10 повседневных вещей, которых не было в 2000 году

Приветствую! 2000 год до сих пор ощущается как рубежный, хотя на самом деле прошла уже четверть века с момента его наступления. В ХХ веке он воспринимался как фантастика, время, когда наступит будущее и люди будут жить совсем с другими технологиями и пользоваться другими устройствами. Однако картины мира будущего 2000 года, нарисованные во времена, когда компьютеры занимали машинные залы, справедливо оказались слишком фантастическими. Но это мы можем сказать сейчас, живя в 2024 году. А даже в самом конце 1990-х мир и его восприятие большинством людей были совершенно иными. Например, проблема Y2K будоражила специалистов, но для большинства простых обывателей была не более осознаваемой, чем опасения астрономов в связи с увеличением количества спутников. Теперь же представьте на минутку, какой ужас и паника охватили бы современное общество, если бы в соцсетях вдруг появилось сообщение о том, что никто не может гарантировать, что электронные устройства в 00 часов 00 минут первого дня следующего года не сойдут с ума и не перестанут работать. И сообщение исходило бы не от каких-то блогеров, а от представителей Google и Apple.

С позиции послезнания можно понять, что переход из одного тысячелетия в другое (не надо напоминать, что хронологически оно случилось годом позже, круглая дата с множеством нулей выглядела привлекательнее, и в массовом сознании именно «нулевой» год стал сменой эпох), не заставил будущее наступить. Хотите поспорить? Вот десять вещей и явлений, окружающих нас и построенных на технологиях, которых тогда либо не существовало вовсе, либо их зачаточное состояние не позволяло считать их сколь-либо массовыми и повседневными.

Table of Contents

Социальные сети

В 2000 году, чтобы показать друзьям фотографии из поездки, вам потребовалось бы собрать вечеринку, лично уведомив каждого гостя письмом, телефонным звонком или встретив его заранее. Ваше краткое резюме по поводу политического события, прочитанной книги или вкусного завтрака не было бы прочитано ни одним китайцем, американцем или французом, даже если бы вы написали его на всех знакомых им языках. Если бы вам захотелось найти людей, которые собираются посетить тот же концерт, что и вы, вам бы понадобилась помощь спецслужб. А работа по поиску выпускников того же вуза или школы заняла бы годы напряженного труда оперативных работников даже самых могучих из них. Если бы вообще дала результат, сравнимый с тем, который может получить любой пользователь «ВКонтакте» или «Одноклассников». И нет, ни один писатель-фантаст не предсказал, что громадные серверы и чудовищно дорогие оптоволоконные линии связи будут загружены передачей сообщений, написанных языком Эллочки-людоедки, фотографий детей, котов, еды, ограниченно смешных изображений и прочей информации, большая часть которой не имеет никакого значения для 99% получивших этот «контент».

В 2000-м существовали электронные доски объявлений, отдельные социальные порталы, объединяющие людей по какому-то признаку, тематические форумы, средства упрощения электронной переписки и т.п. Но все они еще не были новым шагом в развитии, а представляли собой веб-версию ранее существовавших явлений. Наверное, кто-то смог бы вообразить, что до web 2.0 остается пара-тройка лет, но вот, откатившись из 2024-го в 2000-й, вы обнаружили бы, что интернет-сообщество совершенно не то. Сетевое взаимодействие между людьми как основной способ общения — это после 2003 года для англоязычной аудитории и еще на 3-4 года позже для русскоязычной.

