Нажимать кнопочки на пластиковой игрушечной гитаре в ритме любимых песен было одним из главных развлечений в нулевые годы. Тогда Guitar Hero считалась чуть ли не главной игрой всей индустрии. Почему же одна из самых известных серий всего за десятилетие потеряла былую форму и, по сути, почила еще в 2015 году. И есть ли основания ждать возрождения серии в будущем?
Переосмысление и провал
Guitar Hero, возможно, сейчас и не вызывает каких-то ассоциаций у молодежи, ведь проект давно не на слуху. Однако в середине 2000-х столь простая идея и ее удачная реализация повлияли на то, насколько популярной оказалась игра.
Проект выстрелил и ушел далеко за пределы игровой индустрии и стандартных геймерских развлечений. Ради этой игры собирались самые разные компании друзей и коллег. GH стал своего рода еще одним обязательным коллективным развлечением, успев найти свою нишу до все большего постепенного ухода человечества в онлайн-общение.
Ведь играть на игрушечной гитаре как будто бы хотел практически любой ребенок, то есть разработчики реализовали ту самую детскую мечту многих людей. Для этого оказалось достаточно всего лишь того, чтобы на гитаре появились конкретные кнопки и всего один “гриф” – кнопка, которую нужно было теребить для длительных нот. И любимая музыка играла не в голове, а буквально “расцветала” от правильных и точных нажатий кнопок. Столь же просто, сколь и гениально.
И первоначально формула имела грандиозный успех. Создателем оригинальных игр была студия Harmonix, а издателем – RedOctane. Однако сила Guitar Hero с самого начала была столь велика, что к ней сразу присмотрелись более крупные игроки. На тот момент это была Activision, которая и выкупила права на проект. В дальнейшем компания издавала игры, а разработкой занимались разные внутренние студии, в том числе и такие известные, как Neversoft, Vicarious Visions и Beenox.
Однако уже к середине 2010-х проект, по сути, выдохся, странным образом легенда уже не была столь яркой. А ведь казалось, что если подобная история и не будет популярна всегда, то, по крайней мере, может быть как-то переосмыслена.
И такая попытка была сделана. Переосмысление оригинального формата серии случилось как раз почти 10 лет назад. В апреле 2015 года Activision анонсировала новую игру в серии под названием Guitar Hero Live.
Одним из первых нововведений был отказ от стандартного пятикнопочного гитарного контроллера, вместо него геймерам предложили шестикнопочный гитарный контроллер с двумя рядами по три кнопки в каждом, что позволило имитировать настоящую гитарную аппликатуру.
Guitar Hero Live была выпущена как с карьерным, так и с онлайн-режимом. Режим карьеры GH Live использовал полноэкранное видео от первого лица, будто игрок является ведущим гитаристом.
Онлайн-режим, названный GHTV, отказался от предыдущего подхода с изначально доступным контентом и использовал подход постепенного пополнения библиотеки: новые песни загружались в каталог еженедельно. Игра была выпущена в октябре 2015 года.
Несмотря на то, что игру хвалили за переосмысление серии Guitar Hero, она не продавалась так хорошо, как ожидала Activision. Из-за несоответствия продаж прогнозам Activision уволила около половины сотрудников из студии FreeStyleGames, разрабатывавшей игру.
Режим онлайн-игры (GHTV) в Guitar Hero Live был закрыт 1 декабря 2018 года, в результате были полностью заблокированы более 500 опубликованных онлайн-песен. По сути, игра в одночасье потеряла большую часть своего функционала.
Activision помнит, но есть нюанс
В октябре 2023 года Windows Central вышла с эксклюзивом о том, что тогда генеральный директор Activision Бобби Котик провел внутреннюю встречу с сотрудниками, чтобы обсудить будущее компании.
По версии издания, в ходе дискуссии про следующее десятилетие игр Котик упомянул и возможное возрождение Guitar Hero в будущем без какой-либо конкретики.
Очевидно, что это ни в коем случае не было официальным подтверждением того, что Guitar Hero триумфально возвращается. Но справедливо ли говорить о том, что если Котик упомянул проект во время встречи, то была надежда на то, что он когда-нибудь вернется?
Может быть. Но ситуация изменилась, и кардинально. Сейчас Activision и не принадлежит самой себе, это компания внутри Microsoft. И теперь уже от руководства Xbox зависит, насколько вероятно то, что Guitar Hero вернется и в каком формате.
