Утилизировать нельзя оставить. Пробуем понять, что делать с частично неработающей техникой

Привет.

В комментаторских баталиях в очередной раз всплыла интересная тема для обсуждения. Предпосылкой послужила статья сравнительного характера про ноутбуки, планшеты и смартфоны:

Главная мысль текста была в том, чтобы подчеркнуть фрагментированность функционала, задействованного пользователями в процессе эксплуатации вышеупомянутых устройств. Смартфона это коснулось в меньшей степени, а вот планшет и ноутбук действительно чаще всего используются, задействуя далеко не все свои возможности. В комментариях же исследование темы привычно вышло на новый уровень, и родилась целая новая гипотеза о «скользящей» оптимизации. Огромное спасибо за изобретательский подход.

Суть концепции в том, чтобы при устаревании техники снижать нагрузку на утрачивающие былую производительность узлы, задействуя исключительно работоспособные компоненты. В комментариях на примере сниженной емкости аккумулятора был предложен вариант с анализом приложений и последующим исключением тех из них, которые приводили к ускоренному разряду. Их функционал предлагалось передать стороннему устройству, выполняющему исключенную с основного устройства функцию. Отдельный аудиоплеер для книг взамен соответствующей программы в КПК. Наладонник продолжает работать над остальными функциями, аудиокниги по-прежнему прослушиваются. При этом цена вопроса существенно ниже нового коммуникатора и не требует нервного поиска устаревшего аккумулятора на замену с последующим ремонтом.

В эту концепцию, кстати, укладывается и пример с наследством. У меня был интересный случай. Как-то после скачка напряжения с экрана монитора начало периодически пропадать изображение и стало появляться уведомление о потере сигнала от видеокарты. Спустя некоторое время картинка снова появлялась, но иногда это могло происходить по несколько раз в очень короткий промежуток времени, и я решил заняться ремонтом. Подозрение сразу пало на блок питания. Сборка была старая, но ее полное обновление в тот момент было совсем некстати. Я отправился в магазин и купил новый блок питания. Знающие люди насоветовали прям самый лучший. Я его установил и приготовился забыть про проблему. Но не тут-то было. Компьютер продолжил творить ровно то же самое. Я заподозрил в проблеме материнскую плату. Батарейку на плате я, разумеется, заранее поменял. Беглый поиск подтвердил мои опасения по поводу возрастных особенностей моей сборки. Такой платы в продаже нет. Сейчас уже не вспомню, но новое поколение материнских плат то ли с процессором старым не находило общего языка, то ли с оперативной памятью. Нехотя пришлось обновлять сборку. Плата, видеокарта, процессор, оперативка. Блок питания новый я уже ранее купил. Корпус оставил старый. Вся прочая периферия также была. И каково же было мое удивление, когда после сборки и установки операционной системы я словил тот же самый глюк. Оказалось, что изначально проблема была именно в блоке питания. И вселенская ирония заключалась в том, что самый лучший новый блок питания банально оказался бракованным. Таким образом, моя старая сборка с уже работающим блоком отправилась доживать свой век к родителям. Благо им не нужны ни игры, ни трехмерное моделирование. И живет она у них уже лет эдак восемь.

То есть передача по наследству и последующее «донашивание» — это вполне себе выход в вопросе рационального увеличения срока работоспособности.

Но этот вопрос мы оценили в срезе поломки. Да, в моем случае была не совсем поломка, но, думаю, суть понятна. Уверен, что похожих ситуаций великое множество. Тот же вышедший из строя аккумулятор в десятилетнем топовом ноутбуке, например. В продаже уже нет. Но кто, собственно, мешает использовать его теперь в качестве стационарного с постоянным подключением к розетке? Да, есть риск потерять несохраненные данные при внезапном отключении электричества, но в качестве кухонного просмотрщика YouTube устройство сгодится. Но если ноутбуки — это все же в большинстве случаев рабочие лошадки, эксплуатируются далеко не каждым, меняются гораздо реже, чем раз в год, и используются в узком спектре опасных для его работоспособности ситуаций, то вот их уменьшенные копии — это совсем другая история.

