Google и искусственный интеллект. Навязанная гонка?

По материалам The Verge

Наверное, вы успели заметить, что последние продукты Google буквально переполнены искусственным интеллектом. Вот Magic Editor, инструмент для редактирования фотографий, основанный на генеративном искусственном интеллекте. Вот Conversation Detection, «обнаружение разговора» — функция распознавания звука на лету, работающая на базе искусственного интеллекта. Вот улучшенные алгоритмы измерения сердечного ритма, которые — сюрприз! — тоже работают на базе искусственного интеллекта.

Семь лет обновлений ОС? Звучит как отличный способ получить больше функций искусственного интеллекта от Google. Новые возможности фотографии? Все они обеспечиваются ИИ. Процессор Tensor? Разработан для поддержки искусственного интеллекта. «Как всегда, мы сосредоточены на том, чтобы сделать ИИ более полезным для всех, причем применив одновременно смелый и ответственный подход», — сказал главный по «железу» в Google Рик Остерло во вступлении к презентации, в котором выражение «искусственный интеллект» использовалось более десятка раз. В ходе часовой презентации докладчики Google упомянули искусственный интеллект более 50 раз.

Еще в 2019 году искусственный интеллект уже использовался в качестве модного слова для продажи всего подряд, от зубных щеток до телевизоров. Но недавние презентации Google показали, что компания агрессивно позиционирует себя как лидера в сфере искусственного интеллекта. Критики предположили, что компания была застигнута врасплох мгновенным успехом ChatGPT от OpenAI и скоростью, с которой конкурент в лице Microsoft интегрировал новую технологию в свои продукты. Но в своем стремлении адекватно отреагировать Google рискует слишком зациклиться на ИИ в ущерб полезным функциям, которые реально будут использовать ее клиенты.

Остерло непреднамеренно проиллюстрировал этот момент, когда сослался на первый анонс Pixel в 2016 году и заявил, что Google уже тогда была сосредоточена на искусственном интеллекте. «Окидывая взглядом комнату, я вижу несколько человек, которые присутствовали на нашем первом запуске Pixel семь лет назад», — сказал Остерло, отметив, что тогда компания «объяснила, что цель Pixel — объединение аппаратного и программного обеспечения с искусственным интеллектом в центре, чтобы обеспечить простой, быстрый и умный опыт».

Одна проблема — если пересмотреть 20-минутную презентацию Google, посвященную первому Pixel, не услышишь, как кто-нибудь действительно произносит на сцене фразу «искусственный интеллект». Там есть длинная демонстрация голосового управления Google Assistant, обсуждение компьютерной фотографии и даже похвальба, что телефон «создан для мобильной виртуальной реальности», но, вроде бы, никаких явных упоминаний об искусственном интеллекте.

Нет, Остерло не врал, когда говорил, что первый Google Pixel был оснащен искусственным интеллектом, но сравнение показывает, насколько по-разному Google говорит о своих продуктах и ​​сервисах в 2023 и в 2016 году. В той первой презентации Pixel есть моменты, в которые сегодняшняя Google наверняка говорила бы об ИИ, как, например, когда менеджер по продукту Брайан Раковски упомянул о «невероятных программных алгоритмах на устройстве». Но в презентации 2016 года Google меньше озабочена тем, как воспринимается растущее техническое совершенство компании, а больше сосредоточена на том, что эти функции означают для потенциальных покупателей.

Разница еще более заметна по сравнению с презентациями Apple, в которых компания, похоже, активно избегает произнесения двух волшебных букв. Apple по-прежнему ссылается на технологию, которую многие другие компании назвали бы искусственным интеллектом, но делает это гораздо более скупо и использует сдержанную и технически точную фразу «машинное обучение».

Apple предпочитает подчеркивать функциональность машинного обучения, отмечая преимущества, которые оно предлагает пользователям, и стремясь подчеркнуть, что она – клиентоориентированная компания. Как сказал Тим Кук в интервью Good Morning America: «Мы интегрируем его в наши продукты, [но] люди не обязательно думают об этом как об ИИ».

