Биеннале “Искусство будущего” — технологии в призме современного искусства

Привет.

В России огромное число музеев, казалось, что это наследие советского прошлого невозможно изменить и переиначить на современный лад. Но постепенно музеи меняются, с каждым годом учатся все лучше и лучше показывать товар лицом. Выставка превращается в культурное событие, когда люди стремятся туда попасть любой ценой. В этом сезоне в Новой Третьяковке идет выставка Врубеля, изумительная по подбору материалов и картин. В нашей стране неожиданно научились создавать из выставок своего рода перформанс, делать их интересными.

Современное искусство зачастую зрителю непонятно, в нем сложно разобраться без пол-литра, да и описание работы часто не помогает, а только еще больше усложняет ситуацию. То ли ты такой дурак, что не можешь оценить что-то этакое, то ли художник издевается над зрителем. Каждый раз, рассматривая работы наших современников, вспоминаю “Фонтан” от Дюшана, который стал знаковой работой почти сто лет назад и вошел во все учебники истории. Есть возможность просмотреть за обыденным то, что потомками будет трактоваться как заявление эпохи. Великое видится на расстоянии, а глядя на работы на дистанции вытянутой руки, не понимаешь, что они таковы.

Уверен, что вам, также как и мне, интересны технологии, отсюда неподдельный интерес к работам современных художников, где эти технологии находят применение. В Москве в конце декабря открылась первая международная биеннале “Искусство будущего”, где представлены работы наших современников, в которых они так или иначе задействуют математику, технологические изыски нашего времени и другие находки, которые перекладывают на язык искусства. Должен признаться, что московский Мультимедиа Арт Музей, где проходит биеннале, у меня вызывает смешанные чувства, часто посещаю из-за близости к дому, но часто остаюсь разочарованным выставками и выбором кураторов. Полная противоположность Эрарте в Петербурге, откуда всегда выходишь с новыми мыслями и эмоциями. Опасался, что вновь случится разочарование, тем интереснее оказалось то, что увидел. На семи этажах собрали очень широкий срез того, что можно обозначить как различные направления в цифровых работах и искусстве, которое задействует технологии. Есть работы как уже известных художников, так и наших соотечественников, которые пока не снискали широкой славы у публики. До начала апреля выставку можно будет посмотреть в Москве, затем многие работы начнут путешествовать по российским городам. Но цельное впечатление можно получить только на биеннале, и это стоит того, чтобы запланировать посещение.

Описывать все работы бессмысленно, да и не нужно. Чтобы передать ощущение как от увиденного, так и от искусства, которое можно назвать будущим, опишу некоторые из них. В материале невозможно охватить все работы, размещенные на семи этажах музея, поэтому не обессудьте, что пропустил что-то. Сразу поделюсь эмоцией, многие работы хороши, заряжены идеями, и это отличный показатель того, что “Искусство будущего”, которое проводится впервые, получит продолжение и даже, скорее всего, разрастется. Очень живо, ярко и эмоционально.

На первом этаже, пока вы раздеваетесь или сидите в кафе, на всю стену мелькают картинки NASA с телескопа “Хаббл”, МКС и марсианской миссии. Настоящие фотографии NASA без какой-либо обработки показываются сериями, алгоритм художника Рефика Анадола анализирует изображения и превращает их в живую картинку, подбирая по цвету, расположению. Живое полотно завораживает, кружится голова, и этого эффекта явно добивались, работа называется “Туннель данных” (2020-2021), в нее словно проваливаешься, как в кроличью нору.

Интернет, базы данных, доступные каждому, но зачастую не нужные широкой публике, изменили наш мир. На кончиках пальцев у вас почти вся информация мира, но в отсутствие интереса она бесполезна, это мертвый груз, лежащий где-то в цифровых тайниках. Британский художник Stanza осмыслил этот момент в виде скульптуры, она называется “Читатель” (2015). Отсканировал себя и создал фигуру человека, по поверхности которого рассыпаны экранчики, где произвольно отображаются тексты из Британской библиотеки. Очень хорошо подмеченная метафора нашего мира, мы бесконечно богаты, но не замечаем этого.

Самое время нырнуть в лифт и подняться на седьмой этаж, чтобы постепенно спускаться обратно, рассматривая предложенные работы. Неоновые строчки написаны нейросетью «Яндекса», на их фоне фотографируются девушки, неон всегда смотрится выигрышно в Instagram.

