Еще раз про «правильную» постановку задачи

Привет.

Недавно у нас выходил материал о так и не случившемся импортозамещении. Речь шла о программном обеспечении, необходимом при автоматизации на крупных предприятиях. С текстом можно ознакомиться по ссылке ниже:

Безусловно, признавать сложности в таком стратегическом вопросе обидно. И если принять тот факт, что и задачи понятные, и специалистам платят конкурентную зарплату (хотя в комментариях высказывалось мнение, что зарплата не более, чем просто честная), и даже, что в условиях острой необходимости мы способны горы свернуть, то обидно втройне. Однако голову пеплом посыпать — это не наш вариант. А вот саморефлексией заняться можно. Так в чем же проблема?

Заказчики и технические задания в анонсе были упомянуты не просто так. Эта связка демонстрирует ту самую проблему идейных людей. Фантазий у них множество, а вот технического навыка понять, что потребуется для реализации этой фантазии — нет. Соответственно, проблематично описать фронт работ исполнителю, чтобы последний четко оценил, во что заказчику обойдутся его хотелки. А значит, исполнитель внимательно выслушает, что нужно заказчику, десять раз все уточнит, а затем все оценит в понятных обоим метриках. Распространенная практика. И если бы мы могли быть уверены, что все исполнители обладают беспристрастным отношением к тому инструментарию, который потребуется для решения поставленной перед ними задачи и не ограничены в его выборе, то за итоговый продукт можно было бы не переживать. Но загвоздка заключается в том, что исполнители не всегда гибкие товарищи, а иногда и не догадываются о существовании продукта, который можно было бы использовать (или как минимум оптимальнее) для исполнения заказа. Приведу пример из области трехмерного моделирования. Когда я закончил свою первую модель, то последним уроком автор курса дал нам наставление. Сегодня оно кажется мне само собой разумеющимся, но, оказалось, что далеко не всем оно понятно. Его суть заключается в том, что, освоив какой-либо 3D-пакет, не стоит играть в «фанбойство». Профессионалы, которые в мельчайших деталях знают какую-то одну программу, предназначенную для получения комплексной работы, легко сделают в ней все. И симуляцию ткани, и анимацию движения воды и ветра, мелкие морщины на лицах смоделируют, а заодно еще и материалы процедурные создадут. Но таких людей — единицы. Вернее, не так. Единицы могут сделать все это не состарившись. Недавно смотрел фильм «Чужой: Ромул» и, через пару дней после просмотра, с удивлением обнаружил на ArtStation несколько проектов, которые легли в основу цифровых декораций за авторством Василия Порягина (среди последних работ). Помню, как-то раз, показывая жене те вещи, которые он вытворяет в Unreal Engine и Blender, услышал от нее фразу, что его проекты можно хоть сейчас использовать для фильмов. Вот об этом видео тогда шла речь:

Источник видео можно найти по этой ссылке.

А вот так выглядит работа над «эмбрионом» в Blender:

Но обратить внимание хотелось бы на другой момент. Автор использует в работе не одну и даже не две программы. Для достижения максимального результата специалисты обращаются к весьма обширному инструментарию. Для создания подобных сцен, например, нередко используются десятки приложений. Именно поэтому в навыках таких специалистов иногда можно встретить весьма длинный перечень освоенных программ (мысленно считаем затраты на подписки):

Я веду к тому, что при выполнении поставленной задачи, 3D-художник может сделать либо все исключительно в одном условном «комбайне», либо обратиться за лучшим результатом в те приложения, которые могут его обеспечить. Если совсем по-простому, то исполнитель, как специалист всегда будет ограничен своим уровнем знаний и опытом. А что, если опыт заказчика и исполнителя множатся, создавая двойное ограничение? Пока держите эту мысль в голове, а мы снова немного отвлечемся.

По ссылке выше вы можете ознакомиться с небольшим исследованием, которое Роман провел по результатам посещения супермаркета. Признаюсь, я в челябинских сетях такого не видел. Видимо, либо технологии пока не дошли, либо я просто не заострял на этом внимания. А, может, технологии дошли, но местные менеджеры решили все оставить как есть. С ежедневной проверкой базы, перепечатыванием, нарезкой и нецензурной бранью сотрудников. В комментариях я упомянул о том, что в бытность работником «Евросети» по невнимательности иногда мог и забыть проверить изменения цен, и периодически это приводило к тому, что приходилось выкручиваться перед покупателями. Мало кому из продавцов хотелось из своего кармана доплачивать за какой-нибудь смартфон пару тысяч рублей, если вдруг он подорожал, а ты не поменял ценник. Автоматика здесь была бы весьма кстати. Но, опять же, на примере Челябинска могу сказать, что подобные устройства не распространены. То есть по-прежнему используется старая схема.

Или наверняка вы все еще помните историю с офисной бумагой, которая из-за санкций внезапно перестала быть белой? Химический отбеливатель, который использовался для придания ей белого цвета, оказался для России под запретом, и пришлось некоторое время пользоваться так называемой экобумагой:

От наших тогдашних айтишников слышал мнение, что такая бумага портит принтеры, которые, кстати, тоже оказались под угрозой из-за ухода их производителя из России и отказа в поставке комплектующих. И, честно говоря, я был склонен с этим согласиться, поскольку купленная на тот момент в офис партия выглядела чуть ли не как волокнистая плита, нежели бумага. Рельеф можно было прощупать пальцами. И казалось бы, в этой ситуации самое верное задуматься о приостановке использования листов или как минимум сокращении печати с приоритетом для договоров на подпись и т.п., но нет. Все продолжилось в том же духе. Сначала «Снегурка» покупалась втридорога, а потом все как-то само собой разрешилось.

