«… во всех остальных случаях они останутся уделом фанатов и любителей…» — на этой фразе закончился мой предыдущий сказ про 360-технологии. Глубокомысленно выдохнув, порассуждаю сегодня о главном. О том, «кому это выгодно».
Оно вам надо?
В моем детстве почти у каждого был пленочный фотоаппарат. Начальная «Чайка», дешевенькая «Смена» или же продвинутый «Зенит». 35 мм пленка с перфорацией, бачки с проявителями и фотоувеличитель в ванной. Это была эра фотографии.
Кинокамеры? Что вы! Удел привилегированных. Все изменилось в середине 90-х — с появлением первых бытовых камкодеров. В моду вошло домашнее видео, крепко потеснившее фотографию. Но все еще писалось на пленку — магнитную или фотографическую.
Настоящий же переворот свершился с появлением «цифры», интернета и смартфонов. Когда более половины всего социального контента стало составлять видео. Даже Facebook сегодня всеми правдами и неправдами пытается угнаться за TikTok-ом и YouTube-ом, популяризируя видеоконтент и придушивая любой иной.
Оно и понятно: видео, в отличие от фотографии, позволяет встраивать рекламу. Позволяет и текст. Но видео все равно в приоритете: кто его читает, текст-то? Так, пробегутся по заголовкам. Максимум в лид заглянут. А видео — досмотрят.
С фото же все непросто: засунуть рекламу технически некуда. А с 360-фото вообще беда — ни внутрь рекламу не впихнуть, ни сверху наложить. Особенно в социальных сетях.
Опять же, если обычное фото — это, как правило, всем хорошо знакомый jpg-файл, который можно открыть чем угодно и сохранить куда попало, то 360VR-снимок — целая история.
Одно дело — снять панораму, другое — собрать ее. И третье — как-то отобразить. Эта, снятая в Таллинне, встроена на страницу при помощи кода iframe.
Во-первых, куча файлов: например, приведенная выше сферическая панорама содержит около 500 файлов, из которых 450 приходится на различные фрагменты изображения с разной степенью его увеличения. Сделано это с целью быстрой загрузки, иначе пришлось бы подгружать файл размером ~50 мегабайт.
Во-вторых – визуализатор, представляющий собой комбинацию html, css и js. Без него картинка отобразится прямоугольной «портянкой». Абсолютно плоским изображением с сильно искаженным верхом и низом. И этот самый визуализатор – продукт непростой, а в большинстве случаев — еще и коммерческий.
В-третьих, исходящее из «во-вторых», — не везде подобное можно опубликовать. Точнее, практически нигде нельзя. Кроме собственного сайта, специализированных ресурсов и — Facebook. Единственной на сегодняшний день социальной сети, поддерживающей 360VR-контент.
Именно по этой причине некогда возникший интерес к VR довольно быстро сошел на нет. Оставшись сугубо утилитарным инструментарием для сервиса Google Street View и уделом энтузиастов, публикующих панорамы в том же ФБ.
Однако поддерживать такой продукт соцсети хлопотно и бесперспективно. Выше уже объяснял, почему (рассказывая про рекламу и ее интеграцию с контентом). Поэтому поддержка 360VR еще остается, но каждый день тебе намекают на то, что такому формату здесь уже не рады.
А где рады?
Но было бы удивительно, если подобная технология не нашла свое применение хоть где-нибудь. Скажем, в кинематографе. Правда, с оговоркой: 360-видео, не фото.
Как все вы знаете, любое видео — это анимированный поток вполне себе статичных фотографий, отображаемых с частотой от 24 кадров в секунду и выше. И поскольку кадры мельтешат в глазах, никто особо не вглядывается в мелкие погрешности отдельно взятых изображений. Значит, можно сильно снизить запросы к качеству.
Опять же, разрешение: если для фото справедливо правило «чем больше размер, тем лучше», то с видео все упирается в технические возможности процессора и видеокарты компьютера, планшета или смартфона, на котором оно просматривается. Проще говоря, огромные размеры видео никому не нужны. И, значит, можно упростить технологию съемки, используя элементарные технологии. Например, применяя камеры «все в одном».