Жива, да не та
Разработчики из Harmonix в итоге не стали отказываться от идеи полностью, но переработали ее в формате музыкальной группы, а не только гитариста.
Так появилась серия Rock Band, в которой контроллеры были не только в виде акустической и бас-гитары, но также включали в себя игроков на клавишных и ударной установке. При этом еще одному геймеру предлагалось взять микрофон для вокального исполнения.
Последняя основная часть серии, Rock Band 4, была официально анонсирована в марте 2015 года, а релиз на PlayStation 4 и Xbox One состоялся в октябре 2015 года.
Эта игра тоже не продавалась так хорошо, как ожидалось. Однако, надо отдать должное Harmonix, они продолжали поддерживать Rock Band 4 еженедельными DLC долгие годы. Последнее дополнение вышло 25 января 2024 года.
Еще в 2021 году Harmonix была приобретена Epic Games, после чего разработала новый режим для Fortnite, который имитировал многие аспекты Rock Band.
Все онлайн-сервисы Rock Band 4 на момент публикации этой статьи остаются активными, хоть проект больше и не пополняется новым контентом. Пожалуй, в итоге именно эта игра остается самым близким к оригиналу способом поиграть в Guitar Hero.
Постскриптум: блудный сын
Напоследок стоит вспомнить и такой необычный ход, как то, что еще в 2017 году Ubisoft приобрела разработчиков Guitar Hero Live, британскую студию FreeStyle Games.
Однако это в итоге не имело особого значения, так как французская компания не выпустила новых игр именно с названием Guitar Hero. Да она и не могла этого сделать по юридическим соображениям.
Судьба FreeStyle Games оказалась довольно будничной – она была переименована в Ubisoft Leamington. И, судя по официальным данным, разработчики, известные музыкальным проектом, в итоге никак не участвовали в развитии похожего IP внутри самой Ubisoft под названием Rocksmith.
Эта игра также предлагала играть композиции на гитаре, но, в отличие от проектов других студий, стремилась научить геймеров играть именно на реальной акустической и бас-гитаре.
В результате этого ответвления серии появился сервис Rocksmith+, который, как и оригинал, предлагает научиться играть на гитаре (и на фортепиано) путем использования реальных инструментов вместе с приложением с понятным интерфейсом и базой композиций.
При этом FreeStyle Games помогала в разработке таких известных проектов, как Tom Clancy’s The Division, Far Cry 5 и Star Wars Outlaws. Правда, гитар тут совсем не видно и не слышно.
Guitar Hero Live — это любовь. Долгое время на дух не переносил гитары. Меня раздражали бардовские песни у костра в школьные годы и настойчивые попытки наших туристических руководителей привить нам эту культуру. Жене, напротив, все это было в кайф. Возможно, потому, что в их компании пели КиШ'а, а не «милая моя, солнышко лесное». И тут я увидел Guitar Hero Live для PS4 и решил, что ей понравится. Не понравилось. После струн кнопки оказались неудобны, унижение от вокалиста и гудение толпы, когда промахиваешься по нужным аккордам деморализовали и игра отправилась было на консервацию, но… Но тут мне как-то было скучно и я решил проверить так ли это сложно. Оказалось, что в отличие от струн, по кнопкам мне давить нравится. Самый жёсткий уровень я не стал брать. Остановился на среднем. Только успевал менять батарейки в контроллере. Получил практически все ачивки, кроме тех, где нужно было сыграть 4 песни на 100% в режиме PRO, где нужно было задонатить (платежи тогда уже не проходили), где нужно было совершить то ли миллион ударов по струне, то ли миллиард, и где нужно было подряд 1000 нот в одной песне не ошибаться. Я слишком поздно нашёл песню, где на среднем уровне сложности было столько нот. Как сейчас помню — это был трек Alter Bridge — Cry Achilles. Сыграл 932. Когда узнал, что сервера закрывают, был уверен, что за полгода-то точно добью, но GHTV перестал запускаться на четыре месяца раньше. Не судьба.Далее решил, что пора начать по-взрослому запиливать в Rocksmith. Взял у друга электрогитару, купил кабель (6000₽ тогда потратил) и начал пробовать. Было ощущение, что игра существует для того, чтобы унижать. Ошибиться было на раз, пальцы от струн страдали, вдобавок система не всегда считывала попадания и это дико раздражало. В итоге поиграл некоторое время по табулатурам через приложение для записи AmpliTube 5 (интересный был опыт с настройкой и подключением всяких виртуальных электронных приблуд), подключив гитару к буку тем же кабелем для Rocksmith (до сих пор жаба душит за покупку). Звук получался интересный. Поскольку записывать мне ничего было не нужно, платить за программу не пришлось. Но ни одну песню сыграть на нужной скорости так и не вышло. Соответственно и удовольствия я толком не получил. Для меня оказалось слишком сложно.Сейчас иногда запускаю ритм-игру Guitar Flash на смартфоне. Считаю, что именно за таким форматом будущее. Но только при правильном держателе для смартфона в виде гитары и продуманным расположением для нажатий по аналогии с реальной гитарой. Есть над чем подумать. Сам подумывал заняться, но все пока отвлекаюсь.Последний раз когда устанавливал Guitar Hero Live, гитара отказалось коннектится. Сами кнопки в общем меню приставки работали, но в игре в нужный пункт зайти так и не удалось. По игре скучаю. Благодаря ей узнал множество прикольных групп и проникся к Death Metal.
