Месяц с начала замедления YouTube: что изменилось и что думают об этом блогеры?

Прошел ровно месяц с начала появления массовых сообщений россиян о проблемах с доступом к YouTube. Как это отразилось на работе сервиса? В СМИ регулярно фигурируют сообщения о взлете популярности отечественных сервисов. Так ли это на самом деле и пора ли ставить крест на YouTube? Разобраться в этом нам помогли русскоязычные блогеры – кто, если не они, расскажут, что происходит на самом деле.

Предисловие

Впервые о проблемах с YouTube серьезно заговорили в середине лета, когда утром 12 июля на сайте «Ростелекома» появилось сообщение:

В тот же день замглавы комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин в своем Telegram-канале подчеркнул, что снижение скорости доступа к видеохостингу будет происходить не по решению Роскомнадзора, а по естественным причинам – из-за деградации CDN-серверов, которые Google бросила в России и никак не обслуживала с начала СВО.

Вскоре стали появляться слухи о полной блокировке YouTube в России и о том, что перед этим сервис будет деградировать. Однако это быстро было опровергнуто пресс-секретарем президента России Дмитрием Песковым.

Тогда эти сообщения прошли как-то мимо – почти никто не заметил каких-то проблем, все работало как прежде. Тем не менее, уже 25 июля глава комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн заявил, что к концу недели (к 28 июля) скорость загрузки YouTube на ПК может снизиться до 40%, а к концу следующей (к 4 августа) — уже до 70%. Он также добавил, что «деградация YouTube — вынужденный шаг, направленный не против российских пользователей, а против администрации иностранного ресурса». Это звучит странно с учетом того, что ранее заявлялось о проблемах с оборудованием Google, – что за вынужденные шаги, к тому моменту было не очень очевидно.

И вот 1 августа жители России массово столкнулись с проблемой с доступом к YouTube. Тогда же и у меня перестали загружаться ролики с компьютера и с мобильных устройств при подключении к домашнему Wi-Fi. При этом интерфейс YouTube и обложки к роликам грузились исправно. При подключении по мобильной связи тогда проблем не было, хотя сейчас мой оператор с трудом грузит ролики в 360p.

Официальных заявлений от Роскомнадзора о замедлении или блокировке YouTube нет. Есть лишь странные формулировки типа этой: «Google уже два года как ушла из России, предпочтя процедуру банкротства московского офиса и прекратив поддержку инфраструктуры своих кеширующих серверов в наших сетях связи. Такой подход приводит к снижению качества работы видеосервиса, которое мы уже наблюдаем».

Ровно в то же время в ведомстве выдают совершенно противоположное. Так, в пресс-службе регулятора отмечали, что еще 10 июля направили очередное требование о возобновлении работы удаленных и заблокированных YouTube-каналов российских СМИ, артистов и блогеров, но ответа от компании не последовало: «Российский суд взыскал за последние три года с компании Google более 25 млрд рублей. Но и эта мера не помогла. Многочисленные нарушения нашего законодательства, неуважение к нашей стране и гражданам являются основанием для принятия мер в отношении YouTube. И у нас достаточно инструментов для мотивации компании в такой ситуации, право их использования мы оставляем за собой», — заявили в РКН изданию Forbes.

Получается, что проблема вроде как с оборудованием Google, но в то же время в Роскомнадзоре будто бы намекают, что она вызвана не деградацией оборудования.

YouTube – все?

Месяц выдался насыщенным бесконечными рекордами отечественных сервисов, которые активно скупали рекламу в крупных и не очень Telegram-каналах, СМИ, скупали самих блогеров и нагоняли ботов. В некоторых случаях реклама была очень нативной – в виде мемов о том, как плох YouTube и как похорошели российские видеохостинги, которые годами стагнировали, а тут вдруг расцвели. Пускай это останется на совести соглашающихся на подобные авантюры авторов.

