Всем привет.
Сегодня предлагаю обсудить три темы: есть ли смысл в стратегии Цукерберга, должны ли компании в России перейти на отечественное ПО, а напоследок порадуемся за «Яндекс» с его новой «Алисой AI».
Table of Contents
- Копаем, потому что копаем!
- Идея: обязать коммерческие компании перейти с иностранного ПО на отечественное
- Новая «Алиса AI»
Копаем, потому что копаем!
На рынке началась пора отчетности. Apple, Microsoft, Meta* и прочие технологические компании рассказывают о своих планах и стремлениях. Так, Apple поделилась, что в ближайшие 4 года инвестирует 600 млрд долларов в экономику США, открыв Apple Manufacturing Academy в Детройте и построив новую фабрику в Хьюстоне. Вероятно, Тиму Куку подобные инновации не по душе, но если президент — Дональд Трамп, то иначе не выскажешься. В остальном все было скучно. Даже на вопрос о том, как дела у iPhone в Китае, Тим Кук радостно прощебетал, что, мол, только-только вернулся из Китая и там все «невероятно ярко и динамично» и он «не может быть ещё более доволен от того», как обстоят дела на китайском рынке.
Но, пожалуй, самой горячей темой на всех конференс-колах были вопросы про AI. Все компании, включая Apple, сказали, что активно вкладываются в развитие искусственного интеллекта. И, по-моему, наиболее показателен был отчет Meta* (террористическая и экстремистская организация). Марк Цукерберг, в частности, сказал:
Сейчас существует целый ряд прогнозов относительно того, когда, по мнению людей, мы достигнем уровня сверхинтеллекта. Некоторые считают, что это произойдет через несколько лет, другие полагают, что через 5, 7 или более лет. Я считаю, что правильной стратегией является активное наращивание мощностей, чтобы мы были готовы к самым оптимистичным сценариям. Таким образом, если сверхинтеллект появится раньше, мы будем в идеальном положении для смены парадигмы поколения и получения многих больших возможностей. Если это займет больше времени, то мы будем использовать дополнительные вычислительные мощности для ускорения нашего основного бизнеса, который по-прежнему может выгодно использовать гораздо больше вычислительных мощностей, чем мы могли бы на него направить.
Если говорить простыми словами, то Цукерберг сказал: «У нас нет идей, четких планов, стратегий, просто нам сказали, что потенциальное золото в той стороне, поэтому мы копаем». Я раза три перечитал этот пассаж и даже на всякий случай воспользовался переводчиком, потому что удивительно слышать такие вещи. Логично, что я оказался не одинок. На Q&A (часть, где аналитики задают вопросы), кажется, все только про это и спрашивали. И подробности были не менее впечатляющими. Так, финдир Meta* Сюзан Ли прямо сказала, что компания находится в самом начале пути и траты на AI будут только расти, при этом дивидендов от этих инвестиций они получать не планируют (то есть Цукерберг уверен, что рано или поздно они будут, но в бюджет эта уверенность не заложена). Эта история очень напоминает сюжет из мультика «Южный парк», где был план в три шага: собираем трусы – пункт номер два – купаемся в прибыли.

С другой стороны, Цукерберга и прочих можно понять. Нейросети — это самое значимое изобретение со времен смартфонов. Многие компании интересуются ИИ, думают, как он может трансформировать их бизнес. В крупных компаниях идут сокращения по мере того, как ИИ повышает продуктивность сотрудников. Посмотрим, что будет в будущем. Но мне кажется, что в какой-то момент государства по всему миру, видя рост безработицы среди представителей среднего класса, проявят политическую волю и ограничат использование ИИ.
Идея: обязать коммерческие компании перейти с иностранного ПО на отечественное
Депутат Антон Горелкин рассказал, что в Госдуме изучают вопрос о переводе коммерческих компаний на отечественное ПО. Напомню, что сейчас отечественным софтом обязаны пользоваться государственные компании, чиновники и компании с госучастием, а также компании критически важной информационной инфраструктуры. А под «коммерческими компаниями» подразумевается, что вообще любой бизнес будет обязан пользоваться отечественным ПО.
Сразу скажу, что все это планы и идеи, которые пока что досконально не проработаны. Скорее, господин Горелкин просто вентилирует с целью посмотреть на обратную реакцию.
У меня реакция неоднозначная. С одной стороны, сейчас выбор отечественного софта — это в первую очередь про патриотизм, а потом уже про продуктивность, комфорт и прочее. При этом как пользователю мне кажется, что разработчики мой патриотизм не ценят.
Например, чтобы следить за развитием российского офисного пакета «Мой Офис», я покупаю годовую лицензию. Когда мне присылают ноутбук на тест, я ставлю на него «Мой Офис» и тестирую. Впервые мы делали обзор офисного пакета в 2021 году. С тех пор примерно раз в год я пишу, что в текстовом редакторе так и не появилась функция подсчета символов. А мне по-прежнему она нужна. Например, на разных платформах заголовок статьи может быть ограничен по числу символов, или требуется написать обзор ровно на 600 слов. Самое забавное, что за эти годы «Блокнот» в Windows научился считать символы, а «Мой Офис» нет.