Беспроводной интернет

Не сказать, что в 2000 году совсем уж не существовало такой вещи, как беспроводная передача данных. Однако в то время даже большая часть проводных интернет-соединений осуществлялась посредством телефонных линий и Dial-Up, так что быстрое и действительно беспроводное соединение оставалось делом будущего. Если сейчас, увидев на экране телефона сообщение о том, что единственное доступное соединение осуществляется в формате GPRS, вы понимаете, что связь с глобальной сетью фактически отсутствует, то в 2000 году вам еще пришлось бы поискать устройство, которое поддерживает такой новомодный и быстрый стандарт. UMTS существовал в виде коммерческих прототипов, для которых не было устройств вовсе, WCDMA под именем FOMA использовался у NTT DoCoMo только для сотрудников, CDMA2000 в формате 1X EV-DO, оптимизированном для передачи данных, также только добрался до полевых испытаний, но не до коммерческих клиентов. В общем, никакого интернета на ходу у вас бы не оказалось. Разве что дома. Вот Wi-Fi в 2000-м уже существовал. Правда, и это было доступно лишь избранным. Единственный массовый коммерческий лэптоп с поддержкой этого стандарта в том году — iBook от Apple, причем в новейшей на тот момент версии. Я не смог найти данные о продажах iBook G3 с Wi-Fi, но общая доля компании на рынке ПК в США составляла около 2%. В общем, беспроводной интернет на тот момент хотя и не фантастика, но никак не повседневное и массовое явление. И уж точно не то, чем он является в 2024-м.

Стриминговые сервисы

В то далекое от нас время, чтобы послушать музыку или посмотреть фильм, вы должны были приобрести носитель информации, иначе вы были бы ограничены в том, когда и что будете смотреть и слушать: эфиры и концерты не проводят по желанию одного-единственного потребителя. Исключения из этого правила в 2000-м году были примерно столь же частыми, как снегопады на Аравийском полуострове. Кассета, CD или DVD — основной на тот момент вариант хранения и передачи аудио- и видеоконтента для личного пользования. Впрочем, случись вам быть благородным флибустьером, которому плевать на права интеллектуальной собственности (знаменитое в свое время дело Metallica против Napster – это как раз 2000 год), вам все равно требовалось скачать на свой носитель аудио- или видеофайл. Впрочем, если вспомнить предыдущий пункт, то станет понятно, что даже такой вариант для большинства был недоступен из-за слишком медленного интернета. Так что в 2000 году никакого стриминга. Подкасты в то время назывались авторскими радиопередачами, книги в эфире зачитывали профессиональные актеры, а видеоблогеров вообще еще не придумали. Ничего похожего на Spotify не было даже в проекте, компания Netflix занималась сдачей DVD в аренду и не мечтала о том, чтобы тратить миллиарды на собственные проекты сериалов, которые будут конкурировать по популярности с голливудскими блокбастерами.

GPS-навигация

Если в 2024 году проводят исследования о том, насколько постоянное использование GPS-навигатора ухудшает когнитивные способности человека, то в 2000-м подобная проблема вряд ли грозила хоть кому-то в мире. Просто по той причине, что GPS-навигация без ограничений была доступна военным и профессиональным штурманам, управляющим кораблями и самолетами. С ограничениями ее могли применять туристы, правда, при условии, что это очень богатые туристы, ведь для ориентации и использования электронных карт вам требовалось специальное и недешевое устройство. Кстати, для многих регионов таких карт вообще не существовало, а уж о том, чтобы на них была актуальная дорожная обстановка, и речи не шло. Хорошо, если это не была оцифровка старой военной карты и городская застройка была показана с отставанием не более чем на год-другой. Разумеется, бесплатные карты при этом практически полностью отсутствовали, так что курьер «Яндекс.Еды» (также не существовавшей в то время) вынужден был бы покупать бумажный атлас, а замечательные нынешние градостроительные идеи по убиранию большинства указателей в городах привели бы к транспортному коллапсу. Впрочем, если мы говорим о GPS-навигации, то именно 2000 год стал знаковым, поскольку как раз в мае 2000 года Билл Клинтон снял искусственное загрубление передаваемой на гражданские устройства информации, что позволило начать внедрение гражданских навигаторов как действительно точных гаджетов. Однако до массового использования навигационных сервисов на повседневной основе любым пешеходом оставались еще годы.

