Привет.
В какой-то момент поездки на китайские производства сливаются в череду картинок, местами ярких, местами довольно тусклых. Обычно вне зависимости от размера предприятия вас проводят по парадной стороне, скрывают быт рабочих, не рассказывают и не показывают то, что может быть воспринято неверно. Как-то в течение двух лет бывал на одной и той же фабрике, но каждый раз на ней менялись вывеска, плакатики в коридорах, даже логотип на халатах рабочих. Фабрика не переходила из рук в руки, просто каждый раз для нас разыгрывали спектакль, чтобы показать принадлежность к тому или иному заказчику, последние никакими заводами не обладали. Небольшая хитрость, попытка пустить пыль в глаза.
Но Китай очень разный, и в последние пятнадцать лет в этом кипящем котле возникли компании новой формации, изначально выстроенные на другом фундаменте, на китайской земле, но с корпоративной культурой, во многом заимствованной на Западе. Слияние двух культур получилось необычным, подчас парадоксальным. И хорошим примером такого симбиоза выступает компания Baseus. В России многие, если не большинство, произносят имя компании как «басеус», хотя верное звучание — «бейзус», имя возникло из аббревиатуры Base on User.
История многих китайских брендов написана словно под копирку. Отец-основатель компании увидел потенциал в таком-то сегменте рынка, собрал вокруг себя талантливых инженеров и запустил успешные продажи онлайн, потом вышел в розницу, и пошло-поехало. Каноничная история успеха, кажется, все копируют ее друг у друга, во всяком случае, те, кто состоялся как успешный бренд.
Компания Baseus появилась в 2011 году в Шэньчжэне, первоначальная линейка продуктов — мобильные аксессуары, затем последовало расширение в новые товарные категории, пока бренд не стал доминировать в продажах целых товарных групп, например, тех же внешних аккумуляторов.
Приглашение посетить предприятие компании выглядело интересным, не было повода отказываться. На машине мы отправились в путешествие из Шэньчжэня, наш путь лежал в провинцию Цзянси, небольшой по китайским меркам город Луннань.






В Китае город с населением в пару миллионов человек считается чуть ли не селом — пустые улицы, небольшие мастерские, где делают всякую всячину. Днем не встретить гуляющих людей, кроме пенсионеров и молодежи, когда заканчиваются учебные часы. Совершенно другие ощущения, нежели при посещении любого российского города с населением от полумиллиона. Там жизнь бьет ключом в любое время дня, тут все ровно наоборот, люди заняты своими делами, им некуда идти по улицам. Вечером город оживает, становится совсем другим, но днем почти абсолютная пустота и редкое появление автомобилей, можно перейти дорогу в любом месте, и вы никому не помешаете.
Триста с небольшим километров по отличной трассе пролетают незаметно, меньше чем за четыре часа мы доезжаем до города. Этикет таких встреч почти всегда неизменен: вначале знакомство вне предприятия, совместный обед, и только потом можно показывать производство. Обед обязательно в китайском стиле — круглый стол, местные блюда на любой вкус, никакой адаптации.
Машина подъезжает к гостинице, она выстроена в классическом китайском стиле, тут небольшой садик, красивое оформление холла и отдельные комнаты в ресторане.






Кто-то из коллег крутит стол, ко мне плывут лебеди, небольшие пирожные, начиненные дурианом, запах приглушенный, но спутать его ни с чем нельзя. Прелесть круглого стола в том, что можно брать только то, что тебе нравится, пробовать все необязательно.


Не стоит спрашивать о блюде, которое понравилось, ответ может расстроить. Поэтому запоминаешь вкус, делаешь снимок на память, но не пытаешься перевести название. Некоторые совершают в Китае такую ошибку, и видишь, как люди бледнеют, краснеют, выходят из-за стола. Спрашивать об этом надо уже потом, спустя часы после трапезы. Никакого злого умысла тут нет, вас действительно встречают с уважением и расположением, никто не хочет посмеяться над вами.

Угадайте, что в этой тарелке, думаю, сделать это будет непросто. Не самое необычное блюдо из возможных.

Обед позволяет познакомиться, поболтать до того, как вы отправитесь на предприятие. Разговоры светские, ни к чему не обязывающие, политики почти никогда не касаются, равно как и деловых вопросов. Вы присматриваетесь друг к другу, оцениваете собеседника.
Мне нравится директор производства, он достаточно молодой, уверенный в себе, но без наносного лоска и заносчивости. Видно, что директором он стал благодаря своим умениям и ценит свое положение, карьера у него складывается правильно. Английский не очень свободный, мы общаемся на смеси двух языков, когда китайские коллеги добавляют разъяснения, переводят вопросы и ответы.
Индустриальный парк находится неподалеку, в нем несколько зданий, и построен он меньше трех лет назад, предприятие можно назвать свежим, с иголочки, и на нем нет печати времени. На здании нет имени компании Baseus, мы видим название Ceesing. Тут нет никакой загадки, так как многие китайские производители разделяют торговые марки, бренды, под которыми продают свою продукцию, и производственные площадки.