Темные залы, нужно отодвигать портьеры, чтобы попасть внутрь. На большом экране показывается компьютерная игрушка, созданная шанхайской художницей Лу Ян, “Великое приключение материального мира” (2019). Работа выглядит как копия привычных игр, если не всматриваться в заложенные пасхалки, — оружие точно скопировано с предметов, используемых в буддизме и несущих иной смысл, картинка повествования насыщена предметами массовой культуры. Погрузиться в этот мир, ироничный и играющий с вами, одно удовольствие. С другой стороны, человек поверхностный останется неудовлетворенным и скажет, что игрушка слаба, видели мы на PS и XBox и получше графику! Хотя тут дело вовсе не в графике, а в смысловом наполнении.

Художники такие же люди, особенно если их посадить на самоизоляцию. Паруйр Давтян изолировался в своей мастерской, где единственным собеседником была колонка с Алисой. Не знаю, кто так проклял художника, но результатом стала работа “Грибной фонтан и небесная чаша”. На переднем плане вы видите тот самый грибной фонтан, а Алиса — это грибница, что устремлена в небеса. Запутанно? Не то слово. И главное, тут нет какой-либо красоты идеи или замысла.

На заднем плане развиваются микроорганизмы, но на самом деле это криптовалюты, в видео показывается анализ разных параметров — их курса, упоминаний в медиа и так далее. Довольно типичное искусство в цифровом мире, художники часто берут некий объем данных, которые пытаются переложить в картинку или видео.

Генеративное искусство отличает то, что оно постоянно создает текучие образы и те хорошо видны в экранах, переменчивы и в чем-то завораживающи. Мексиканец Рафаэль Лозано-Хеммер представлен работой “Рекуррентный Санчес” (2018). На вертикальном экране плывут буквы, они собираются в слова и предложения, можно их даже не читать, настолько это одурманивающее, медитативное действие. Тексты взяты из работы “Почему ничего нельзя знать” португальского философа и врача Франциско Санчеса. Идея в рекурсии, которая показывается на экране, она повторяет смысл трактата Санчеса: ничто не может быть известным до конца, потому что мы не можем знать причины причин, а также их причины.

Обожаю кинетические скульптуры, хотя скорее их можно назвать картинами. Работу “Фрагменты” (2016) от Random International видел несколько раз, это набор зеркал, что меняют угол расположения, и отражение человека меняется, плывет перед глазами. Щелчки, которые издают зеркала при смене положения, дополняют ощущение уплывающей перспективы. Отличная работа, которая неизменно пользуется популярностью.

Искусство должно иметь элемент шоу, развлекать. Поэтому фигурки людей, плывущих на большом экране, отлично ложатся на тени людей, превращают все в фантасмагорию. И это очень интересно.

Ряд компьютеров, сверху мониторы и строчки, словно из “Матрицы”, той, самой первой — перед вами работа Валентина Фетисова. Программа, которую он написал, следит за тем, как часто его друзья выходят в Facebook, сколько времени в нем проводят. В самом Facebook такой информацией ни с кем не делятся, но из доступных данных все это можно добыть. Производит впечатление то, что первое имя, которое вижу на экране, мое! Работа называется “Будь моим другом” (2021).

Дмитрий Морозов создал “::VTOL:.”, это кинетическая работа, черпает данные онлайн о молниях, и далее одна из 12 лап инсталляции дает разряд, получается вспышка. Бьет по мозгам, но любопытно.

В одном из залов “фотографии” из серии работ “Жилище будущего” (2021). Огромные постеры, на которых изображено то ли метро, то ли что-то иное. Яркие, можно рассматривать детали, а можно просто выхватить всю картинку разом. Творческая группа Ольги Мичи. Что-то есть в этих картинках.

На старости лет подамся в искусство, примерно как это сделал Эд Форниелес (он довольно молод!), уйдя из аналитиков данных в художники. Он создал персонажа “Финилиара” (2019), смешной герой анализирует данные на рынке цифрового искусства и в зависимости от происходящего радуется или грустит. Сборный индикатор для тех, кто не хочет разбираться в деталях. При всей своей незадачливости это отличная придумка, имеющая практический смысл. Смесь искусства и реальных потребностей.

