конце 2021 года, — отмена безлимитов для интернета. Такие безлимиты сильно нагружают сеть для всех, а значит, выбирают ту самую емкость. Новые подключения безлимитов закрыты, постепенно на старых тарифах их отменяют, причем как на публичных, так и на корпоративных. И вот тут впечатления людей могут разниться очень сильно, ведь с начала года изменилась услуга мобильного интернета для тех, кто все еще пользуется безлимитами.
Приоритет на сети для пользователей безлимитов понижается, скорость передачи данных для них в среднем становится ниже. Это хорошо видно для большинства операторов и тарифных планов, следующий шаг — сама отмена безлимита. Для тех, кто пользуется обычными тарифами с пакетами, напротив, скорость выросла, так как они получают больший приоритет. Это просто настройка сетей, но она дает очень хороший результат на практике, а главное, у нас высвободилась дополнительная емкость. В этом скрытом резерве для операторов есть как минимум 30% дополнительной емкости сети. Напомню, что во втором квартале средний трафик в сети билайн составил 15 ГБ, в предыдущий год это было 12 ГБ. Ровно такие же цифры мы видим по всем операторам, сказать, что сети деградируют, нельзя, так как есть рост трафика. Эти цифры косвенно опровергают размышления об ухудшении ситуации в данный момент.
То, что операторы начинают активно настраивать свои сети под конкретные тарифные предложения, профиль потребления услуг, не вызывает сомнений. Те, кто пользуется старыми тарифами с безлимитным интернетом, начнут замечать падение средней скорости, причем с каждым месяцем оно будет все заметнее. После чего переход на пакетный тариф и возвращение скорости на предыдущий уровень. Изменения не происходят для всех одномоментно, операторы меняют условия для части аудитории. Почему это так, можно прочитать в отдельном материале (точно так же как и изменения тарифов, нет сказочного рубильника для всех).
В нашем опросе мы задали вопрос о том, как изменились мобильный интернет и голосовые звонки. Ответы показывают, что для большинства качество связи не изменилось.
Безусловно, среди отвечавших есть и те, кто на практике столкнулся с проблемами. Иначе настроили базовую станцию у дома или работы, сменили настройки и далее по списку. Но уверен, что большинство просто ожидали, что связь должна стать хуже, и это отражено в их ответах. В целом, всю жизнь в телекоме я слышу от определенной части людей, что связь ужасна, нет никакого развития и так далее. Впрочем, то же самое говорят не только про связь, а про все на свете — от страны до каких-то мелочей.
На данный момент говорить о резком ухудшении качества связи в России не приходится, ситуация никак не отличается от прошлогодней, связь даже чуточку улучшилась — стало больше базовых станций, расширили транспорт до БС и так далее. Негативные ожидания касаются будущего, но в настоящем ничего такого просто нет. Зачастую негатив связан еще с изменением стоимости услуг связи, рост на 10% воспринимается как нечто катастрофическое и тут же трактуется как ухудшение того же мобильного интернета. То есть 550 рублей за такое-то количество мегабит и ГБ в пакете было хорошо, а вот 550 рублей за тот же набор услуг — это много. Есть и такой момент.
Инструментальные измерения качества связи проводят как операторы, так и независимые компании, в них можно видеть тенденцию, абсолюта тут нет. И тенденция такова, что каких-то резких изменений мы не видим, все параметры на ожидаемом уровне с поправкой на развитие в течение года.
О деградации мобильной связи можно будет говорить в начале 2023 года, и то только в том случае, если операторы совсем ничего не будут делать. Просто будут ровно сидеть, откажутся развиваться и далее по списку. То, что я вижу по работе операторов, говорит ровно об обратном — таких активностей у них не было давно. Так что нужно разделять реальность и ожидания, они сильно разнятся. Примерно как ожидания курса доллара по 200 рублей, которые не реализовались. Но этого ждали, а некоторые все еще ждут. Так и со связью, ожидания негативны, реальность же их не подтверждает.
По моим наблюдениям за последние месяцы стало в разы больше сайтов, которые вообще не открываются, или загружаются и работают очень медленно. Я связываю это с блокировками с обеих сторон (РКН и Запад), вызванными известными событиями последних 7 месяцев. Думаю, что люди склонны воспринимать это как ухудшение связи. И в этом есть рациональное зерно. Какое мне дело до того, что скорость до БС составляет 100 мбит/с, если канал до нужного мне сайта/сервиса составляет всего 100 Кбит?
Эльдар, вы же всегда призывали относится к speedtest.net, только как к одному из возможных инструментов замера скорости, а сейчас его скриншотами пытаетесь доказать, что со связью всё прекрасно и ничего не изменилось.
А я думаю, это ркн рубильником неаккуратно сработал: «надо было резать синий», а они не стали заморачиваться и перерезали всё 😀
у кого плохой интернет? Подключайтесь. На 3 джи. Совет. работает?сам пользуюсь. Так.