Уход от дисководов в игровых приставках. Как быть геймерам дальше?

С анонсом новой “премиальной” PS5 Pro становится очевиден дальнейший курс игровых компаний на отказ от дисководов и дисков как носителей. При этом переход на цифровые копии игр в текущих условиях санкций для граждан определенных стран опасен, ведь при нажатии “одной кнопки” вся библиотека пользователя исчезнет во мгновение ока. Как быть в такой ситуации и к чему готовиться геймерам в ближайшем будущем.

Дисковод как привилегия

Анонс PS5 Pro вывел съемный дисковод для консоли в топ по продажам на Amazon, а в сети магазинов электроники Best Buy аксессуар и вовсе раскупили полностью. И это проблема вовсе не только США. Новая “премиальная” консоль имеет только одну версию для всего мира – на ней нет возможности игры с дисков, в отличие от ее “любительской” версии, вышедшей еще в 2020 году. Цена на съемное решение в среднем составляет от $75 до $80 (от 6870 до 7330 руб.).

В таких условиях поклонники игр оправданно возмутились ценником усовершенствованной версии “пятерки” – $699 (около 64 тыс. руб.). В случае с PS5 Slim отказ от дисковода можно было оправдать стремлением уменьшить размеры устройства. Для Pro же лишение одной из важных функций выглядит скорее жесткой попыткой заставить игроков пойти в отказ от дисков и полностью уйти в цифру.

Это не новшество и не первый звоночек. Подобные процессы уже идут не только в Sony, но и в Microsoft. Вся эпопея с GamePass — это в том числе стремление приучить геймеров к цифре и к тому, что игра — это не коробочка на полке, а аватарка на экране телевизора. В результате дисководы становятся привилегией и за них требуют дополнительных трат. Коллекционер ли ты, плохой ли у тебя интернет – для компаний такие игроки теперь не целевая аудитория.

При этом производство дисков для самих компаний требует больших затрат, чем добавление игр в цифровые магазины. Поэтому и отказ от дисков в специальных изданиях также продиктован вряд ли только страхом, что подобные версии раньше попадут в магазины и игру “сольют” в сеть до релиза. Это все еще бизнес, и такой подход позволяет зарабатывать больше. Для коллекционера не иметь диск в подарочном, более дорогом издании теперь норма, хотя раньше такое было немыслимо.

Дистрибуция контента по интернету в целом не несет в себе рисков, уверяют компании. Но многие из игроков уже на деле знают, что это далеко не всегда так. К тому же во многих странах мира все еще нет достаточно стабильного и быстрого доступа в Интернет. И если Интернет все-таки не зависит от компаний-владельцев цифровых магазинов, то прямой запрет на вход в собственную игровую библиотеку и закрытие доступа к новым проектам — это их прямое решение, пусть и продиктованное требованиями властей.

Цифровой рай оказался миражом

Если первоначально, когда PS Store и Xbox Live переживали свой расцвет в конце нулевых, скачивание игр из сети казалось чем-то необычным и заманчивым, то сейчас это обыденность.

Однако цифровой рай – возможность получить игру сразу, без необходимости идти в магазин или ждать курьера – обернулся миражом. Теперь аккаунты при определенных условиях могут блокировать, транзакции за новинки — отклонять и доступ к мультиплееру — ограничивать.

Теперь диски в чем-то, наоборот, проще и удобнее – их не могут отключить или запретить. По крайней мере, пока это не было реализовано технически. Известные потенциальные риски для носителя – это его кража или поломка. Оба варианта возможны, но это уже вопрос именно игрока и его отношения к собственной физической копии.

Диск налагает далеко не только ответственность, но и возможности, которые некоторые могли и подзабыть. Его можно передать другу, чтобы тот прошел игру бесплатно. И так чередовать проекты между собой. А потом выставить диск на онлайн-сервисе и продать другому игроку, отбив часть затрат за покупку. На релизе разница между новой и проданной копией может составлять менее 1 тыс. руб. С цифрой так не получится, а ведь ее еще и покупать нужно уже не за рубли.

Имеет смысл и рассмотреть ценность игры дальше 2-3 лет, через десятилетие и более – для перепрохождения или продажи в качестве раритета. И тут диски тоже выигрывают у цифры. Кто может дать гарантию, что PS Store или Xbox Live будут работать в 2050 году? Или в 2100? Весьма вероятно, что сами площадки будут работать в сети, но будет ли вся библиотека года 2024 там доступна спустя полвека? Далеко не факт.

Уже сейчас некоторые игры невозможно найти официально в цифровых магазинах. Это подразумевает либо неофициальные действия и поиск копии на пиратских ресурсах, либо покупку дисковой версии. Первое несет в себе определенные риски в виде получения вирусов или нестабильной работы устройства. Второй вариант может потребовать разве что нужной игровой приставки – если у проекта нет обратной совместимости на новых устройствах.

Эксклюзивность Metal Gear Solid 4 для PlayStation 3 до сих пор не снята, то есть в игру можно поиграть только на этой приставке. Проект вышел в июне 2008 года, и да, он доступен в цифре, но все равно только при загрузке на PS3. И это игра, которая является всемирно известной и обласканной критиками и игроками. Другие проекты может ждать более грустная судьба, вплоть до практически полного забвения.

Другой проблемой могут стать авторские права. Из-за музыки на радиостанциях в GTA IV многие песни пришлось в срочном порядке менять. В связи с этим теперь поиграть в ту самую, оригинальную версию хита от Rockstar Games можно только с диска. И нельзя не брать в расчет более простые проблемы вроде конфликтов издателя и владельца цифровых платформ, на которых эти игры размещаются. Порой на подобные шаги могут пойти и ради продвижения собственного цифрового магазина.

Как быть дальше?

Отказ от дисковода не случайность и не та мера, от которой компании откажутся в ближайшее время. Переход на другие носители возможен, особенно сильно этим любит увлекаться Nintendo. Но это все равно подтверждает главный тренд, который происходит в игровой индустрии в последние годы, – диски, как и другие носители, будут становиться редкостью, а дисководы – привилегией, за которую нужно быть готовым платить.

Подписки, как и другие способы полного перевода геймеров в цифровую экосистему, будут иметь преимущества для игроков, которые не стремятся поиграть в отдельные игры, но хотят попробовать как можно больше разных проектов. В таких условиях тем, кто хочет проводить время лишь за небольшим количеством любимых проектов, не более 10 тайтлов в год, точно имеет смысл все еще останавливать свой выбор на дисках.

Иметь коробку с проектом на полке – это пока что единственный способ сохранить себе игру на долгие годы без риска потерять ее при крахе компании, отключении сервиса, удалении аккаунта или введения тотальных запретов на покупки и так далее из-за политической ситуации.

Иметь на полке Robert Ludlum’s The Bourne Conspiracy или Urban Chaos: Riot Response сейчас – это как владеть драгоценностью. Оба проекта доступны неофициально у “пиратов”, но пройти эти игры “без танцев с бубном” получится только с официального диска. Пока компании не сменят курс кардинально и не откажутся от дисков окончательно, что все еще маловероятно, диски с новинками все еще стоит покупать, если вы хотите иметь доступ к чему-то всегда, а не только с разрешения “настоящего владельца” вашей копии.

[email protected]
наверх