Примечание редакции Mobile-review.com. Мы подбираем материалы в раздел «Мнение», чтобы показать то как воспринимают рынок, компании в других странах. Мнения в таких материалах зачастую не совпадает с взглядами нашей редакции, но дают понимание рынка, его медийной составляющей.
По материалам businessinsider.com
Все твои мечты исчезли,
И ты не знаешь, что за поворотом,
Просто помни, что смерть — это не конец,
Не конец, не конец,
Просто помни, что смерть — это не конец.
Боб Дилан, «Смерть — это не конец»
Мечтали ли вы когда-нибудь о цифровом бессмертии? Памятник нерукотворный воздвигнуть получается не у всякого, и даже след в Интернете, скорее всего, не переживет вас надолго. Неактивные страницы блокируются, удаляются, да и сами сервисы не работают вечно. Но все же не обязательно быть Бадом Аскинсом. Например, вот уже несколько лет партия ЛДПР в своих действиях оглядывается на виртуального В.В. Жириновского, запустив соответствующую нейросеть, которая по случаю текущих событий может высказаться способом, соответствующим темпераменту легендарного политика. Но это исключение, а что будет, если каждый сможет претендовать на подобную «жизнь» после смерти? Похоже, скоро узнаем…
В конце декабря компания Meta* получила патент, описывающий то, как большая языковая модель может «имитировать» активность человека в социальных сетях, например, его реакцию на контент, опубликованный реальными людьми.

«Языковая модель может использоваться для имитации [действий] пользователя, когда он отсутствует в системе социальных сетей, например, когда пользователь прервал активность на долгое время или если пользователь умер», — говорится в патенте.
Эндрю Босворт, технический директор Meta*, указан в качестве основного автора патента, который был впервые подан в 2023 году. «У нас нет планов развивать эту тему дальше», — заявил представитель Meta* изданию Business Insider.
В патенте Meta* объясняет, почему, по ее мнению, это может понадобиться людям. Если вы больше не публикуете контент в сети — например, из-за потребности отдохнуть от соцсетей или… вашей смерти — это повлияет на пользовательский опыт ваших подписчиков. Если коротко, они будут по вам скучать. «Люди испытывают гораздо более серьезное и постоянное воздействие, если пользователь умер и никогда не сможет вернуться в соцсеть», — говорится в документе.
Чтобы заполнить эту пустоту, Meta*, по сути, создаст ваш цифровой клон для имитации вашего присутствия в соцетях, обучив модель на «специфических для пользователя» данных, включая историю активности на платформе, например, комментарии, лайки или контент, которые помогут понять, как вы бы себя вели (или, скорее, как вели себя в прошлом).
Затем этот клон сможет реагировать на контент других людей, ставя лайки, оставляя комментарии или отвечая на личные сообщения. Для инфлюенсеров или создателей контента, которые зарабатывают на жизнь на платформах Meta* и нуждаются в отдыхе от соцсетей, такой инструмент может быть полезен. В патенте Meta* также упоминается технология, которая позволит большой языковой модели имитировать видео- или аудиозвонки с пользователями.
Представитель Meta* заявил, что, хотя компания подает патенты, чтобы обнародовать свои концепции, полученный патент не всегда означает, что она будет продолжать работу, развивать или внедрять эту технологию. Тем не менее, это поднимает множество вопросов о природе технологий — а также о горе. ИИ-бот, который выступает вашим дублером во время цифрового детокса, — это одно, но изображать умерших людей?
Эдина Харбинья, профессор юридического факультета Бирмингемского университета в Великобритании, которая специализируется на цифровом праве и посмертной конфиденциальности, выразила обеспокоенность по этому поводу. «Это затрагивает не только юридические вопросы, но и множество очень важных социальных, этических и глубоко философских проблем», — заявила она в интервью Business Insider.