Все верно, речь о смартфонах.

И если пример с КПК, функционал которого урезается на приложение аудиоплеера в пользу выделенного проигрывателя, имел место быть (вспоминаем, когда в ходу были КПК), то сегодня выделенный проигрыватель может оказаться чуть ли не дороже самого смартфона.

Изображение с сайта Hi-Fi.ru

Главная причина в том, что сегодня смартфон практически вытеснил те устройства, функционал которых вобрал в себя. Небольшое уточнение. Вытеснил бюджетные устройства. Профессиональные камеры или те же самые портативные плееры, безусловно, присутствуют на прилавках. Однако при разбитой камере смартфона едва ли захочется покупать что-то бюджетное. Варианты, кстати, как оказалось, присутствуют. Вот только между теоретической возможностью сфотографировать на выделенную из смартфона камеру и остаться довольным снимком и практической реализацией данного маневра — пропасть. Разочаровать попытаются скорость работы, непривычный интерфейс, фокусировка, вспышка. Добавьте еще особенности передачи файлов на каком-нибудь USB 2.0 (напомню, речь идет о бюджетной замене). Вишенкой же на торте разочарования станет пугающая разница между кадром на дисплее камеры, который вы оценили на среднее «сойдет», и кадром на экране монитора или смартфона, который уже будет характеризоваться совсем иными словами.

Признаюсь, я не проверял свои впечатления на бюджетной камере сегодняшнего дня. Сравнение каждый раз всплывает, когда я беру в руки свою старенькую Sony Alpha NEX 5.

Если изрядно постараться, кадр, разумеется, получится лучше, чем на смартфон, но все остальное будет дико неудобно.

Этот пример с камерой был к тому, что, получив сегодня информационный комбайн в виде смартфона, мы одновременно можем рассчитывать на единый уровень представленных в нем функций. Думаю, не стоит объяснять, что, приобретя представителя бюджетной линейки, мы едва ли сможем выжать из него производительность старших собратьев. Отсюда вытекает несколько неоднозначных соображений.

Первое

Ситуация вынуждает к утилизации старья. С одной стороны, все логично. Новый смартфон с полностью обновленной начинкой, новым софтом, свежим дизайном и отсутствием царапин на корпусе изрядно улучшает настроение. Ты ждешь загрузки страниц на пять секунд меньше, хотя, как отметил один умный человек, общая продолжительность чтения новости исходя из этого скоростного прироста уменьшится всего на пять секунд. Снимки лучше, работает смартфон дольше, а еще новая версия ОС с новыми иконками и ИИ-оптимизацией темы под установленный фоновый рисунок. Своей покупкой мы простимулировали производителей процессоров, экранов и памяти, которые разработают что-то еще, более скоростное и яркое. Прогресс как он есть. Старый же полуторагодовалый смартфон отправился в ящик стола. Его удел — это роль провокатора ностальгических вздохов во время уборки или недельные натужные страдания в качестве звонилки и мессенджера в момент отсутствия основного аппарата. С другой же стороны, есть Apple. Если владельцы абсолютного большинства смартфонов на Android могут смело отправлять свой смартфон на консервацию или в мусорное ведро (не забывайте про правила утилизации), то владельцы устройств Apple отправляют их на вторичный рынок, как бы подчеркивая, что смартфон еще рано списывать со счетов.