Эту панораму я снял «на скорую руку»,камерой QooCam 8K. Она, будучи устройством «все в одном», сильно упрощает процесс съемки. Буквально — раз! И готово. Кроме того, позволяет снимать в стесненных условиях. Например, в холодильнике можно снять сферический натюрморт одинокой котлеты. Или как здесь – пейзаж с точки зрения большущей такой руки (мифического эстонского персонажа Суур Тылля). Однакоитоговое качество подобного изображения уступает снятому на обычную камеру. Особенно на стыках линз.
Голливудские энтузиасты немедля взялись за эксперименты. И даже сняли пару «сферических» кинолент. Преимущественно в стиле «хоррор». Ведь каждому хочется обернуться и посмотреть: кто же там прячется в темноте, страшный такой? И 360 для этого — идеальный инструмент! Крутись себе, разглядывай, бойся.
Но тут же посыпались разные «но». Во-первых, на большом экране традиционного зала такое кино не покажешь. А строить новые, в которых зритель будет крутиться на стуле вокруг своей оси, — идея из разряда так себе.
Ладно, пусть тогда будет YouTube, — решили создатели. Все равно сейчас многие на телефонах и ноутбуках кино смотрят, — сказали они. Но… постоянно скролить мышкой, вращать экран? Да ну, ерунда какая-то.
Опять же, режиссерский замысел. Ведь часто требуется нагнать тень на плетень — показать что-то крупным планом, спрятав все остальное. Или же, наоборот, выдать панораму. Именно ее и ничего более.
Не забываем и про технологический процесс съемки, когда по одну сторону объектива происходит действо, а по другую (а также сверху, снизу и по бокам) стоит куча осветительного и съемочного оборудования, персонал и «все лишнее». Которое никуда не деть, ни во что не засунуть: например, если снимается исторический фильм на древней натуре, а напротив нее, упираясь этажами в небеса, стоят современные небоскребы.
Конечно, нет ничего невозможного. И хромакей никто не отменял. Но все это сильно усложняет съемочный процесс, делает его дороже. Короче, не вариант.
Есть решение!
Тем не менее, здравый компромисс есть: шлем виртуальной реальности! Удобно, с полным погружением в действо. Хочешь — смотри себе прямо, не хочешь — крути головой. Было бы что смотреть.
В этом месте сразу оживились документалисты: снимать историю в 360 — это же круто! Не менее круто — снимать живую природу. Опять же, не сильно хлопотно: поставь камеру рядом с тиграми, включи ее, и пусть ходят кругами. Никакого сценария, сплошной экспромт.
И все бы здорово, но снова «но…». Много ли на свете людей, смотрящих Discovery? Или National Geographic? А вот любителей «клубнички» полно. Да-да, вы правильно меня поняли: я сейчас про контент «для взрослых» говорю. В котором срослось абсолютно все!
И желание зрителя смотреть такое «кино» с разных сторон, с увеличением отдельных его сегментов. И простота съемки. И наличие уже готовых решений по просмотру контента — в формате шлемов VR (когда снимали «хоррор», шлемы еще не вошли в моду). И вот тут сферическое видео действительно «выстрелило»!
По понятным причинам живые примеры приводить не стану, поэтому вот вам отвлекающее 360-видео про природу.
На YouTube немало подобных примеров. Посмотрите их на разных устройствах, включив разрешение 8К. И затем, когда процессор закипит, вспомните про то, о чем я говорил выше.
Как снимается 360-видео?
Технология съемки 360-фотографий и 360-видео абсолютно идентична. С одной лишь оговоркой: фото можно снять одной, отдельно взятой обычной камерой. А вот для видео уже нужны либо аппаратные комплексы, либо специальные камеры «все в одном».
Их конструкция проста: в бюджетных случаях – например, как в Ricoh Theta Z1, Insta360 One R 360 или QooCam 8K – используется два спаренных модуля, каждый из которых содержит собственную матрицу и циркулярный фишай-объектив. Размещаются они в корпусе устройства так, чтобы суммарный перехлест изображения, полученный «по кругу» через оптику, составлял 15-20%.
Далее — просто: съемка ведется с установленным разрешением и частотой кадров, видеопоток с каждого модуля пишется на карту памяти. В итоге получается два ролика. В наиболее продвинутых моделях – за счет внутренних алгоритмов и процессора – происходит склейка итогового 360-изображения «на лету». В остальных случаях — на компьютере.