Ничоси история ) А я помню лишь один подход к музыкальному симулятору, так сказать. Это был конец 90-х или середина. У меня был 266MMX (если память не подводит) и какая-то стартовая винда.. или таки dos 6.22 и загрузка с dos navigator. И вот с СD того времени я запускал музыкальную программу, и открывался вид синтезатора.. простого однорядного клавишного. И был выбор мелодии. И нужно было просто в такт нажимать клавиши на синтезаторе. Причем вообще любые)) И программа выдавала звук идеально в тональность мелодии. Как то хотел ее найти и дочери дать погонять через какой нибудь "адаптер для того времени" … но не нашел уже.
Кстати, на МР в 2020 выходил целый цикл публикаций в этом духе. "Убивая Nokia" в трех частях. Было интересно.. Сайт был в то время еще старый.. привычный, с понятной навигацией по статьям и гаджетам.
Все намного проще, вы посмотрите на состояние и популярность рок музыки после 2010 года, сейчас сплошной реп, иногда еще и русский, вот уже и никому не интересно гитару телебонькать, сменились кумиры.
Теперь аналоги Guitar Hero в смартфонах или в том же Fortnite. Жаль только, что аксессуары в виде гитары не выходят для таких игр. Вот это вообще балдеж был
Meidzoon, Это вы еще в США не были, там Snoop Dogg & Dr. Dre просто мега кумиры миллионов… Я сам не поклонник данного направления музыки, но эти имена известны даже не любителям репа.
Прочитал и такая ностальгия нахлынула. Рок во всех его проявлениях начал слушать в подростковом возрасте. Лет через 10 впервые сыграл в Guitar Hero III на геймпаде (последняя версия в которой была такая возможность) своей Xbox 360. Осенью 2008-го в первый день продаж World Tour купил игру (мою единственную лицензию) в М.Видео с гитарой в комплекте. Поначалу после геймпада было сложно, на затем привык. Потом женился и приобщил (это было просто, учитывая её схожие музыкальные вкусы) жену к данному занятию. Переиграли с ней и друзьями почти во все части части GH и RB, что выходили на Xbox 360. Я "играл" на гитаре, она – пела в специальный микрофон, иногда меняясь. Со временем любовь к играм угасла и я отдал Xbox вместе с гитарой родственнику. В 2015 году узнав о выходе новой GH под iOS загорелся идеей использовать новую Apple TV в качестве полноценной консоли. Через какое-то время купил её, специальную гитару, геймпад. К сожалению, приложение, которое должно было превращать iphone в GH-микрофон вообще не работало. Поиграл и понял, что это уже не для меня.P.S. Кстати, до 2015 года только через GH можно было скачать альбом Metallica "Death Magnetic" в нормальном не искажённом «войной громкости» качестве.
Mikhail Volkov, Rocksmith — на мой взгляд, это больше тренажер-игра, чем игра-тренажер. Мне с моими базовыми навыками игры на гитаре было непросто. И непонятно было — зачем сначала учить одну и ту же песню буквально "на пальцах", а потом вдруг надо было на риффы переходить — что сразу тогда было с этого не начать?
clone hero и гитара с aliexpress наше все 🙂 странно почему про это в статье ничего нет..