Привет.
Еще Барак Обама на посту президента США “порвал экономику России в клочья”, и с тех пор каждый уважающий себя президент Америки повторяет этот подвиг. Если бы нам платили за каждый раз, когда нас “уничтожают”, то фонд национального благосостояния достиг бы астрономических цифр. Но политический PR таков, что нужно убеждать всех без исключения в том, что ошибочные шаги, сделанные вами, имеют хоть какой-то смысл.
На встрече G7 Россия была центральной темой. С одной стороны, не очень понятно, какие санкции еще можно наложить, с другой стороны, нужно показывать, что какие-то шаги предпринимаются, так как иначе фарс становится понятен любому внешнему наблюдателю. Попытка организовать торговую блокаду России успешно провалилась, товары в страну поступают, с середины мая заработал параллельный импорт. Первый месяц компании пробовали свои силы, приглядывались к тому, как все работает. Но теперь постепенно наращивают объем поставок и разнообразие товаров. Да, многие товары не стоят дешево, но они есть.
Попытки заблокировать поставки товаров в Россию натыкаются на противодействие самих компаний, придумывающих схемы, по которым хотят работать в стране. Например, бутики Nespresso закрылись, компания перестала продавать капсулы с кофе, ушла из России. На деле вы можете позвонить на горячую линию, заказать все, что вам нужно, и вам все это привезут на дом. Действует система привилегий участника клуба Nespresso, но компания старается не высовываться и не рекламировать себя во избежание обострений. Что еще любопытнее, новые поставки идут, как и шли, цена кофе изменилась, но не кардинально. Вот недавно сделал привычный заказ на капсулы, в течение дня его привезли. В предложении есть все лимитированные серии этого лета, которые появились только в мае! Одним словом, и смех и грех.
Получается, что компания громко хлопнула дверью и тут же организовала себе возможность продавать товар, так как полностью терять российский рынок не может себе позволить. Справедливо посчитала, что если делать все тихо, то есть возможность сохранить продажи и рынок на будущее. И таких историй очень много, их сотни.
Некоторые компании передают управление российским менеджерам, оформляют бумаги так, чтобы вернуть бизнес, когда ситуация изменится. Кто-то просто создает прокладки, через которые работает. Безусловно, возросший объем работы по уходу от внешнего наблюдения влияет на стоимость, но говорить о том, что все кардинально изменилось и российский рынок вдруг стал неважен, невозможно.
Но публично риторика американских чиновников не изменилась, нужно всеми силами изолировать Россию, максимально затруднить жизнь страны и всех людей, проживающих в ней. По итогам встречи G7 в Белом доме выступили с новыми разъяснениями санкций, найти документ можно вот тут.
Перечислять свидетельства “порванной в клочья экономики”, где цитируют какие-то небылицы про ее падение, не буду, хватило цитаты про 200 рублей за доллар, которую произнес Байден публично. Примерно таков уровень оперирования фактами и реальностью, то есть сказочная некомпетентность.
Но вот цитата Белого дома о новых санкциях: “Министерство торговли США предпримет первые действия против компаний, занимающихся закупками в поддержку России, добавив несколько компаний по всему миру в список юридических лиц, который запретит этим компаниям покупать товары и технологии американского происхождения, такие как полупроводники”.
Единственный вопрос — кто именно попадает в список ограничений. В 2019 году там обосновалась Huawei, теперь компания имеет ряд исключений и боится снова туда попасть. Но сегодня они не поставляют большого количества товаров в Россию, в частности, смартфонов нет. Инфраструктура поставляется кривыми дорожками, чтобы избежать тех самых санкций. Но они же могут быть наложены просто так. В Huawei пытаются продавать свои товары через AliExpress, устраивают распродажи, но канал достаточно небольшой, погоды для рынка не делает.
Из тех, кто активно поставляет потребительские товары, отмечу Xiaomi, а также BBK Corporation (OPPO, Vivo, realme). Последняя компания напрямую связана с китайским министерством обороны, выполняет ряд военных контрактов. Но поскольку они также являются поставщиками для американских компаний, задействованных в той же области, их блокировка выглядит маловероятной. Остается только Xiaomi как один из потенциальных игроков, что продолжают работать в России.