Профессиональная 360-видеосъемка ведется более продвинутыми устройствами, имеющими не два, а четыре или более модулей. Практический смысл таких решений состоит в том, что даже на небольшие матрицы можно снимать видео довольно высокого разрешения. Почитайте мои предыдущие записи, в которых я рассказывал про выбор объективов и то, как снять качественную 360-панораму на смартфон. Там это подробно объяснено.
Возможно, вы спросите: почему бы не использовать full frame матрицы, это же круто? Можно. Но сравните размер зеркальной камеры с пристыкованным к нему объективом и свою камеру, встроенную в телефон. Теперь умножьте на число модулей — на два или восемь, представьте размер и вес этой монструозной конструкции. А также ее гипотетическую стоимость. И задайтесь вопросом: оно вам надо?
Да, такие устройства тоже есть. Но они крайне нишевые. Даже весьма продвинутая камера Insta360 Titan, снимающая 360-видео с 11К разрешением, имеет 8 матриц весьма скромного размера «4/3» (площадь в четыре раза меньше, чем у «фулл-фрейма»). При этом весит почти 6 килограммов, а стоит 15 тысяч евро. Вряд ли за ней стоит очередь фотолюбителей. Которых и компакты по цене «до 1 000 евро» устраивают более чем.
Но о них, как и о технологиях — программах для сшивки панорам на компьютере, поговорим уже в другой раз.
Далее — просто: съемка ведется с установленным разрешением и частотой кадров, видеопоток с каждого модуля пишется на карту памяти. В итоге получается два ролика.при live-трансляции это не совсем так: VR-камера (например, Terpon) отдает поток, склеенный из двух картинок по горизонтали, т.е. аспект 2:1 и разрешение, например, 3072×1536. а затем этот поток играется специальным плеером, например, DelightVR, в браузере по WebRTС или HLS. в VR очках можно крутить головой, на десктопе можно крутить изображение мышкой
в прон360 вы заметите только три вещи: приколы (как где-то в углы мастурбирует жена оператора); формы тела мимо проходящих голых женщин искажаются до инопланетянок; когда кто-то в упор смотрит в глаза а ты не можешь отвести взгляд тк гонзо-видение типа направленого 180 а не 360 панорама … больше нечего смотреть — эти оргии туфта оказывается полнейшая только зря башкой вертеть…ещё я подумал что можно снимать с покругу раставлеными смартами и потом крутить такую внутреннию панораму с возможностью посмотреть в любое место комнаты
ещё от виар с просмотром локаций (кстати стрит вью больше не виар) в различных приложениях появится привычка-потребность смотреть вдаль на точку перемещения и через таймер оказываться в том месте просмотра — привычка в том-что появиться в реале уже через два часа виара и типа лень идти до метро да ты как дурак смотришь на вход в метро ожидая что через пару сек тебя туда телепортирует но при несрабатывание дикое недоволство что ногами идти надо…закрывайте окна и двери перед надеванием шлема — тк на месте двигаешься да я чуть не обделал диван когда телепортировался на край крыши небоскрёба отчего чуть присел но диван меня отталкнул вперёд (с крыши в пропасть)
360VR идеален для съемок с дрона. Скажем, фото стройки, отсылается заказчику и всё. Он твой навеки.Одно дело — снять панораму, другое — собрать ее. И третье — как-то отобразить. Эта, снятая в Таллинне, встроена на страницу при помощи кода iframe.На фото белые таллинцы ловят белую кошку в белой комнате? https://uploads.disquscdn.c…
На всех впечатление производит именно пор нуха. Это правда. Но на самом деле не на долго. Тк есть "авторское видение" съемки. И оно везде разное. Это быстро надоедает. Тк то точка съёмки не там установлена, то звук кривой (а в 360 это более критично), то ещё много НО.
у меня работает. думаю, это какой-то антиспам-плагин заблокировал
Пока все видео, что снимается в 360 сильно уступает по качеству "обычному", а там где 360 хотя бы в условно сносном качестве, то даже современные компы начинают безбожно тормозить.