Бесконтактные платежи

В старой фантастике почти сумели угадать с тем, как будут выглядеть электронные платежи современности. Может, не с точностью в деталях, но фактически мы говорим личному электронному ассистенту списать с нашего счета нужную сумму. Или легким касанием картой терминала осуществляем транзакцию. Но в 2000 году это было возможно только на страницах книг и экранах. Реальные платежи осуществлялись банковскими переводами, чеками, наличными и банковскими картами. В любом случае вам требовалось физическое взаимодействие. А представить себе работающую систему переводов по принципам СБП вообще вряд ли кто-то мог. Пишущий код на COBOL программист, скорее всего, сказал бы вам, что этого не будет, потому что не будет никогда. Впрочем, это как раз та история, когда реальность опровергает самые смелые предположения фантастов. Судите сами. Построить скоростную платную трассу между Москвой и Санкт-Петербургом можно было, имея технологии середины ХХ века. Однако М-11 еще не была достроена, но на обочине М-10 уже можно было расплатиться банковской картой, покупая у деревенской бабушки овощи с огорода. Человечество никак не добьется устойчивых посадок на Луну, но, отсканировав QR-код, вы можете оставить чаевые официанту. У обитателя далекой-далекой галактики или мрачного мира далекого будущего монет в повседневности больше, чем вы держали купюр за последний год. А в 2000 году в России обладателей всех видов пластиковых карт (без RFID и NFC, разумеется) было 2,5 миллиона. И даже если мы возьмем развитые страны, то обнаружим, что далеко не всякий банк в это время вообще предлагал хоть какие-то карты, не говоря уж о том, что комиссия в 2-3% за обслуживание считалась нормой.

Искусственный интеллект

Слово «нейросеть» теперь несется из каждого утюга, а сам утюг вполне может использовать алгоритмы искусственного интеллекта. Может, это не так заметно, но в повседневном быту нейросети успели плотно нас окружить, пусть их работа и не бросается в глаза так же, как творчество их генеративных собратьев. Что из этого уже существовало в 2000 году? Да, в общем-то, ничего, кроме фантазий писателей и режиссеров. То есть вот совсем ничего. Генеративный ИИ отсутствует как таковой, для него уже есть математический аппарат, но нет ни одной действующей модели. Есть действующие модели сверточных нейронных сетей, максимальным достижением которых является способность распознавать рукописные цифры, вписанные в квадрат 32 на 32 пикселя. Впрочем, практическое применение не находят и они, потому как сканы такого разрешения даже для 2000 года оказываются неактуальными, а большее разрешение требует большего количества слоев, для чего нужны другие вычислительные мощности, которых нет. В общем, мы, может быть, и далеки от настоящего ИИ, но в 2000-м даже современный уровень обучающихся алгоритмов был абсолютно недостижимой фантастикой.

Смартфоны

А теперь — сумма всех предыдущих пунктов. В 2000 году нет смартфона в том виде, в котором мы привыкли. Да, есть коммуникатор Nokia 9110i, и в Ericsson уже придумали слово «смартфон». Уже даже существует Symbian OS 6.0, первая открытая ОС для коммуникаторов, но Nokia 9220, который в первом приближении можно считать функционально сходным с современными смартфонами, выйдет только в 2001 году. Без социальных сетей, банковских приложений и платежей, без возможности хранить и передавать значительные объемы информации, без фотокамеры, без встроенного навигатора это узкоспециализированное бизнес-устройство. Даже до того гадкого утенка, которым был первый iPhone, остается семь лет, в течение которых рынок будет метаться без признаков того, чем в итоге наш карманный компьютер-коммуникатор станет в 2010-е. А в 2000-м, с точки зрения 2024 года, функционал Nokia 9110 отличается от смартфона как бы не сильнее, чем она сама — от аппарата, которым пользовался еще Грэхем Белл.

