Год с ChatGPT – что дальше?

По материалам The Verge

У компании OpenAI не было намерений спровоцировать перелом в технологической отрасли. Но это произошло. Теперь все, что нам требуется решить, — это куда двигаться дальше.

В истории современных технологий было несколько моментов, когда наша жизнь делилась на «до» и «после». Когда вдруг становилось очевидным, что как раньше больше никогда не будет. Netscape показала миру Интернет. Facebook* сделала Интернет личным. iPhone ясно продемонстрировал, какой будет эра мобильных устройств. Можно вспомнить и другое — про приложения для знакомств и про Netflix, который начал стриминг фильмов, – что тоже может соответствовать этому критерию. Но список все равно не будет длинным.

Запуск ChatGPT, который состоялся год назад (30 ноября отметили день его рождения), возможно, стал самым маленьким переломным моментом в истории. Никто не вышел на сцену и не объявил, что изобрел будущее. Никто не думал, что запускает продукт, который позволит разбогатеть. Если мы что и поняли за прошедшие 12 месяцев, так это то, что никто — ни конкуренты OpenAI, ни пользователи технологий, ни даже создатели платформы — не думал, что ChatGPT станет самой быстрорастущей потребительской технологией в истории. И, оглядываясь назад, можно сказать: тот факт, что никто не предвидел появления ChatGPT, как раз и может быть причиной того, что он все изменил.

За год, прошедший с момента запуска ChatGPT, он вызвал изменения практически во всех аспектах технологической индустрии. В год, отмеченный огромным спадом инвестирования в стартапы, кажется, любая компания, у которой в презентации прозвучат слова «искусственный интеллект», способна собрать деньги — 17,9 миллиардов долларов только в третьем квартале этого года, по данным Pitchbook. И некоторые крупнейшие венчурные компании отрасли привлекают огромные средства только для того, чтобы продолжать вкладывать деньги в искусственный интеллект.

ChatGPT – очень простое приложение, при этом ставшее суперхитом.

Несколько компаний, похоже, уже вышли в лидеры. Anthropic готовится стать одним из лучших и наиболее хорошо финансируемых конкурентов OpenAI. Искусственный интеллект Midjourney, генерирующий изображения, развивается поразительными темпами. Вот только на этой неделе из ниоткуда появилась Pika со своим инструментом создания видео на основе искусственного интеллекта. Что бы вас ни интересовало — приложения для заметок, программы для микширования звука или простые способы обработки итогов встреч, книг или юридических документов — практически каждый день появляется что-то новое и интересное.

Между тем на другом полюсе технологической индустрии искусственный интеллект захватил крупнейшие компании на планете. Microsoft, партнер и инвестор OpenAI, сделала большую ставку на Bing на базе искусственного интеллекта, а также внедрила функцию copilot с искусственным интеллектом в Office, Windows, Azure и другие системы. Google, которая изобрела множество основополагающих технологий, распространившихся повсеместно, поспешно запустила Bard и Search Generative Experience и встроила Duet AI в свои собственные продукты для работы. Вокруг искусственного интеллекта в этом году выстроила свои анонсы Amazon: от Alexa на базе большой языковой модели до множества новых инструментов искусственного интеллекта для пользователей AWS. Meta* теперь рассматривает ИИ как важнейшую часть своего будущего, возможно, даже в большей степени, чем метавселенную. Поддержка искусственного интеллекта в продуктах Nvidia сделала компанию одной из самых ценных в мире. Даже Apple, которая действовала наименее агрессивно из всех технологических гигантов, начала больше говорить о своей работе в области искусственного интеллекта и, возможно, имеет большие планы на скорое будущее, связанные с Siri. Можно было бы продолжать и дальше. Назовите это бумом, назовите это пузырем, но мир технологий уже давно не был настолько одержим чем-то одним.

Однако не стоит заблуждаться: ChatGPT — самый крупный выгодоприобретатель революции, которую совершил он сам. Он выглядит не то чтобы избыточно — его новые функции, связанные со звуком и изображениями, хороши, но по большей части это всего лишь грубо сделанный интерфейс по типу чата. У него бывают проблемы с надежностью, но это не остановило его развитие. Он набрал миллион пользователей за пять дней, 100 миллионов всего за два месяца, а теперь может похвастаться 100 миллионами пользователей каждую неделю.