Ужасно хочется поспекулировать, что неспешное развитие «Мой Офис» связано с тем, что благодаря законам у компании появился рынок, огороженный от конкурентов. При этом удивительно, но «Мой Офис» умудряется быть убыточной. Этой весной были новости, что «Мой Офис» уволил всех топ-менеджеров, а сама компания получила убыток 5.2 млрд рублей в 2024 году.
В этом беда текущего механизма протекционизма. Он дает возможность разработчикам сделать продукт минимально допустимого качества, который все равно купят, потому что нет выбора.
Как показывает «мировой опыт», бороться с монополиями американских компаний можно при условии, что создается востребованный продукт. Например, долгое время крупные компании игнорировали потребности владельцев смартфонов в редактировании фото и видео. Особенно остро проблема стала после появления TikTok. Спустя год, в 2020 году, появился CapCut. Это видеоредактор с подписочной моделью, с помощью которого можно делать очень и очень продвинутый видео- и фотомонтаж. Сегодня CapCut — это стандарт, который копируют другие.
С другой стороны, обязательство для коммерческих компаний использовать отечественное ПО радостно тем, что у отечественных разработчиков появится стимул писать программы. Ведь сейчас требуется недюжинная мотивация, чтобы попытаться конкурировать с Microsoft, Google или Adobe.
Плюс считаю, что нам нужны собственные разработки, чтобы использовать их в качестве резервных вариантов. Если бы в 2014 году не появились «НСПК» и «Мир», после ухода Visa и Mastercard в 2022 году произошел бы мини-коллапс. Так что собственные офисные пакеты и графические редакторы стране нужны.
Но при этом важно найти баланс, потому что только благодаря конкуренции повышается качество и появляются новые функции. А если качество отечественного софта останется на том же уровне, то обязаловка приведет лишь к тому, что компании для отчетности купят несколько лицензий, пока все сотрудники по-прежнему продолжают пользоваться более удобными и привычными аналогами. И инициатива превратится в очередной дополнительный налог на бизнес, а все деньги будут распределять между несколькими особо приближенными компаниями.
Новая «Алиса AI»
28 октября «Яндекс» показал новую версию Yandex GPT, которую переименовали в «Алису AI». «Алиса AI» — это комбинация моделей. Она умеет генерировать текст, изображения, а также скоро станет полноценным агентом.

Презентация любопытная, но к ней есть вопросы. Начинается с того, что ведущий предлагает по душам общаться с Алисой, чтобы она играла коуча-психолога. В качестве примера показывается вопрос, который, по словам ведущего, волнует многих — переезд (тут я приоткрыл рот)… в Питер (тут я рот закрыл и согласно кивнул! В последние годы по всей стране все только и говорят, что о переезде в Питер; недавно вот сам “Яндекс” разделился: одна половина осталась в Москве, а другая переехала в Питер). Тут мне не понравилось, что пока Сэм Альтман (OpenAI – ChatGPT) говорит, что ему не нравится, что люди используют ChatGPT в качестве психолога, и просит так не делать, в «Яндексе», наоборот, говорят: «Давай!»
Советоваться с нейросетью по личным вопросам плохо по двум причинам. Во-первых, хотя в эпоху соцсетей и кажется, что психологом может стать каждый, на самом деле на эту специальность учатся много лет. Во-вторых, тот же Сэм Альтман напоминает, что все ваши откровения утекают в общую базу данных. А эти данные могут быть проданы третьим лицам и использованы, чтобы показывать вам прицельную рекламу.
Следующим пунктом зрителям представили агентские возможности Алисы, рассказав, что она сможет подобрать и забронировать столик в ресторане. Сама по себе тема крутая, и рад, что она наконец-то появилась. Говорю «наконец-то», потому что 7 лет назад функция была представлена, а 6 лет назад начала полноценно работать в США у Google.
Также мне понравилось утверждение, что Алису теперь ещё лучше использовать для учебы. Она может простым языком объяснять сложные вещи. Ещё хочется похвалить, что Алиса в ответе приводит источники. Но вот к качеству источников у меня есть вопросы. Например, я задал вопрос про границы Вселенной. Алиса рассказала мне о трех теориях, информацию о которых она почерпнула из «Пикабу», «Дзена» и «ВК». Ну, это, конечно, очень уважаемые платформы (я сам в кандидатской ставил ссылки на группу «Любителей ароматизированной туалетной бумаги»), но все же.
Одна из главных новинок, которая появится позднее, это функция «Моя память». Идея очень классная: сгружать в Алису все свои дела, задания, мысли и планы, а она все это будет хранить, обрабатывать и напоминать.
На текущий момент политика конфиденциальности «Яндекса» утверждает, что «персональные данные не продаются рекламодателям или третьим лицам» и не используются для таргетированной рекламы. Но всегда есть риск, что в какой-то момент политика поменяется. Именно по этой причине производители компьютеров на презентациях рассказывают о скором пришествии персонализированных локальных нейросетей. Эти сети будут подсасывать информацию из Интернета, при этом вся личная информация о пользователе будет храниться на личном сервере пользователя.
Короче говоря, выводы простые:
- «Яндекс» — молодцы. Двигают Алису и нейросети вперед. Если Алиса научится ещё и ошибки в тексте искать, то вообще зашибись станет (сейчас ChatGPT лучше ищет канцеляризмы и опечатки, чем Алиса).
- Общаясь с нейросетью, представляйте, что вы разговариваете с товарищем, когда едете в лифте, заполненном другими людьми. То есть какие-то темы вы можете спокойно обсуждать в присутствии посторонних, а какие-то нет. В целом, такой «принцип лифта» подходит для всех нейросетей. Например, в лифте в другой стране можно разговаривать более вольготно, потому что иностранцы вас и не понимают, да и в целом им как-то пофиг на то, что происходит в другой стране.
Рассакажите, пользуетесь ли «Алисой AI» / Yandex GPT для профессиональных задач? Или, может, вам больше нравится GigaЧат?
*Компания Meta Platforms, в которую входят социальные сети Facebook, Instagram и Threads, признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.