Причина сугубо прагматична, она связана с мироустройством китайского производства. Каждая провинция борется за то, чтобы привлечь на свою территорию производства, это выливается в субсидии, налоговые послабления, дополнительные гарантии для компании и многое другое. Причина такой щедрости понятна: после того, как вы построили здания, разместили в них оборудование, начали производство, вы привязали свое будущее к этому месту. Переместить производство можно только в теории, на практике вы будете работать именно здесь, обеспечивать не только рабочие места, но и налоговые поступления в казну провинции.
Явление такого рода удивительно для нас, но привычно для Китая. Чиновники участвуют в выставках, рассказывают о преимуществах работы в своем регионе, о том, что они могут сделать для вашей компании. Именно такой подход обеспечивает взлет китайских брендов в столь короткие сроки, меньше чем за десять лет в Baseus появилось несколько фабрик, капитализация компании росла как на дрожжах. Без подобной экосистемы, где государство заинтересовано в развитии производств и создании рабочих мест, все это было бы нереально.
Почему на фабричных корпусах нет имени Baseus, а только Ceesing? Ответ невольно дает наш сопровождающий: «Здесь мы производим в основном кабели, зарядные устройства, ряд других товаров. Конечно, фабрика работает не только под свой бренд Baseus, к нам обращаются сторонние компании, мы выступаем как ODM-производитель, выпуская товары под другими марками».
Китайский прагматичный подход. Вам необходимо выжимать максимум возможного из всех своих активов. Загрузить на 100% огромную фабрику своими товарами в первые годы работы невозможно. Причина в том, что любая фабрика строится с учетом будущего роста ваших продаж, оставляют место для новых производственных линий, расширения номенклатуры товаров. Эффективно загружать фабрику и конвейер максимально возможным объемом производства. При наличии сторонних заказов ваша эффективность повышается, найти их непросто, это отдельный вид искусства. Но когда у вас хорошо зарекомендовавшее себя производство, новые и качественные линии, вы можете рассчитывать на внимание других игроков, как правило, они меньше размером, не составляют вам конкуренции. И, в свою очередь, могут привозить своих клиентов на фабрику, показывать, как они «производят» свои продукты. Так что другое имя не должно нас смущать, ситуация обыденная, она случается сплошь и рядом.
На входе стоит львенок Лео, маскот компании Baseus, большой и симпатичный.


Что мне нравится в Китае, так это синтез старого и нового. Ты говоришь с молодым руководителем, он прошел обучение в Америке, закончил престижный университет, его английский не вызывает никаких вопросов, также как и уровень образования, кругозор, возможность обсуждать различные темы. А потом ты видишь, как этот же человек зажигает ароматические свечи у небольшого алтаря и приносит жертву божествам.

Тут на Ceesing такие алтари встречаются мне в разных концах здания, тот самый синтез старого и нового. Можно относиться к нему по-разному, но мне это точно нравится. Подношения божествам иррациональны, но они показывают веру человека, ориентиры, заложенные в нем обществом, его семьей. И то, что есть преемственность поколений, нет тотального заимствования чужой культуры, отрыва от своих корней, вызывает мое уважение. Как чужак в этой стране я могу только подмечать такие вещи, но никак не судить о них, так как вырос в совершенно иной культуре.
Внутри нас ждет большое пространство, за стойкой сидит девушка, обычно она встречает курьеров, другие посетители тут редки. Стена напротив заставлена патентами, которые получила компания Baseus за свои изобретения.

С другой стороны — описание ключевых характеристик индустриального парка. На нескольких картинках показано основное, объем инвестиций 130 млн юаней. Начало проекта — 27 ноября 2022 года, к 2 ноября 2023 года все здания построены, всего их три. В третьем здании находится общежитие для персонала завода, общая площадь — 4661 квадратный метр, всего четыре этажа. На первом этаже — магазин, кафетерий и столовая.
Первое здание, в которое мы вошли, трехэтажное. На первом этаже — выставочный зал, офисные помещения, а также склад и логистическая зона. Общая площадь здания — 18875 квадратных метров. На втором этаже — лаборатории, производственные зоны. Третий этаж также занят производством и лабораториями.
Второе здание целиком отдано под производство, на первом этаже цеха, где изготавливают корпуса (литье под давлением), второй и третий этаж — это производство кабелей (очень шумные цеха, они вынесены отдельно, снаружи шум не слышен).
Несмотря на размеры предприятия, оно компактное, не воспринимается чем-то огромным и бесконечным. Всего здесь работает около 2000 человек, а выходная мощность в прошлом году составила около 40 млн единиц различной продукции.
Перед тем, как обсуждать производство или взглянуть на него, мы проходим через большой выставочный зал, он наполнен продукцией Baseus. Некоторые аксессуары разобраны на составляющие, чтобы вы могли получить представление о количестве компонентов, тут же данные об отгрузках, информация о количестве патентов.


Пощупать руками можно любые устройства, достаточно протянуть руку. Мне нравятся кабели в катушках, что были созданы как сувениры для продажи в Запретном городе Пекина, бывшей резиденции императора. Сопровождающие говорят, что больше нигде купить такие кабели было нельзя, но объем продаж в Пекине оказался ошеломляющим, многие приобретали их как полезный сувенир. Эмоция, помноженная на место и удачное расположение товара, дает объем продаж.











В офисной зоне можно не ждать какого-то хай-тека — чистенькая кухня, открытая рассадка сотрудников, небольшие зоны для обсуждений. Современно, просто и понятно.








В каждом лифте изображен маскот, что разнообразит восприятие офиса.

И, конечно же, везде есть плакаты, небольшие напоминалки про ценности производства и компании.


У меня в планах рассказать про испытательные стенды и лабораторию, показать само производство и линии на нем, остановиться на жизни рабочих. Сделать это в рамках одного материала невозможно, так что будет серия репортажей, благо от нас ничего не скрывали и показали завод от и до, позволили сунуть нос в разные уголки. И это довольно уникальная ситуация, на других предприятиях показывают от силы десятую часть, а фотографировать и снимать видео почти не дают, так что приходится полагаться исключительно на собственную память. Надеюсь, серия этих статей вам понравится, так как даст взгляд на типичное китайское производство хорошего уровня изнутри. Увы, ничего подобного в свободном доступе у нас нет, отсюда рождаются сотни мифов о том, что такое китайские фабрики и как они устроены.