Нас же больше интересует статистика. Так, каждый попавшийся мне опрос в Telegram-каналах об отношении пользователей к блокировке YouTube, где нужно было отметить используемый видеохостинг, заканчивался далеко не в пользу американского сервиса. Причем всегда изначально картина выглядела в точности до наоборот, но результаты вдруг резко менялись. Очевидно, есть кто-то, кому выгодна эта история, но кому, неважно. Важно то, что это демонстрирует, насколько наше с вами мнение может что-то решать. К слову, сам я хотел проверить догадки о ботах в своем канале, но в моем опросе приняли участие лишь подписчики, которые выдали вполне ожидаемый ответ. Так что, полагаю, в этой кампании использовались “тупые” боты, которых насылали вручную на конкретные публикации.

Ну и, конечно, деньги рекой пошли в рекламу «исследований». Например, в одном из них говорится, что каждый второй россиянин оказался активным пользователем «VK Видео», регулярно посматривающим там видео! Да, может, так оно и есть и каждый из нас действительно смотрит там ролики, сам того не зная. Иначе как объяснить, что видео с миллионами просмотров имеет меньше 100 комментариев и лайков? Но тут, конечно, вопросы вызывает скорее формулировка «регулярно», которая в исследовании указана как “не реже нескольких раз в неделю”. Можно смотреть условного Лебедева на VK, а все остальное – на YouTube.

Также СМИ обращают внимание на падение трафика, что обусловлено использованием VPN, – такой трафик проходит уже не как российский, что не всегда уточняется и тем самым создает иллюзию снижения популярности видеохостинга.

В общем, отовсюду всячески пытаются доказать, что российские сервисы популярны, у них есть аудитория, есть блогеры и контент, да и, в принципе, они не зависают, как YouTube.

Ничего не изменилось

Прошел ровно месяц с начала появления массовых сообщений о проблемах с доступом к YouTube, и мы можем проверить — действительно ли блогеры, оставшиеся на YouTube, вдруг потеряли аудиторию?

Разобраться в этом мне помогли контентмейкеры, среди которых: Кель (1,18 млн), НВОРК (379 тыс.), Зио (219 тыс.), SHAPKA (1,53 млн), DTV Animation (594 тыс.), ZLOYMAN (1,57 млн), AMORAL (641 тыс.) и кэшзло (387 тыс.). Они рассказали, как относятся к замедлению YouTube, как изменились просмотры, их доходы и планируют ли они переходить на отечественные платформы, раз YouTube – всё.

Все восемь опрошенных русскоязычных YouTube-блогеров не заметили спада аудитории, а у НВОРК просмотров в августе было даже чуть больше.

С рекламой ситуация тоже осталась на прежнем уровне – меньше ее явно не стало, что подтвердили почти все блогеры.

«Ничего не изменилось, рекламодатели не хотят переходить на отечественные площадки из-за накрученных просмотров, непонятного удержания и т.д.», – отметил Кель.

Но есть и немного другое мнение, которым поделился автор канала НВОРК: «Поскольку замедление пришлось на летний период, в который и так происходит сезонное падение спроса со стороны рекламодателей, то сложно сказать однозначно, но менеджер по рекламе считает, что заявки на рекламу и согласования просели, даже если делать скидку на сезонность».

Появилась монетизация

Замедление благоприятно сказалось на доходах блогеров, во всяком случае, тех, у кого на момент нашего общения была подключена монетизация. В некоторых случаях заработок с показа рекламы подскочил в несколько раз, вернувшись на показатели двух- или трехлетней давности. Это объясняется тем, что россияне стали смотреть YouTube, используя VPN, из-за чего их просмотр засчитывается как, например, из Польши, где им показывается местная реклама перед и во время проигрывания роликов.

«Зрители для комфортного просмотра стали использовать VPN, и просмотр засчитывается как от человека из другой страны, так что с монетизации доход вырос, но у меня он не является значимым», – Зио.

Недавно Google объявила о полном отключении AdSense-аккаунтов для российских контент-мейкеров. С 2022 года у российских зрителей перестали показывать рекламу, однако при запуске роликов из других стран реклама показывалась. Это позволяло российским блогерам с монетизацией получать хоть какие-то деньги за свое творчество.

В замедлении нет смысла

Никто из опрошенных блогеров замедление или полную блокировку YouTube не поддержал. Мало того, никто не увидел в этом смысла и не рассчитывает на то, что Google пойдет на уступки, восстановит доступ к удаленным каналам, лишь бы не терять трафик в России, потому что сервис в стране попросту не приносит компании денег с начала 2022 года. Тогда на YouTube пропала реклама и монетизация с просмотров в РФ.