Гуляя по залам, подспудно ждал встречи с NFT в каком-либо проявлении, накаркал! Филип Колберт предоставил свое видео “Лобстер в Гугенхайме” (2021), где гигантское ракообразное разносит здание на Музейной миле в Нью-Йорке. Традиции поп-арта в современном, ярком прочтении. Что-то от графики Роя Лихтенштейна, но только без точек офсета.

Интересно, мое видео разрушает цифровую природу NFT? Или оригинал дороже жалкой копии?

Без игровой индустрии не обошлось, проект Type 1.5.11 (2020) Максима Змеева — это фотографии, сделанные внутри виртуального мира игры Fallout 76. Игроки могли создавать свои здания, а автор разделил их на социальные классы, затем сфотографировал внутри игры здания и представил работы на наш суд. Крутая идея и отличная реализация. Виртуальные миры стали визуализацией внутреннего мира каждого человека, кто играл в ту самую игрушку, во всяком случае, такая метафора напрашивается сама собой.

Вокруг игр сделали многое, например, видеоинсталляции, где кто-то смотрит новости на ТВ, но в качестве иллюстрации происходящего идет видео из игрушек. Работа “Новости” (2021) Павла Чекулаева.

В большой коробке, опутанной проводами, 33 кнопки и подписаны слова, это представление Евангелия от Матфея из Нового Завета. Художник Анна Толкачева выделила иерархию слов этого текста, и вы можете, последовательно нажимая кнопки, прослушать его весь. А можете не услышать, если не знаете его. Одним словом, очень интересная работа, которая показывает частотный анализ слов в тексте, представляет его в другом виде. И это обычный алгоритм, что используется в разных системах сегодняшнего дня.

В полном восторге от следующих залов, выделю работу Даниэля Каногара “Измельчитель” (2021). На большом экране — словно нарезка шредера, в который попадают какие-то документы. Алгоритм ищет NFT-работы, связанные с искусством, которые выставляют онлайн и продают, выбирает их картинки и формирует лист полотна, он каждый раз отличается. Но это не просто измельчитель, он же и ткацкий станок бытия. Словно змея, поглощающая свой хвост, чтобы начать все сначала.

Дальше работа от teamLab, видел ее до того — “Жизнь и увядание в текущий момент вечности II” (2019). В зависимости от города и его часового пояса изображение на экране меняется, но всегда это цветы, что расцветают и потом увядают. Медиативное полотно, можно сидеть часами.

София Креспо живет в Берлине, а сама она из Аргентины. Она использует нейросети, чтобы из нескольких изображений формировать причудливой формы картины. Иногда в них можно узнать исходные предметы или животных. Ярко и необычно.

Аристарх Чернышев показывает компьютерную графику “Сверхпотребитель” (2019), человек в очках виртуальной реальности обвешан модными вещами и шагает в никуда. Довольно броская работа, есть еще возможность загрузить фильтр для Instagram (вместо головы будет куча мусора), но у меня он почему-то не зафурычил.

Гадание в нашем мире можно автоматизировать. Например, поставить в колокол камеру, она сканирует папиллярный узор ладони и совмещает с картой звездного неба, на экране вам выдают названия звезд, которые “нашли” на вашей ладони. Работа 2020 года от Анастасии Крохалевой и Дениса Перевалова.

От Анастасии Крохалевой тут же стоит “Метаморф”, это два терменвокса, которые управляют ферромагнитной жидкостью, вы управляете рисунком на ее поверхности. Забавная штука.

“Любопытный таутофон” (2017), еще одна медитативная работа, она, откровенно говоря, хороша, авторы — Катрин Хохшу и Адам Донован.

На этом остановлюсь, чтобы у вас остался простор для фантазии и вы смогли посмотреть работы биеннале без моих мыслей, которые выступают как загрязняющая примесь, возможно, вы увидите в них что-то иное. За кадром осталось многое, например, анимационные картины, которые сопряжены со звуками, с научной точки зрения влияющими на рост растений. Создание художественных полотен для растений — это кажется безумным, но только на первый взгляд. И вот таких находок предостаточно, биеннале однозначно заслуживает посещения и удалась на славу. Много идей, мыслей, интересных работ. Так что мой совет вам — сходить и посмотреть.

[email protected]
наверх