Привет.
Посетите любую выставку фотографий XIX века, и вы поймаете себя на мысли, что люди на снимках не улыбаются, а подчас и вовсе выглядят запуганными. Характерным отражением эпохи стала выставка “Образы империи”, она проходила в Петербурге в выставочном пространстве «Росфото». Фотографии жителей Российской империи были сделаны с 1865 по 1867 годы, их создавали для “Русской этнографической выставки”. Впервые фотоснимки заняли половину выставки, их было полторы тысячи. Безусловно, современная выставка – это только кусочек того, что демонстрировали публике тогда, тут от силы сотня фотографий людей различных национальностей из разных уголков страны. Роднит все снимки одна и та же черта. Посмотрите на них.
Вот перед нами жительницы села Безводного.
Или крестьянская девица 19 лет из Архангельской губернии.
Посмотрите на лица семейной пары, ему 39 лет, ей 33 года, они крестьяне.
На старых снимках люди выглядят старше, чем они есть, возможно, причина в жизненных условиях, назвать быт того времени комфортным нельзя. Люди девятнадцатого века быстро старились, молодость была мимолетной. Но переходя от снимка к снимку, ловил себя на мысли, что фотограф запечатлел людей неулыбчивых, зажатых и порой даже озлобленных. Покажи такие снимки широкой публике сегодня, и про жизнь в стародавние времена сложится превратное впечатление.
На одной фотографии кто-то из детей советского времени приписал печатными буквами что-то о недовольстве жизнью. У сурового человека в руках удачно оказался пустой плакат, на котором уместились буквы. Надпись — точно наслоение позднего периода, слишком современный слог, да и отсутствие ятей говорит само за себя. Но написано чернилами, так что это промежуток после революции и до Второй мировой или чуть позднее. К сожалению, на выставке не разрешали фотографировать, так что придется обойтись без этой иллюстрации.
Особый контраст виден на снимке молодоженов, они стоят у стены, смотрят прямо в камеру, и складывается ощущение, что их не фотографируют, а приговорили к расстрелу, и это последние минуты их жизни. Зажигательная свадьба, хорошие шутки, и молодые “радуются“ происходящему.
Отсутствие улыбок не связано с процессом фотографии напрямую, дагерротипы требовали неподвижности снимаемых в течение десяти минут или около того. В студиях даже применяли специальные держатели, чтобы голова человека и тело были зафиксированы в правильной позе. Технические ограничения, безусловно, играли роль, но если посмотреть на количество снимков в викторианской Англии с улыбками и без них, то неожиданно окажется, что последних подавляющее большинство. Но есть и те, кто улыбается со старых снимков.
Для понимания отсутствия улыбки нужен контекст, и тут стоит посмотреть на портреты из прошлого, подавляющее число людей на них не улыбаются, серьезно смотрят на зрителя. Причина такой серьезности в том, что портрет был событием, которое случалось для человека единожды в жизни, а для многих — никогда. Слишком дорогое удовольствие, которое могли себе позволить единицы, мы об этом говорили в отдельном материале.
Парадный портрет не предполагает каких-либо эмоций, они не могут существовать в таком “снимке”. Для портретиста изобразить человека улыбающимся не составляло труда, но в Средние века все было построено на аллегориях, улыбка зачастую несла дополнительный смысл, а не только отражала эмоцию. Всегда важен контекст, в котором мы рассматриваем работу. Уверен, что вы помните “Мону Лизу” Леонардо, в бесчисленном множестве источников растиражирован миф о таинственной улыбке. На наших предков сильное впечатление производил даже намек на эмоцию, этот инструмент еще не был избитым.
В XVII веке можно найти множество картин, изображающих людей, которые улыбаются нам, но на фоне общего количества портретов их будет крайне немного.
В Старой пинакотеке Мюнхена есть картина Рубенса “Два сатира” (1619 год). Она удачно расположена в боковом проходе, напротив окна, и солнце часто освещает полотно, глаза сатира начинают мерцать. Репродукции не передают гипнотизирующего взгляда сатира и того, как играет его улыбка. Одна из картин, что всегда меня завораживали и заставляли замереть напротив, что для меня редкость — большая часть картин не вызывают ничего, кроме узнавания и, пожалуй, скуки.
Это другой пример использования улыбки, тут мы видим мифологического персонажа, и эта эмоция уместна. Люди же на картинах не улыбались. В фотографию привнесли эту же серьезность картин, люди на снимках серьезны и даже печальны. Причина ровно та же — фотография была событием, которое случалось единожды за всю вашу жизнь.