Если смогут заблокировать, то большая часть останется обходными путями на YouTube, часть со временем перекочует. И в целом Рунет станет достаточно пустынным и раздробленным местом, так как YouTube – это некий клей, соединяющий СНГ-пространство”, – считает Кель.

Он также добавил, что, по его мнению, такое решение откатит медиапространство в 2013 год и в целом нанесет ему большой удар, от которого он, скорее всего, не оправится, так как российских блогеров смотрят и на Западе. Кель подчеркнул, что шантажировать YouTube блокировкой безумно глупо, так как Google уже 2,5 года не получает денег с просмотров из России и продолжает работать тут по собственной инициативе себе в убыток.

Скорее всего, те, кто принимают решения о блокировке, не до конца осознают, что такое YouTube, да и в целом Интернет и чем чревата его блокировка в перспективе. Мы не Китай”, – заключил Кель.

YouTube далеко обгоняет всевозможных конкурентов своим удобством, позволяет как подняться небольшим каналам, так и найти всё что угодно. Это бесконечная библиотека развлечений, новостей, спорта и знаний во многих областях. Поэтому я бы ускорял YouTube, а не замедлял”, – Zloyman.

Зио, в свою очередь, отметил, что в замедлении YouTube нет абсолютно никакого смысла, если речь идет о средстве достижения поставленных целей, а именно давлении с целью восстановить забаненные на YouTube российские каналы и перегнать трафик на отечественные аналоги. Он подчеркнул, что перешедшие на российские видеохостинги пользователи в очередной раз лишь убедились в их неготовности к такому трафику, ужасной системе поиска, постоянных багах и банальном отсутствии нужного контента.

Если резюмировать вкратце: замедление YouTube только повысило ресентимент к российской власти, которая не считается с интересами огромного количества своих граждан и выглядит как человек, бьющий себя палкой по ноге, угрожая, что будет бить еще и по второй, если не выполнят его требования”, – Зио.

НВОРК рассмотрел замедление YouTube с двух сторон. Со стороны обычного пользователя у него просто добавилось неудобство в виде VPN, которым он раньше не пользовался, и необходимости снижать качество видео. Кроме того, он обратил внимание на то, что некоторые небольшие каналы стали реже публиковать ролики. С точки зрения автора каких-то неудобств автор канала НВОРК не заметил, наоборот, монетизация подросла, а рекламодатели не уходили.

Буквально вся моя деятельность и развлечения связаны с YouTube. Я пытаюсь развиваться и развивать русский рынок анимации настолько, сколько это может делать энтузиаст, и YouTube с этим помогал, будучи крупнейшим в мире видеохостингом развлекательных роликов”, – поделился DTV Animation.

Что думают зрители

«Блогеры так или иначе приспособятся, адаптируются, потеряет от этого, к сожалению, обычный обыватель по очевидным причинам. YouTube — это огромная библиотека буквально всего, которая строилась десятки лет. Будучи школьником и студентом, многие материалы я догонял благодаря YouTube, даже в свое время изучал программирование, и весьма успешно. Во «ВКонтакте» этого контента тупо нет, все равно людям придется сидеть через VPN. Отвалится разве что аморфная масса вроде детишек до 7 лет или бабушек за 50+», — Кель.

Все опрошенные нами блогеры отметили, что их аудитория встретила замедление YouTube негативно.

Shapka добавил, что с 2022 года у россиян, по сути, был бесплатный YouTube Premium, имея в виду отсутствие назойливой рекламы, которую можно отключить, купив подписку. Однако из-за того, что теперь пользователи вынуждены включать VPN, вернулась реклама, что приносит зрителям неудобство.

Российские аналоги YouTube

Несмотря на все неудобства, блогеры не намерены переходить на отечественные площадки. Причин для этого много, но в основном они все сходятся в едином мнении – отсутствие системы рекомендаций, накрутки и просто неудачный опыт в прошлом.

Я не хочу пользоваться сервисами, которые еще не допилены, там нет органического трафика, нет нормальной системы рекомендаций. К слову, Rutube существует уже 18 лет, он появился в 2006 году, через год после создания YouTube, и если за 18 лет они не смогли сделать хотя бы что-то приближенное к YouTube, вряд ли это получится сделать в кратчайший срок”, – кэшзло.