Второе

Ситуация вынуждает признать, что поддержка устройства далеко не бесконечна. Сегодня, безусловно, есть подвижки в вопросе увеличения сроков выхода обновлений с актуальными версиями операционных систем, но это в большей степени касается более дорогих моделей смартфонов или смартфонов от более известных брендов. Для остальных же пользователей приобретение номерной версии какого-либо смартфона и лицезрение тизера следующей — это тревожный звоночек в виде скорого замедления работы и необходимости приобретения дополнительного зарядника на работу. И снова. Можно было бы не упоминать про то, что речь идет об Android, если бы с Apple дело не обстояло иначе. Из личных наблюдений могу сказать, что один хороший друг до сих пор пользуется iPhone SE первого поколения. Казалось бы, как так? Но, оказалось, его доводы более чем логичны. Он дизайнер, основной инструмент — это связка MacBook Pro и Studio Display. Работа удаленная, потому вся интернет-активность проходит за рабочим столом. Хобби — фотография. Потому никакими новыми модулями камер его не завлечь даже в новые iPhone. А для мессенджеров, звонков и музыки компактный дисплей и размер — это то, что доктор прописал. И самое главное. Даже модель 2016 года справляется. Честно скажите, кто-нибудь в силу обстоятельств пользуется смартфонами на Android тех лет, пусть даже в схожем урезанном функционале?

Третье

Независимо от цены желание обновить устройство никуда не девается. Среди предпосылок к этим неоднозначным соображениям было утверждение о том, что во флагманы производитель закладывает больший ресурс и более долгую поддержку, нежели в модели среднего и бюджетного сегментов. И это так. Но желание несмотря ни на что удивлять пользователя новыми функциями и дизайном подстегивают намерение во что бы то ни стало обладать вожделенной всеми новинкой. И в этом сходятся как представители лагеря Android, так и фанаты Apple. Одними движет намерение стать обладателем самого нового и актуального софта и железа и нежелание столкнуться с проблемами в результате прекращения поддержки (хотя это скорее оправдание), другими — намерение подчеркнуть и выделиться. Примечательно то, что Apple для этого достаточно просто заявить о новой модели, тогда как проделанную над новым Android-флагманом работу будут рассматривать под лупой. Под этим углом подход поклонников зеленого робота выглядит более рациональным.

Как итог, идея «скользящей» оптимизации применительно к сегодняшним смартфонам может иметь место только лишь в контексте миграции устройств от одного человека к другому в соответствии с траекторией снижения требований. Можно, конечно, предположить дикий сценарий, при котором обновление отдельных модулей смартфона вроде аккумулятора и максимальная оптимизация системы позволят буквально передавать устройства по наследству, а выпуск новых гаджетов станет оправдан экспоненциальным ростом населения, но это бредовая идея. И немного страшная.

Сегодня ситуация такова, что производство развернуто без оглядки на реальные потребности. Примерно как с космической программой времен СССР. Уверен, применительно к этим словам вы слышали термин «гонка». Сегодня идет такая же гонка, только применительно к информационным технологиям. Принудительно поглощая новинки программного обеспечения и подстраивая под них собственное поведение, мы усложняем себе рациональный выбор, становясь зависимыми от новых увлечений.

Владимир неоднократно использует сравнительную аналогию Android и Apple, которая заключается в том, что производители смартфонов на «бесплатной» операционке после продажи оставляют пользователя один на один с его приобретением, в то время как Apple продолжает одной рукой приобнимать своего фаната весь буквальный срок жизни устройства, извлекая другой рукой из его кармана стабильную «абонентскую» плату за услуги. Напрашивается вот такая аналогия:

Вот только есть маленькая деталь. Если консоли продаются чуть ли не в убыток ради долгих последующих продаж контента, то схожий финт Apple предполагает еще и кратный заработок на каждом устройстве в десять раз чаще производителей игровых приставок.

В заключение стоит отметить, что никакой «скользящей» оптимизации в глобальном плане, разумеется, не случится. Единичные случаи — это лишь исключения. Мое же беспокойство сводится к следующему. Сегодня ученые считают, что если человечество внезапно исчезнет, то будущие поколения отметят нашу эпоху в первую очередь находкой огромного количества куриных костей. В любой момент на нашей планете популяция цыплят-бройлеров составляет 23 миллиарда особей. Исследование проводилось в 2018 году. И тут стоит задуматься. Не может ли сложиться ситуация, когда неразлагаемые смартфоны смогут поспорить с курицами?

[email protected]
наверх