Самоуправляющиеся и электрические автомобили

Закончив с вещами и явлениями, с которыми любой обитатель 2024 года обязательно сталкивается не один раз в день, переходим к тому, что, несмотря на массовое распространение, все же не является неотъемлемой частью жизни. Но и давно перестало вызывать вау-эффект, несколько лет как перешагнув грань между фронтиром технологий и обыденностью. В самом деле, Tesla на дороге встретить сложнее, чем «жигули», но попробуйте вспомнить, сколько за последний год вы видели «запорожец» или советский «москвич», а сколько раз — один из электромобилей? То-то и оно. Может, «электрички» и не завоюют себе весь рынок частных автомобилей, но в том, что они будут составлять его существенную часть, уже никто не сомневается. Как и в том, что обычные троллейбусы даже на периферии вытесняются электробусами или своими собратьями с батареей, позволяющей проезжать десятки километров. Да, самоуправляющиеся автомобили пока не стали реальностью везде и всюду, но посмотрите на то, что теперь является обязательным условием «богатого оснащения» даже в бюджетном классе: контроль полосы, чтение дорожных знаков, контроль слепых зон, предупреждение столкновения. А если подняться классом выше, то и самостоятельная парковка автомобиля будет так же распространена, как парктроники в 2000-м. Все это в тот момент было только в фантастике, год событий в которой все дальше отодвигался ко второй половине XXI века.

Умный дом

Не у всякого жителя города 2024 года есть хотя бы одно устройство умного дома. В 2000-м уже использовались системы автоматизации домашнего быта, но именно умного дома в последний год ХХ века еще не существовало. Т.е. у вас мог быть радио- или ИК-пульт, которым вы дистанционно управляли электроприборами в своем доме. Но, во-первых, они не собирались ни в какую систему и требовали именно специализированного пульта, во-вторых, для управления нужно было физическое присутствие в доме, а то и в конкретной комнате. Никакого управления голосом, заданного расписания и алгоритмов последовательности. Не говоря уж о том, какое количество пользователей было у систем автоматизации управления домашним бытом. Разумеется, не существовало и автономных приборов типа роботов-пылесосов, роботов-газонокосилок и центра управления с искусственным интеллектом. Телевизор был телевизором, радиоприемник – радиоприемником, и заставить их как-то взаимодействовать друг с другом вы не могли. Кто-то и сейчас обходится без этих возможностей. Но даже он не будет удивлен, если более продвинутый коллега или знакомый вдруг скажет, что дом сообщает ему о подозрительном человеке, который крутится у входной двери. В 2000-м это выглядело бы не более правдоподобным, чем сообщение о том, что он не ваш коллега, а робот из будущего или инопланетянин. Но, скорее всего, вы просто посчитали бы, что он сошел с ума.

AR и VR

И напоследок – о технологиях, которые пока не стали повседневностью, но демонстрируют то, насколько поменялся мир за прошедшую четверть века именно в плане восприятия гаджетов будущего. Случись компании Apple выпустить Vision Pro со всем ворохом проблем и недостатков, за которые гарнитура справедливо критикуется сейчас, но в 2000 году, это был бы неслыханный прорыв, а головокружение, покраснение глаз и «большой вес» воспринимались бы как мелочи, на которые вообще не стоит обращать внимание. И даже стоимость в три с лишним тысячи долларов не подвергалась бы критике. Всего в два раза дороже ноутбука iBook. Возьмите мои деньги! Но в 2000 году гарнитура виртуальной реальности или очки дополненной реальности были повседневностью только для героев аниме. И вот тут-то японские мультипликаторы 1990-х угадали, поместив войны с участием операторов fpv-дронов в первые десятилетия XXI века. Однако кто при просмотре Ghost in the Shell поверил бы в то, что спустя пару десятилетий VR-шлем с куда более аккуратным дизайном будет продаваться в магазине? Как раз начиналась эпоха разочарования, когда вместо предсказанного фантастами космического футуризма вам предлагали новую модель микроволновой печи, которая могла не больше, чем предыдущая, если не считать за прогресс добавление третьего десятка настроек «время-мощность», продающихся под видом «новый режим приготовления лангуста по-омански». Новые устройства стоили космически дорого, мобильные версии практически во всем на порядок уступали стационарным, так что истинное наступление киберпанка в представлениях обывателя отодвигалось все дальше к концу XXI века. Но история сделала очередной непредсказанный рывок, который и оценить-то получается уже только ретроспективно.

Редакция Mobile-Review благодарит генеративный интеллект за подготовленные иллюстрации и предлагает читателям угадать, использовались ли другие футуристические технологии при подготовке данного материала.

[email protected]
наверх