Не готов переходить на российские платформы и Кель, которого смущает отсутствие нормальной системы рекомендаций, накрутка просмотров, боты, контент “18+” и прочее.

Мы даже не понимаем, как на условный VK заливать видео. На мою страничку? В мою группу? Причем видео можно заливать аж пятью разными способами, мы буквально не понимаем, что это за бред. И какой безумец это делал. “ВКонтакте” не самый плохой мессенджер, но не видеохостинг – это видеоархив”, – Кель.

Он также рассказал, как ему писали представители отечественного видеохостинга и предлагали перейти на их платформу.

Самое смешное, что пишут: «Приходите к нам на площадку бесплатно, мы вам будем гарантировать от 30 тысяч просмотров». Как вообще можно гарантировать просмотры? Никак. Очевидно, речь про накрутку, ибо VK и Rutube имеют очень забавный момент – те, кто на контракте, нередко имеют 11 комментариев и 50 лайков на 3 млн просмотров, что в принципе невозможно. Очень топорная и смешная накрутка. Условий честной конкуренции на этих площадках нет, они двигают только блогеров на контракте либо телепроекты и политический контент с нужной им повесткой”, – Кель.

Предложение перейти на отечественную площадку получал и DTV Animations: «Мне предложили странную схему по интеграциям в пределах определенной суммы, которая в 90% раз меньше моего нынешнего дохода». Он также рассказал, что новые алгоритмы VK «убили» его паблик, который он вел в течение пяти лет и на который были подписаны 30 тысяч человек.

Отказаться от YouTube в пользу российских сервисов не готов и Зио. Однако ему доводилось перезаливать свои видео в VK из-за их удаления на YouTube. По итогу блогер получал меньший охват, чем в Telegram. «Лучше выкладывать видео в Telegram для 30 тысяч подписчиков, чем для нескольких миллионов манекенов на условный RuTube. К тому же Telegram – тоже российская платформа, а значит, я все-таки перешел на отечественный аналог», – Зио.

Тем не менее, часть блогеров считает или хотя бы надеется на то, что отечественные платформы могут стать полноценной заменой YouTube.

«Перспектива всегда есть, если займутся самой площадкой, а не ее рекламой. Полноценной заменой стать могут, и, надеюсь, у них получится, потому что политика YouTube меня во многом не устраивает, но на данном этапе они даже не близко», – Зио.

Опрошенные блогеры считают, что для того, чтобы стать заменой YouTube, RuTube, «VK Видео» и другие должны сменить вектор развития, который у многих вызывает ассоциации с телевизионным форматом.

Тем не менее, большинство уверено, что YouTube невозможно заменить, так как на протяжении всех этих лет вместе с платформой развивалось целое сообщество, выросло поколение зрителей и, самое главное, оттачивались алгоритмы, которые могут позволить любому стать знаменитым и зарабатывать деньги на своем творчестве.

Поэтому все опрошенные русскоязычные блогеры намерены и дальше публиковать контент на YouTube, параллельно развивая собственные Telegram-каналы, но не рассматривать в качестве альтернативы отечественные площадки.

Заключение

Как показал наш разговор с блогерами, за прошедший месяц мало что изменилось и вряд ли поменяется. Самое главное, что я из этого вынес, – забвения YouTube пока так и не произошло.

Хочется верить, что принимавшие решение о замедлении YouTube люди поймут, что такие методы не работают, и вернут все на свои места. Понятно, что таким образом они хотели насолить Google и вынудить компанию сотрудничать, но сделали ровным счетом наоборот:

Этот текст ни в коем случае не носит характер исследования – это просто возможность высказаться и призвать ответственных к адекватным решениям, которые будут работать в интересах граждан. А беседа с блогерами лишь показала, что многие не готовы переходить на отечественные платформы в том виде, в котором те сегодня представлены. Оттого лишение рабочей альтернативы выглядит не в духе рынка, где популярность сервиса должна определяться его конкурентоспособностью, а не нарисованными просмотрами.

*Компания Meta Platforms, в которую входят социальные сети Facebook, Instagram и Threads, признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.

[email protected]
наверх