Но сама схема поставок на российский рынок выглядит так, что Xiaomi напрямую не отгружает товар, это делают партнеры компании, и берут они его в третьих странах. Наложить санкции на компанию можно только в силу того, что так кому-то хочется, объяснения тут не нужны. Международное право приказало долго жить, но момент таков, что эскалация отношений с Китаем для Америки выглядит не очень хорошей идеей. Любая значимая для Китая компания при попадании в санкционный список Америки тут же получит поддержку дома, и борьба выйдет на новый уровень. Обострение конфликта между США и Китаем пойдет на новый виток. Готова ли на это Америка при текущем состоянии экономики? Точно нет. С другой стороны, стрельба по собственным ногам — это их любимое занятие.
Я не вижу тех, кого можно назначить виноватыми в данный момент. Например, компания Intel, также как Nespresso, “не продает” свои процессоры на российском рынке. Теперь схема выглядит причудливо, российский заказчик “теряет” документы с описанием того, какие продукты ему нужны. Со стороны Intel менеджмент “теряет” в каком-то публичном облаке описание этих продуктов и стоимость в третьей стране. После подтверждения, что цена устраивает, третья страна неожиданно получает большой объем заказанных товаров, и тут же на них появляется покупатель. Местная компания, что неожиданно захотела построить в богом забытой дыре пару-тройку дата-центров мирового класса. Интересно, назначат Intel виноватыми в нарушении эмбарго? Думаю, что нет. И таких примеров огромное количество, ведь бизнес полупроводников напрямую зависит от рынка сбыта сегодня. Денег, обеспеченных реальной покупательной способностью, становится все меньше и меньше, а Россия готова покупать товары, и при этом товары дорогие. Отсюда неискоренимое желание все нужное поставлять и продавать. Напомню, что мы давно прошли по накалу страстей такие периоды, как во время холодной войны, тогда СССР получал от американских компаний через третьи страны все что угодно. Сегодня накал страстей выше, но капитализм работает так же, как и раньше, всем нужны деньги. А вот отношение к тому, что чиновники могут что-то сделать, кого-то внутри Америки поставить всем другим в пример и наказать, совсем иное. Никто не верит, что до президентских выборов 2024 года будут какие-то гонения, всем нужны деньги, и все равно, как компании их зарабатывают. Главное, чтобы они продолжали поддерживать политиков звонкой монетой. Получается, что двуличие стало нормой для рынка — публично осуждаем и не участвуем, на деле стараемся все сделать ровно наоборот.
Любое давление на компании вне Америки обернется тем, что их будут защищать свои правительства. Врагом Америки является Китай, поэтому выбор компаний возможен именно там. Например, можно назначить DJI, которая и так находится под санкциями, компанией, ответственной за что-то. Но прямых поставок дронов и так нет, и как это изменит ситуацию в целом, неясно.
С каждым месяцем рынок будет находить нужные товары, и постепенно разнообразие их на полках будет расти. Соответственно, и цены будут понемногу спадать, что приведет нас к ситуации, когда предложение и спрос уравновесят друг друга, сложный момент будет прожит.
Воспринимать серьезно угрозы американских чиновников больше нельзя, это очередной виток того, как они рвут российскую экономику в клочья. На этот раз есть, правда, один нюанс, мы даем сдачи, и мир постепенно погружается в хаос — голод, инфляция быстро набирающая обороты, отсутствие многих товаров первой необходимости и остановка производств. Не думаю, что Россия испытывает от этого хаоса чувство удовлетворения, но то, что мы не глотаем все эти санкции, а просто проводим свою политику, уже многое дает. В качестве завершающего штриха приведу малюсенькую историю, что выпала из поля зрения многих людей. В Боливии в течение нескольких лет российские корпорации продвигают идею того, что они хотят участвовать в добыче лития. Наряду с Аргентиной и Чили эта страна имеет огромные запасы, и ей нужны деньги для добычи этого металла. При растущем спросе на электротранспорт добыча лития в Боливии становится стратегической задачей. Но кроме России, потянуть такой инфраструктурный проект никто не может (Китай не заинтересован, Америка не имеет на него средств в силу политического устройства). Итого получается, что совсем скоро Европа будет просить Россию о поставках не только газа и продовольствия, но и лития, так как купить его на открытом рынке станет сложно. И без всяких угроз и санкций наша страна просто закручивает гайки для всех, кто не умеет себя вести. Как по мне, так это приятный момент.
А на что менять наши ресурсы, тоже вопрос открытый. В конце концов, все понимают, что можно продавать ресурсы с обременением, когда другая сторона будет вынуждена не просто платить деньги, а отдавать товары в обмен на тот же газ. И это реальность самого ближайшего будущего, когда бывших партнеров заставят нарушать свое же торговое эмбарго, так как им некуда деться.