Бизнес-технологии горя
В компании Meta* уже много лет размышляют об управлении цифровым наследием. Около десяти лет назад Facebook* запустил инструменты, позволяющие людям назначать «контактное лицо для управления наследием» в случае смерти. Плюс еще во времена метавселенной в интервью 2023 года подкастер Лекс Фридман обсуждал с Марком Цукербергом виртуальные аватары умерших людей. «Если кто-то потерял любимого человека и скорбит, вероятно, возможность взаимодействовать с ним или заново переживать определенные воспоминания может быть полезной», — сказал тогда Цукерберг.
Если брать эту технологию шире, для нее существует множество названий — боты смерти, боты-призраки, технологии горя — они призваны помочь людям справиться с потерей близких с помощью их навсегда увековеченных цифровых версий.
На основе этой концепции было создано несколько стартапов, и многие из них возникли из собственного опыта переживания горя основателями. Компания Replika, стартап по разработке чат-ботов на основе искусственного интеллекта, была основана в 2015 году Евгенией Куйдой после того, как она потеряла подругу. Есть ещё You, Only Virtual (YOV), основанная в 2020 году Джастином Харрисоном после того, как у его матери обнаружили рак. «Все в мире технологий уже давно об этом задумались, как только у нас возникли перерывы в развитии генеративного ИИ», — сказал Харрисон.
В 2021 году Microsoft запатентовала чат-бота на основе ИИ, способного имитировать умершего человека (а также вымышленных персонажей или знаменитостей). А патент Meta*, по словам Харбиньи, свидетельствует о том, что эта категория технологий становится всё более популярной. Харрисон не удивлён, что крупные технологические компании пробуют свои силы в этой области, и считает это признаком того, что люди начинают «уже более комфортно чувствовать себя, занимаясь такими вещами». «Мы можем только улучшать то, что предлагаем людям, — сказал Харрисон и добавил, что исходные данные для переживания горя изначально «ужасны». – Я думаю, мы несем моральные обязательства, обладая возможностями сделать для этих людей больше, чем мы должны», — сказал он.
Однако ИИ, смерть и горе — непростые темы для обсуждения. Пересечение всех трёх тем — это ядерная смесь табу и благодатная почва для философских дебатов об этике, цифровых правах и конфиденциальности во время любого застолья.
«Пусть мертвые будут мертвыми»
У Meta* есть не только стимул помогать людям справляться с горем, но и мотивация для внедрения технологий, описанных в патенте, особенно для аккаунтов, которые временно приостановили свою работу.
«Это означает больше вовлеченности, больше контента, больше данных — больше данных для нынешнего и будущего ИИ», — говорит Харбинья. – Я вижу в этом бизнес-мотивацию. Мне просто любопытно посмотреть, как, когда и будут ли они внедрять это нововведение». В зависимости от того, как будет внедряться подобный продукт, могут возникнуть разные вопросы. Например, будет ли новшество применяться ко всем приложениям Meta*? Будет ли программа понимать нюансы вашего общения в WhatsApp в сравнении с откровенностью, которую вы проявляете в комментариях в Instagram*?
Джозеф Дэвис, профессор социологии в Университете Вирджинии, говорит, что его беспокоит влияние, которое такие инструменты, как бот Meta*, могут оказать на то, как люди переживают горе. «Один из смыслов горя — это столкновение с реальной потерей, — говорит Дэвис. – Пусть мертвые будут мертвыми, — добавляет он. – Суть идеи в том, чтобы их вернуть, но на самом деле вы этого не делаете, хотя, по сути, кажется именно так. Так возникает путаница».
А что вы думаете о таких новшествах? Имеет ли право на жизнь такой способ проживания горя или хотя бы вариант цифрового детокса? Или это продиктованное корыстными побуждениями издевательство над мертвыми, их близкими и обманутыми пользователями соцсетей?
*Компания Meta Platforms, в которую входят социальные сети Facebook, Instagram и Threads, признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.