ChatGPT и лежащая в его основе модель быстро стали для OpenAI многомиллиардным бизнесом. Ему удалось сделать почти невозможное: он одновременно является поставщиком данных, зарабатывающим деньги на других компаниях, которые хотят создавать что-то на основе моделей GPT, и самостоятельным популярным приложением. Люди платят 20 долларов в месяц за использование ChatGPT, в то время как другие компании платят гораздо больше за использование его моделей.

Стало почти невозможно кликнуть на ссылку в Интернете и не наткнуться на уверенные заявления о том, как ИИ изменит все. Он может писать ваши электронные письма за вас! Он заполонит Интернет сгенерированной чушью! Он может писать код! Он напишет вредоносное ПО, которое все испортит! Он может снимать фильмы для Pixar! Он навсегда застрянет в зловещей долине! Вы останетесь без работы! Вам больше никогда не придется работать! ИИ нас спасет! ИИ нас убьет!

Здесь стоит на секунду остановиться, чтобы отметить, что на самом деле эти технологии все еще не так уж хороши. Большие языковые модели «галлюцинируют», а если вы посмотрите на изображение, созданное ИИ, дольше пары секунд, вы точно его отличите. В электронных письмах, которые он пишет для вас, всегда присутствует машинный оттенок. Системы искусственного интеллекта не умнее людей, не более изобретательны — вообще ничего такого. Хорошо ли, что они достигли нынешней стадии развития? Конечно. Но на данный момент ИИ похож на беспилотные автомобили — он стал намного лучше, чем кто-либо думал, однако предстоит еще очень много работы, чтобы он стал достаточно хорош для повсеместного внедрения. Сейчас нет абсолютно никаких оснований думать, что в ближайшее время мы столкнемся с каким-то сверхчеловеческим общим искусственным интеллектом. Если это вообще когда-то случится.

Однако именно здесь утверждение «никто этого не предвидел» усложняется. Возможно, ИИ еще развивается, но он уже лучше, чем ожидало большинство людей. Недавно в OpenAI случился раскол из-за молниеносного роста ChatGPT, и компания перешла к монетизации его с помощью магазина приложений и других инструментов. Генеральный директор Сэм Альтман был вынужден ненадолго уйти по причинам, которых мы до сих пор точно не знаем — была ли это борьба за власть между членами совета директоров и руководителями, результат разногласий по поводу безопасности или вообще что-то другое.

Эта драма выглядела странно, ставки в ней были высоки, но в конечном итоге, возможно, все это не имело отношения к более широкой проблеме. Но давайте вернемся к этому вопросу: что мы на самом деле создаем? Поскольку все произошло быстро, а влияние ИИ потенциально всеобъемлюще, 2023 год заставил всех задуматься о том, что все это значит.

Первоначальной миссией OpenAI было «развитие цифрового интеллекта таким способом, который, скорее всего, принесет пользу человечеству в целом, не ограничиваясь необходимостью получения финансовой отдачи». Это расплывчатая формулировка, но выглядит она хорошо. Впрочем, легко сказать что-то подобное, когда нет никакой «финансовой отдачи», и гораздо труднее, когда аналитики оценивают ваш потенциальный рынок свыше триллиона долларов.

В сфере технологий и по всему миру многие люди размышляют об этом же противоречии. Если вы генеральный директор Google Сундар Пичаи и вот уже пять лет без иронии утверждаете, что ИИ «более совершенен, чем электричество или огонь», несете ли вы ответственность за то, чтобы его ценность была максимальной для акционеров или для человечества? Не так уж очевидно, что вы можете сделать и то и другое одновременно, и исторически сложилось так, что акционеры, как правило, в приоритете. Если ИИ собирается изменить всё – буквально всё – сможет ли он сделать это в известной нам технологической отрасли и в экономике? ИИ, который нам нужен, и ИИ, который зарабатывает больше всего денег, — это один и тот же ИИ или нет?