Тем, кто хочет полюбопытствовать, как эволюционировала улыбка в живописи, почему в Древнем Риме только одно слово обозначало эту эмоцию и смех, стоит прочитать вот этот текст.
Вернемся к этнографическим зарисовкам России в 1865 году. Фотография была доступна только высшему свету, людям с деньгами. Экспедиция, путешествовавшая по стране, стремилась сделать снимки обычных людей, но у фотографируемых не было аналогичного опыта. С них никогда не писали картины, не делали их фото. Фотографам приходилось оплачивать позирование людей, так как желающих увековечить свое изображение в веках почти не находилось. Люди избегали снимков, для них сама фотография была непонятной и загадочной. Также как и в других уголках мира, возникали предрассудки, что снимки могут украсть душу или что-то важное у человека, например, свободу воли. Можно вспомнить, какое количество обрядов по привороту возникло с участием фотографических карточек на исходе XIX века, равно как и гаданий — вот где было раздолье.
Любопытно, что времена меняются, но городские легенды остаются прежними. Кто-то уверен, что, отдав свои отпечатки пальцев, потеряет контроль над своей жизнью и финансами. Есть те, кто верит в распознавание лиц на улицах и в то, что с их “украденными” лицами можно творить беззакония. Такая вера ничем не отличается от опасения наших предков, которые столкнулись с новой для них технологией.
Стресс, который испытывали те, кого фотографировали, хорошо заметен на снимках. Бедный дворянин пытается придать себе расслабленную позу в кресле, но видно, как зажато его тело, он напряжен. Девушка, не моргая, смотрит в камеру, она замерла и старается не показать своих переживаний. Типично для снимков того времени.
Упрощение фотографического процесса, распространение недорогих камер начинает разрушать табу на улыбки, фотография становится бытовым явлением, к ней отныне допущены не только профессионалы. На рубеже XIX и XX веков появляется все больше снимков с людьми улыбающимися, зачастую это молодые девушки или дети. Посмотрите на снимок 1897 года, две девушки открыто улыбаются в камеру.
Но если взглянуть на большую часть фотографий, то мы обнаружим, что даже в начале XX века они были серьезны. Загадочная полуулыбка стала обычным атрибутом для актрис того времени.
Улыбка постепенно проникла в фотографию после Первой мировой войны, она появилась в рекламе, в повседневных снимках, и огромная заслуга тут принадлежит социальным изменениям в обществе. Фотография стала всеобщим увлечением, стоимость снимков снизилась, теперь человек мог себе позволить десятки фотокарточек ежегодно, а не одну фотографию раз в жизни. Цена ошибки при фотографировании в экономическом аспекте также уменьшилась. Любая технология не может существовать вне массового рынка, чем меньшее число людей имеют доступ к ней, тем более косной она является. Пример фотографии показывает, что массовое распространение камер привело к появлению улыбки на снимках, а дальше заработал социальный эффект. Улыбка стала модным явлением, и она распространилась по планете, конечно, если судить по количеству фотографий с улыбающимися людьми.
Поэтому, просматривая старые фотографии, не делайте выводов, что люди совсем не улыбались в те времена. Они не привыкли делать это для снимков, для них это был новый и в чем-то шокирующий опыт, который вызывал скорее страх, чем удовлетворение от процесса.
Приезжающие иностранцы с запада отмечают, что в нашей культуре не принято улыбаться без причины, нет "дежурных улыбочек".
И вообще:
decimatio, Все относительно. С высоты нашего уровня жизни, не до улыбок. Но как будет выглядеть наша жизнь с высоты жителя 2170 года?
Люди — чуть более развитые обезьяны, как только полезли фотки актрисулек с улыбками, так все тоже улыбаться стали. Пойдет мода сниматься, стоя на голове, будут стоять на голове, а на китайских телефонах сделают программный бьютификатор-переворачиватель.
Главная причина отсутствия улыбок на фото 19 века — очень долгая выдержка (1826г. — 8 часов, 1839г. — 15 минут, даже использовались спец. держатели головы для неподвижности), сидеть неподвижно и при этом растягивать улыбку никто не может. Поэтому принимали наиболее комфортное выражение лица. Иначе изображение будет смазанным.
Наверное с зубами были проблемы, поэтому не улыбались. 😉
Не время улыбаться.
Sniper, Далеко не у всех были проблемы.
Мы как-то забываем, что моде на разбитных открытых людей душа нараспашку не так много времени.
Большую часть времени и не только в России ценилась серьезность. Что ты за его превосходительство, если ходишь и лыбишься все время.
Девушка тоже налево-направо не должна улыбаться. Это признак легкодоступности, что тогда тоже не считалось достоинством.