Зато вау-эффект имеет место быть! 😉
Не думаю, что VR-порно настолько популярно — в шлеме впечатление очень странные, как будто ты находишься в одной комнате с гигантскими плоскими женщинами — все же 3dof контент не дает объема и погружения картинке.Другое дело — VR-порно-игры. Вот где уже все 6 степеней свободы и простор для интеракций (Японцы, вон, вполне себе девайсы под подобные игрища клепают, с известным назначением). Даже про проституцию в VRChat'е слышал.
https://uploads.disquscdn.c…
Нужна 64К камера и такие же очки)
Это всё потому, что вы в VR шлеме смотрите видео формате 360 градусов, о котором эта статья. А вы посмотрите в шлеме СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОЕ видео на 180 градусов (его называют "VR180 Stereoscopic", " VR180 Stereo", "VR180 3D", или "VR180"). Его снимают парой камер, расстояние между которыми — как расстояние между глазами. И поэтому там есть "объём". И женщины станут не огромными и плоскими, а нормального размера, и очень даже объёмными, во всех местах. Пример такого видео — на YouTube найдите "VR Roller Coaster VR 180 3D Experience".
О как. Попробую, поделюсь впечатлением.
да там не всегда стерео видос — что только не подслвывают под vr … ещё бы шлем хороший а то страности всякие — стрёмный со стремным смартом норм а хороший вставишь да туфта в глазах как линзы не гоняй… япошки к шлемам добавляют модуль считывания движентя рук и от этого их 3d веселее — в опаздывающем 3d через полчаса блевать хочется и на дешмане лучше не пользоваться тк потом это ощущение несколько дней преследует
вообще пожалел что посмотрел vr-pron тк дохрена лет не смотрел прон — ещё плеер нормальный хрен подберёшь
тоже работает — dns фильтры не режут
Вообще ничего скромного в матрице 4/3 нет. Массу профи-контента снимают на MFT камеры типа Panasonic GH5 или Blackmagic Pocket. И у проф. DJI дронов тоже тушки на MFT прилеплены.
Да, есть путаница. Бывает. что пишут "VR180", ожидаешь что оно стереоскопическое, но иногда оказывается, что нет. Будто даже создатели контента не всегда понимают разницу. Вот как "360VR" в заголовке этой статьи. Причём здесь вообще VR? Ну причём? VR — это в первую очередь про СТЕРЕО, а не про сферические видосики, которые можно с равным успехом смотреть на любом экране телефона или компьютера.
нет — всё же стерео гонзо полусверичка сферичка и vr это разное — но их намешали в виар как порно:стерео — это двуглаз который не обязательный в vr тк во-все-сторону-гляжу можно любым планшетом с датчиками ориентирования в пространстве и боковыми ускорителями (яндексы со стрит вью на планше тоже интересно смотреть) … также стерео это любое разбрасывание реального стерео-контента хоть аннимированым в два кадра гифомгонзо это просто направленный видос подражающий твоему зрению … хотя гонзо изначально на теле или оружие цеплялся камерой — вообще до шлемов я не понимал гонзо хотя первый раз (игровой) шлем 26лет назад пробовалполусферичка почти любой особо выгнутый ширик или рыбий глаз как на носимых по типу гонзо камерах ms (были такие три поколения датчиками фото-регистраторов за 400фунтов) — хотя полусферичка это именно полусфера-шот и в обе стороны шот уже сфера — это вот виар уже тк даже в шлеме можно без стерео смотретьсферичка с пвседо режимами когда смарт в обе стороны пишет сливая вблог-кусок в кривую сферу — хотя идеальная пишется минимум четырьмя камерамиvr — более менее честный это древний компьютерный который как-раз во всех этих игровых шлемах тк там конкретно под положение твоих матриц на глаза идёт два рендера … это стерео пытаются передать стерео-сферичками и стерео-гонзо но чаще под ними продают расчётные псведо-стерео из моно-сферички/180 а там и без этого на фокусировки куча искажений…мы про одно и тоже будем спорить + был чел который привязывал айфон на шнур да врощал вокруг себя в максимальном fps прыгая при этом на лыжах разные трюки чтобы потом из видео-потока собрать самые трудно-снимаемые фокусы да вот я подумал что прилепи смарт/камеру к лопасти потолочного вентилятора да пусть провиснув крутится вокруг тебя а потом из него даже стерео-вокруг видео можно сделать да это будет круче 360 правда надо фото-поток как сейчас снимают флагманусы иначе видос помажет сильно…vr во внутрению 360 панораму легче снять стерео чем наружнию особенно в видео особеннл темт камерами что многофокусят — но вот подать на видео-терминал для стерео-шлема поток тоже сложности и фактически надо подовать оба где первый реально-двуглаз а второй-расчётный тогда vr-видео будет почти реал-гонзо