Нам нравится возможность быстрее писать деловые письма, нам нравится, что можно попросить Excel «преобразовать это в гистограмму» вместо того, чтобы рыться в меню. Нам нравится писать код, просто сообщая ChatGPT, чего мы хотим от нашего приложения. Но хотим ли мы, чтобы статьи, оптимизированные для поисковиков и созданные с помощью искусственного интеллекта, заполонили некогда любимые ресурсы? Хотим ли мы, чтобы ИИ-боты действовали как реальные люди и стали нашими человекоподобными компаньонами? Должны ли мы думать об ИИ как об инструменте или как о соавторе? Если инструмент искусственного интеллекта можно научить, как создать именно ту песню/фильм/изображение/историю, которую я хочу прямо сейчас, это искусство или антиутопия? Даже когда мы начинаем отвечать на эти вопросы, кажется, что технологии искусственного интеллекта всегда остаются на шаг и на одну культурную революцию впереди.

Есть еще иски, в которых компании, занимающиеся искусственным интеллектом, обвиняют в краже работ художников, на что несколько американских судей, по сути, заявили: наши существующие законы об авторском праве просто не знают, что делать с искусственным интеллектом. Законодатели заламывают руки по поводу безопасности ИИ, а президент США Джо Байден подписал довольно общий указ, который предписывает агентствам создавать стандарты безопасности, а компаниям — делать добро, а не зло. Можно утверждать, что революция искусственного интеллекта была построена на аморальных и/или незаконных основаниях, однако создатели этих моделей и компании продолжают уверенно реализовывать свои планы, заявляя, что остановить их одновременно невозможно и противно прогрессу.

Ясно одно: все происходит головокружительно быстро. И никто не знает, к чему все это придет еще через год, особенно те, кто делает самые громкие прогнозы. Взгляните на недавние циклы хайпа — блокчейн, метавселенную и другие — и убедитесь в том, что обычно все происходит не так, как мы ожидаем. Но за революцией искусственного интеллекта стоит такой большой импульс и так много компаний серьезно инвестируют в его будущее, что трудно представить, чтобы GPT ждала та же судьба, что и NFT.

Humane AI Pin – всего лишь первый среди будущего сонма ИИ-гаджетов.

Во всяком случае, в следующем году индустрия искусственного интеллекта будет развиваться даже быстрее, чем в предыдущем. Технология OpenAI значительно улучшилась с момента первого запуска ChatGPT, как и технологии ее конкурентов. И у отрасли в целом был год, чтобы подумать обо всех сферах, где ИИ может быть полезен в нашей жизни, а продукты на его основе – прибыльны. Появятся новые компании, создающие чипы искусственного интеллекта, центры обработки данных для искусственного интеллекта и остальную огромную инфраструктуру, необходимую для того, чтобы большие языковые модели работали быстро и в соответствии с масштабом задач. Появится множество гаджетов, ориентированных на искусственный интеллект, таких как Humane AI Pin, поскольку компании пытаются выяснить, могут ли чат-боты подтолкнуть нас к постсмартфонной эпохе (хотя, кажется, в ближайшее время рановато списывать со счетов экраны).

Мы пока не знаем, изменит ли ИИ мир так, как это сделали Интернет, социальные сети и смартфоны. Каждая из этих вещей была не просто технологическим скачком — они фактически изменили нашу жизнь фундаментальным и необратимым образом. Если окончательный вариант применения ИИ будет выглядеть как «мой компьютер пишет за меня часть электронных писем», он не попадет в этот список. Но есть множество умных людей и триллионы долларов, которые говорят в пользу того, что это лишь начало истории ИИ, а не конец. И если они правы, то день, когда OpenAI запустила «предварительную исследовательскую версию» ChatGPT, будет чем-то большим, чем просто запуском продукта. Это будет день, когда мир изменился, а мы этого даже не заметили.

*Компания Meta Platforms, в которую входят социальные сети Facebook, Instagram и Threads, признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.

[email protected]
наверх