Китайское импортозамещение

В сложное время мы с вами живем, уважаемые авторы и читатели. Столкновение геополитических интересов коснулось не только торговых отношений, но и производственных, не только стран, спящих в отсутствие промышленности, но и стран-экспортеров. С точки зрения простого покупателя все эти «борьбы за свободы» и прочие ни о чем не говорящие лозунги выливаются в один простой факт – смартфоны, планшеты и компьютеры становятся дороже. Ярким таким явлением стало давление США на правительство Южной Кореи, понуждающее его неукоснительно выполнять требования так называемого «Альянса полупроводников» (Chip Quad Alliance), который возглавляют сами США.

Важность этого события недостаточно озвучена даже в уважаемых новостных изданиях, которые назвали существование этого альянса «укреплением сотрудничества» между странами. По факту же уже в начале августа, буквально неделю назад, поступили комментарии от южнокорейских чиновников, которые не очень-то приветствуют такое «укрепление сотрудничества», в ходе которого их государство потеряет огромные деньги от торговли с Китаем.  Именно в этом и скрыта, по моему мнению, причина целой череды полетов высокопоставленных представителей США по странам-производителям электроники. Знаете, на что это похоже? На опиумные войны XIX века. Для подзабывших историю напомню, что Великобритания в те года оккупировала и вторгалась преимущественно только в те страны, в которых произрастал мак. Термина «наркомания» не существовало, и прибыль от продажи опиумных смесей для курения считалась легальной в большинстве стран мира. Как только продажа наркотиков была запрещена в странах-потребителях, а маковые поля были отбиты почти по всему фронту местными жителями, закончилась история Британии как великой империи.

В современном мире такими «маковыми полями» стали производства чипов, а готовым опиумом – наши с вами смартфоны, оборудование для организации и обслуживания мобильной связи и все в таком духе. Эти продукты нигде не запрещены, а вызываемая ими зависимость считается надуманной. Вот и борются капиталисты не только за рынки сбыта, но и за контроль производств, стремясь к монополии и сверхдоходам. Упомянутое членство в «Альянсе полупроводников» предполагает полный отказ сотрудничества с Китаем (по указке США в любой момент), дозволяя импорт и экспорт только примитивных устройств наподобие кухонного радио или не умных телевизоров. Установка в китайский смартфон корейского или тайваньского оборудования не предусмотрена без разрешения босса. Удар рассчитан верно, в Китае при всем его прогрессе пока еще нет собственных производств чипов по действительно тонким техпроцессам. Агрессивным действиям США Китай противопоставляет свою версию «импортозамещения», стараясь стать независимым от иностранных поставок.

Обстановка с производством смартфонов в Поднебесной сложилась любопытная. По словам Цао Хайтао, являющегося заслуженным профессором университета Миньцзян, лишь 30% продаваемых в Китае смартфонов используют китайскую электронику. В случае же уменьшения этой доли, по мнению профессора, необходимо вводить повышенные налоги (до 400%) для продавцов «иностранщины».

Со стороны Тайваня, подтверждая слова Хайтао о необходимости импортозамещения в рамках одного государства, выступил Чен Кеминг, директор Тайваньского института экономических исследований Хуацяо и директор национальной Тайваньской исследовательской ассоциации. По его словам, не менее 80% акционеров TSMC находятся за границей, а от получаемой в ходе реализации продукции (чипов) прибыли в Тайване остается всего 20%. Стоит также добавить, что не менее 40% продукции TSMC поступает в Китай, и на фоне предполагаемых огромных убытков от действий США в рамках «Альянса полупроводников» руководство компании отправило эмиссаров в Индию, чтобы сделать ее своего рода хабом для своих чипов в Азии. Если проамериканское руководство Тайваня закроет торговый путь в Китай. И в том и в другом случае выстраивается общее уравнение – обе части Китая страдают от неуемных аппетитов западных поставщиков и акционеров. Общее слово – «западных», чьи страны готовы защищать свои доходы на всех уровнях, даже стоя перед угрозой сбития самолета с государственным представителем на борту над спорной территорией.

В этом полупроводниковом противостоянии «Альянс полупроводников» выступает своего рода «цифровым НАТО», вредным для производителей полупроводников (стран-доноров) и полезным для производителей лозунгов (стран-потребителей). И если в Китае уже твердо встали на путь импортозамещения, то в Тайване и Южной Корее колеблются. На этом предлагаю оставить Тайвань и Южную Корею в покое и посмотреть на то, что уже получилось у Китая.

