Кто покупает цифровые дома за 2.5 млн долларов?

Всем привет.

На позапрошлой неделе в «Эхе» разбирали идеи Nvidia про метавселенную. В заключение я привел слова Дженсона Хуанга, CEO Nvidia, про будущее интернета. Он сказал, что мы привыкли к 2D-интернету, состоящему из текста, видео и картинок. В будущем интернет станет 3D, то есть будет представлять собой множество виртуальных миров, по которым пользователи будут перемещаться. Соответственно, люди будут покупать там виртуальные дома, приобретать виртуальные вещи (в виртуальном доме можно будет повесить NFT), виртуальные машины и т.д.

Ну и логично, что в комментариях задались вопросом, а кто же будет покупать виртуальные дома и цифровые мерседесы с AMG-пакетом и дерзким спортивным выхлопом, да ещё и за настоящие деньги.

И буквально пару дней назад прилетел ответ. Некие богачи прикупили себе участок собственности в метавселенной Axie Infinity за 2.5 миллиона долларов, а за 5 дней до этого в Decentraland купили цифровой дом за 3.2 млн долларов. На всякий случай, 3.2 млн долларов — это почти 242 млн рублей, или 116 однокомнатных квартир в Твери площадью 40 кв.м, или 226 автомобилей Kia Rio. Получается, что вместо того, чтобы стать землевладельцем-рантье или хозяином таксопарка, кто-то решил купить набор текстур.

Давайте попробуем понять, почему так происходит. Ответим на извечный вопрос Герцена: кто виноват? По Чернышевскому разберемся: что делать? И закончим риторическим Грибоедова: а судьи кто? Ибо нечего считать, как состоятельные богоугодные (по трактовке кальвинистов) господа тратят свои средства.

В последнее время про метавселенную говорим в контексте Facebook, Microsoft и Nvidia, которые хотят создать собственные коммерческие проекты. При этом Facebook и Microsoft нацелены серьезно, желая перенести в свои метавселенные деловую активность.

Однако в мире существует несколько метавселенных, которые в основном связаны с играми. Одна из известнейших метавселенных – это Decentraland. Это уже вполне себе реальный виртуальный мир, который взаимодействует как с онлайн-, так и с офлайн-реальностью. Условно говоря, можно в Decentraland прийти в магазин, заказать там еды или купить одежду, которую принесут на ваш реальный адрес. Точно так же в виртуальных мирах появляются виртуальные торговые центры, где бренды покупают места и создают свои магазины. А журнал Playboy проводит свою первую виртуальную выставку в виртуальной галерее, празднуя выход первой NFT-коллекции.

Вероятно, у вас родилась мысль: а почему это виртуальные дома в этом вашем Decentraland такие дорогие, если виртуальное пространство ничем не ограничено? А вот это и не так. Количество участков, где может что-то построиться, лимитировано. Ресурсы ограничены, а пользователей становится всё больше. Ну а дальше как в реальном мире. Пока спрос превышает предложение, цена будет расти.

Пожалуй, самый известный цифровой дом – это Mars House, который недавно продали за 500 000 долларов. Дом создала канадская художница Криста Ким. Выглядит он вот так.

Давайте попробуем ответить на вопрос, кто виноват в этом виртуальном безумии. Скольким пенсионерам в Саратове можно было бы купить квартир на 500 000 долларов, правда?

Цифровой рынок виртуальных ценностей – это новый Дикий Запад, каким в своё время был и биткоин. Соответственно, многие люди, видевшие, как биткоин проделал путь от пары центов до 55 тысяч долларов, хотят оседлать новую ракету «to the moon» и вкладывают деньги. Вполне возможно, что NFT-дома и метавселенные могут оказаться пузырем. Как, впрочем, и биткоин. Но биткоин выстрелил, так, может, и тут повезет? Ведь уже есть прецеденты, когда NFT-картины продавали за 70 млн долларов.

Успех или неудача инвестирования будет зависеть от популярности той или иной метавселенной. Если пользователи будут приходить, то будет расти и цена.

Есть и другие объяснения. Например, метавселенная Axie Infinity, в которой пользователи за криптовалюту покупают себе персонажей, похожих на смесь тамагочи и покемона, развивают их и сражаются с другими пользователями. Каждый персонаж, по сути, это NFT-токен, который можно продать. Также в игре можно и самому зарабатывать криптовалюту.

Если ты зарабатываешь деньги, то их хочется как-то тратить. В странах Азии уже есть люди, которые играют в Axie Infinity, чтобы зарабатывать на жизнь. Особенно популярна игра на Филиппинах, где криптовалюту из игры – SLP – принимают в некоторых офлайн-магазинах. Например, можно приехать на Ecowash (мойка и детейлинг) и расплатиться. Или заплатить в такси Envirocab.

Отвечая на вопрос «что делать», можно предложить несколько стратегий. Первая — это тихонько ждать в стороне. Всё-таки пока что метавселенные находятся на зачаточном уровне. И непонятно, что будет через несколько лет.

Другой вариант – это рискнуть и попробовать что-нибудь себе купить в надежде, что потом цена вырастет. Цены абсолютно разные. Самые дешевые участки продают за двадцатку долларов.

И последний вариант – это конкретно вложиться. Для таких инвесторов в сети легко найти руководства. Там рекомендуют купить участок, что-то на нем построить, а потом продвигать его, привлекая игроков и бренды. Например, рекомендуют покупать таргетированную рекламу.

Ну и напоследок, стоит ли осуждать тех, кто вкладывает реальные деньги в виртуальные ценности? Скажу честно, для меня это как покупка кристаллов в игре, то есть воспринимается пустой тратой денег и времени. С другой стороны, наша жизнь оцифровывается, и мы действительно стремительно несемся к виртуальной и дополненной реальности. Уже сегодня покупка практически любых товаров и услуг доступна в интернете. А без наличия профиля на Госуслугах, страниц в соцсетях и электронной почты на Gmail можно столкнуться с различными формами дискриминации. Банальный пример: на ВДНХ в Москве открылся каток, билеты на который продаются только онлайн. Платишь банковской картой, билет отправляют на почту. QR-код пока что не требуется, но планируют, что, возможно, понадобится. Покупал билет, меня выкинуло на страницу, где просили загрузить QR-код. Я обновил страницу, и предложение исчезло.

Время подталкивает нас к переходу в онлайн. Соответственно, если большая часть жизни будет проходить онлайн, то, несомненно, возникнут различные формы заработка.

Думаю, вы помните, как рэпер Трэвис Скотт провел концерт в Fortnite. Рэпер читал свои тексты, а простые игроки летали вокруг него, рассматривая. Легко предположить, что подобное шоу могут сделать платным. А подлетать совсем близко разрешат только тем, кто заплатил хорошие деньги. Остальные, купившие билеты за нехорошие деньги, будут летать за забором на расстоянии нескольких экранов.

Ну и, разумеется, все эти развлечения для состоятельных людей. Большая и неимущая часть населения придет в метавселенные тогда, когда все NFT-ценности будут давно раскуплены. И всё будет так, как положено. Просто бедные люди будут нищими не только в реальной жизни, но и в виртуальной.

[email protected]
наверх