А в конце 19-начале 20 в. у продвинутых в моде был томный декаданс, тоже, знаете, не до улыбок.
Так что просто не нужно подходить с современной меркой к тем временам.
Эльдар, приветствую! Хорошая тема и я тоже изучал данный вопрос. Вот какие итоги: 1. Это был малограмотный народ; 2. Люди были суровые из-за образа жизни и условий; 3. Они банально боялись фотографироваться и многие видели в этом сглаз. Побольше пишите на эти темы, это интересно. Например про кино нуар и золотой век Голливуда — там столько красивого и интересного.
D. F., В целом так, но особо не улыбались на фото и высшие сословия тоже.
Если только на совсем старых дагерротипах. Во второй половине XIX века уже вполне себе улыбаются
Очередное изложение прочитанной книги об истории фотографии?
Ну чтож…
после 2 лет проживания в США вернулся в Россию, примерно с месяц держалась привычка — заходил в любой магазин с улыбкой на лице и здоровался с продавцами…
Александр Малкин, Ну, я, собственно, всегда в магазине с продавцами улыбаюсь и здороваюсь, но у нас городок небольшой, продавцы уже все лет по несколько работают, а в маленьких магазинчиках сами же и хозяйчики, семейный бизнес, так сказать
Dzot, Толсто
Надо понимать психологию людей на старых фото: во-первых, праздность (как причина весёлости) была им чужда в силу религиозности, во-вторых, человек во время фотографирования (которое осуществлялось крайне редко) оказывался в непривычной обстановке (зачастую в большом чужом городе, потратив на дорогу уйму времени), следовательно, чувствовал себя скованно, в третьих (опять таки по причине редкости) фотографирование было протокольным мероприятием и относились к этому соответствующим образом серьёзно.
Покупатель, Еще с такими держателями не вопрос уже мертвых людей сфоткать.
Серьезно, загуглите если кто не верит 😉
Улыбка — выражение эпохи.
Но и сейчас американская улыбка — она почти наверняка тоже уйдет в свое время.
Особенно когда кукуруза будет не очень то и расти без солнца на полях зараженных радиацией — не будешь же ты ходить и улыбаться как орангутанг — нелепо же 😉
Александр Малкин, А вам такие — водочки? 😉
iAndroid, Картофель и зерновые, знаете ли, тоже не особо любят расти на зараженной радиацией почве.
Они и сейчас не улыбаются.. загуглите элементарно "мужчина модель" все такие серьезные. .как будто у них кредит на 10 лет за айфон и они думают где б дошик подешевле взять на вечер
Lecron, Думаю, отлично будет выглядеть! Вот поправит он тетиву, шкуры подпоясает и свалит на охоту. А Самую Главную Свою Ценность — страницу из журнала GQ — бережно спрячет под приметным камушком, проведя обряд отведения глаз!
Поручикъ Ржевскій, >> …проведя обряд отведения глаз!
Думаете появится магия? Или снимут Статут Секретности? :))
Lecron, Я вообще хрен знает что появится после грядущего БП )))
iAndroid, При ядерном взрыве образуются короткоживущие изотопы, в Хиросиме и Нагасаки радиационный фон упал до практически безопасного уровня в течении недель. А вот в ядерном реакторе образуются изотопы с периодом полураспада вплоть до 10.000 лет, поэтому на месте аварии реактора жить нельзя очень долго.
Я бы больше опасался ЕМР бомб. Если их пустят в дело, на территории США никакого электричества не будет лет 5-10.
Окхукуева, Кто о чем, а вшивый о бане.
CTEnAHOB, Теток с каменными лицами по тем же соц.сетям — тоже вагон и маленькая тележка.
CTEnAHOB, Да ладно!. Сейчас не просто улыбаются, а… скалятся! Посмотрите на рекламу вы не увидите там сдержаных улыбок одни оскалы. Такие же ржущие оскаленные рты вы увидите на любой телепередаче, сейчас же такая тенденция — не сдерживать эмоции и если радуешься то надо визжать, кататься по полу, а есле в гневе крушить — всё вокруг себя.)
А, мы, так и вовсе не фотографируемся.
Dmitry Mitry, Вот только в Нагасаки при взрыве в цепной реакции участвовали примерно 800 гр. урана 235 из 64 кг. Остальное разлетелось по окрестностям в виде аэрозоля. ну и высота и мощность взрыва дают эффект. Будь взрыв наземным с большим пятном контакта, радиоактивное загрязнение было бы сильнее, а за счет наведённой радиации и вторичного переоблучения возросла бы длительность воздействия.
Думаю дело в длительной выдержке. Долго нужно было ждать. Сложно это было делать с улыбкой.
Диковинку