Китайские мобильные чипсеты

Внешние попытки ограничить полупроводниковое развитие Китая вылились в налоговые каникулы для китайских кремниевых производств (неоднократные) и экономические заградительные меры против импорта. На этой благодатной почве, как шампиньоны после дождя, выросли собственные бренды полупроводников, максимально возможно независимые от заграничных поставок.

Unisoc

Это просто название одного из семейств мобильных чипсетов, получившее имя от своего производителя — шанхайской компании Unisoc Technologies Co., Ltd.

К середине 2022 года 11% всех смартфонов в мире оснащены чипсетами компании, а лучшие из них, с приставкой «Tiger», например, Unisoc Tiger T616, уже достигли уровня производительности Qualcomm Snapdragon 662-665, пускай и возрастного, но востребованного чипсета.

К концу августа ожидается появление смартфона Hisense H60 (ближайший партнер Unisoc), оснащенного чипсетом Zhanrui T7520 (новое семейство чипсетов Unisoc Zhanrui доводится до ума с 2020 года), по производительности сопоставимого с Qualcomm 768G и поддерживающего сети 5G. Однако! Стоит учитывать, что новое семейство планируется производить по техпроцессу 6 нм на мощностях TSMC в силу того, что у материкового Китая таких производств попросту нет. И если американцы «дожмут» производства Тайваня и Южной Кореи, то успех Unisoc Zhanrui может стать последней лебединой песнью, уже спетой флагманскими чипсетами HiSilicon Kirin в недавнем прошлом.

JLQ

Никому не известное название представляет собой аббревиатуру из первых букв трех из четырех компаний-основательниц. Большинству известна компания Qualcomm, а три другие — только специалистам, это Wise Road Capital, JAC Capital, Leadcore. Wise Road Capital и JAC Capital являются инвестиционными компаниями, которым, в принципе, все равно, куда вкладывать деньги, в картошку или чипсеты, а Qualcomm и Leadcore имеют непосредственное отношение к разработке и выпуску чипов разного назначения. Leadcore в свое время выпускала мобильный чипсет LC1860 для смартфона Xiaomi Redmi 2A. На этом история компании не закончилась, например, китайская компания Treswave, выпускающая смартфоны для внутреннего рынка, до сих пор использует чипсеты Leadcore (в модели TW501). Последний из них, JLQ JR510, должен показывать уровень Snapdragon 636, исходя из маркировки ядер CPU по линейке Cortex.

Созданное совместное предприятие уже засветилось в международных новостях, представ производителем чипсета для нового смартфона Xiaomi Poco C40. Все тот же JLQ JR510, хорошо выглядящий в прошлом, в наши дни кажется бюджетным вариантом, не дотягивающим до понятия «средний класс». Уместно спросить: а в чем же себя проявила компания Qualcomm? Полагаю, что ее долевое участие было одним из условий предоставления компанией Xiaomi модемов собственного производства, столь необходимых для превращения смартфона для внутреннего китайского рынка в полноценный глобальный продукт. Можно ли назвать чипсеты JLQ истинно китайскими? Скорее да, чем нет, ведь в этом квартете только Qualcomm не «китаец».

Это все, что удалось найти среди более-менее известных китайских чипсетов, всерьез претендующих на международные продажи.

Заключение

На данный момент ситуация такова, что США (именно США) объявили войну полупроводников против Китая. Ни Южная Корея, ни Тайвань, ни даже Япония не видят ничего плохого в честной торговле с Китаем, судя по публичным заявлениям и молчанию их чиновников. И только США не нравится растущее сотрудничество для производства чипов (и флэш-памяти тоже) в Азиатском регионе без собственного участия. Причина такого поведения проста – миром правят деньги, а они давно закончились у бывшего «гегемона», который уже пал до того, что старается хотя бы не дать заработать другим. При этом обе стороны упускают, как мне кажется, главный вопрос. Достаточно ли выпускается китайских чипсетов, чтобы покрыть все нужды подконтрольного Китаю рынка? Нет. Достаточно ли выпускается чипсетов на подконтрольных США предприятиях для того, чтобы покрыть «североатлантический спрос»? Тоже нет.

Как бы то ни было, к концу августа или к началу сентября мир носимой электроники в очередной раз изменится вслед за цепочками поставок и политических решений отдельно взятых стран. Дефицит комплектующих станет еще более суровым, смартфоны, скорее всего, опять подорожают, и еще больше рядовых потребителей не смогут себе позволить то, что могли раньше.

Деньги, деньги и еще раз деньги — вот что стоит за всеми войнами, включая религиозные, торговые и наступательно-освободительные. Но это только мое мнение, хотелось бы узнать ваше в комментариях.

[email protected]
наверх