А Google, напротив, не испытывает подобных сомнений.

По большому счету, вряд ли это проблема. Кого волнует, как работает алгоритм измерения пульса в Pixel Watch 2, если он точен? А результаты фотосъемки на Pixel 8 должны будут говорить сами за себя, независимо от того, сколько «искусственного интеллекта» было использовано в фотографиях.

Но во время последней презентации были моменты, когда возникал вопрос, действительно ли нам нужны некоторые функции на базе искусственного интеллекта, которые продемонстрировала Google. В разделе, посвященном новому генеративному виртуальному помощнику Google на базе искусственного интеллекта, спикер Google продемонстрировала, как Ассистент с «Бардом» автоматически генерирует пост в социальных сетях, который будет отображаться рядом с фотографией собаки Бакстера.

Бакстер, царь горы!

Ассистент в компании с Bard выдали милую подпись про царя горы с такими же милыми хештегами. (Baxter the hilltop king! Look who’s on top of the world! #doglover #majestic #hikingdog)

В качестве технической демонстрации генеративного искусственного интеллекта все это не лишено смысла. Искусственный интеллект становится все искуснее в распознавании и описании изображений, а одной из самых сильных сторон генеративного ИИ является возможность писать текст в определенном стиле (особенно если он изобилует клише, например, это как раз милые подписи к изображениям в социальных сетях).

Но если не думать об искусственном интеллекте, а воспринимать это исключительно как функцию смартфона, это совершенно сбивает с толку. Как, простите, мы дошли до того, что смартфон может создавать за нас наши личные посты в социальных сетях? В чем смысл? Если вы просите машину создать подпись к фотографии, то зачем вы вообще пишете подпись? Что вообще происходит?

Как вам такая гипотеза — в отсутствие мегапопулярного приложения для генеративного искусственного интеллекта Google фонтанирует функциями и смотрит, какие из них приживутся. Такое ощущение, что у поискового гиганта есть молоток с надписью «генеративный ИИ», а поиск гвоздей заводит компанию в странные места. И это мы еще не говорим о последствиях внедрения генеративного ИИ непосредственно в Google Фото.

Все это вызывает вопрос: на кого Google пытается произвести впечатление всеми этими разговорами об искусственном интеллекте? Очевидно, что в некоторой степени наличие «смартфона с искусственным интеллектом» привлекает потенциальных клиентов. ChatGPT не случайно добился мгновенного успеха, и очевидно, что искусственный интеллект вызывает интерес.

Но когда вы произносите фразу «искусственный интеллект» чаще, чем раз в минуту и ​​15 секунд в среднем, во время запуска смартфона и когда один из ваших крупнейших конкурентов Apple вообще избегает о нем говорить, что-то тут не так. Похоже, это отражает беспокойство Google о том, чтобы ее не считали отстающей в потоке хайпа вокруг искусственного интеллекта. Когда Microsoft объявила об интеграции генеративного искусственного интеллекта в Bing, генеральный директор Сатья Наделла позиционировал это как прямой удар по Google. «Я надеюсь, что благодаря нашим инновациям они обязательно захотят выйти и показать, что умеют танцевать, — сказал Наделла. — И я хочу, чтобы люди знали, что мы заставили их танцевать». С тех пор Google отчаянно отплясывает чечетку на каждой своей презентации.

Ничто из сказанного не является проблемой для владельцев Pixel или потенциальных покупателей устройств Google. Но речь о другом. Google может сколько угодно называть себя компанией, занимающейся искусственным интеллектом, но люди в конечном итоге просто хотят, чтобы телефоны были функционально насыщенны и полезны. А пока мы видим, что существует риск поставить телегу с поддержкой ИИ впереди лошади, выполняющей важные функции.

[email protected]
наверх