И здесь хочется вспомнить комментарий Lecron’а к статье про электронные ценники:

Если же эту мысль дополнить беспроводной передачей файлов, легкостью переноски материалов и возможностью сиюминутно вносить корректировки, чтобы не созывать новых совещаний по завершении правок, то санкции на отбеливатель для бумаги были бы только лишь финансовым ударом для его продавца и экономией для российских предприятий. Возрастным менеджерам же, конечно, пришлось бы осваивать новые технологии, но это скорее плюс. Так, думаю, достаточно. Можно переходить к сути.

Давайте вернемся к мысли о двойном ограничении. Заказчик привык работать исключительно с конкретным программным обеспечением, а исполнитель знает его как свои пять пальцев и может предложить сделать только то, с чем знаком. Ради спортивного интереса рассмотрим эту ситуацию на примере офисного набора программ.

Долгое время мне приходилось работать со стандартным офисным пакетом от Microsoft. В основном это были Word и Excel. Причем второй я использовал для создания таблиц, которые позднее вставлял в файлы первого из-за неадекватного поведения родных таблиц из Word при попытке их редактирования. Я так и не сумел с ними совладать. В Excel же, напротив, они вели себя как ручные и легко корректировались вплоть до пикселей. А нужно это все было для того, чтобы периодически распечатывать отчеты и статусы прохождения заявок на выдачу патентов в Федеральном институте промышленной собственности. Колонок было много, в них требовалось вставлять иллюстрации и т.д.

За время использования офисных программ я узнал много всяких технических штук. Например, что при печати фамилии и следующих за ней инициалов следует разделять их не просто пробелом, а сочетанием «Ctrl + Shift + Пробел». Это удобно не только, когда у вас в тексте есть фамилии и инициалы, но и когда встречаются указания иллюстраций с номерами. Например, «Фиг. 1». Вот как будет вести себя текст:

Все, конечно же, заметили, что это не Word. Это LibreOffice. И несмотря на простоту дизайна интерфейса и бесплатность, альтернатива весьма неплохая. Жена даже говорила, что ей из-за чего-то там удобнее. Еще мне пришлось узнать о такой функции как «Табуляция». Она незаменима, если ты хочешь делать красивое содержание, где все обозначения страниц будут строго по одной линии. На моей памяти очень многие выставляли их с помощью большого количества пробелов и неизбежно сталкивались с «гулянием» чисел. Согласитесь, что выглядит красивее так:

Гораздо удобнее видеть нужный номер страницы, и это сокращает время на поиск нужного материала. Но есть одно но. Скрин выше — это страница из электронной книги «Blender Secrets», в которой, на секундочку, 2040 страниц. Безусловно, есть люди, которые могут и распечатать понравившееся произведение, но едва ли, если оно на 2040 страниц. Особенно учитывая, что такое издание постоянно обновляется. К слову, в книге есть и вот такая пометка:

То есть при клике по содержанию вы попадаете в текстовый раздел, а при клике по его заголовку — на страницу YouTube с роликом того, что только что прочитали.

Не спешите кидаться в комментарии, купившим книгу предоставлена возможность скачать все видео из библиотеки на gumroad. Если планируете начать освоение Blender, то формат коротких видео от автора этой книги и текстовые комментарии — это отличное начало. У него, кстати, очень познавательная рассылка. Еще ни одного письма не удалил. Увлекся.

Я пытаюсь сказать, что Word в наших реалиях, где производители принтеров отказывают в сервисе, а изготовитель отбеливателя чинит препоны отечественным предприятиям, создающим бумагу — несколько избыточен. Ведь если взглянуть на него в отрыве от распечаток, то нам окажутся не нужны, ни поля, ни режим просмотра при печати, ни всякие настройки обтекания картинок текстом и т.п. Да даже само разбиение на страницы не нужно. Необходимость в сочетании «Ctrl + Shift + Пробел» останется, а вот нужно ли будет заморачиваться с содержанием, если можно повесить на название пункта переход на нужную страницу и обратный переход к содержанию после нажатия на кнопку по прочтении? Среди преимуществ еще появляется возможность онлайн-перевода текста простым выделением фраз. Впрочем, в электронном формате мы можем говорить о полном заимствовании возможностей электронных читалок.

И вот здесь хотелось бы задать вопрос. А насколько сегодня требуется полное замещение ушедших продуктов? Насколько мы оказываемся гибки в своих требованиях и трезвы при взгляде на альтернативы? Насколько нам требуется настройка печати, если можно обойтись без нее? Не пытаемся ли мы поддерживать привычный уровень комфорта, игнорируя возможность создать новый? Просьба поделиться вашими соображениями, уважаемые читатели. Идея, безусловно, с массой узких мест и необходимостью многое менять, но так ли это плохо, если следствием станет создание собственного видения, независимого ни от кого?

Смелых идей, отличных изобретений и успешных продуктов. Удачи!

[email protected]
наверх