Про лидеров рынка, Samsung и пирожные в «Севере-Метрополь»
Мы следим за рынком технологий, потому что там постоянно происходит что-то интересное: новые гаджеты, софт, концепты, стартапы и компании, постоянная борьба за место под солнцем. CEO хай-тек компаний давно стали полноценными селебрити, которых знают по всему миру. Новости технологический сектора превратились в своеобразный Tik-Tok для интеллектуалов.
Остальные рынки менее увлекательны. Например, исследовательская компания Euromonitor пишет, что в 2024 году в 32 странах мира, входящих в мониторинг, запустили 300 новых брендов напитков, а текущие линейки пополнились на 3 700 новых суббрендов. Как тут не вспомнить фразу Стива Джобса, когда он хэдхантил Джона Скалли, президента PepsiCo: «Вы хотите посвятить свою жизнь продажам сладкой воды или хотите пойти со мной и по-настоящему изменить мир?».
Кажется, технологии — это что-то другое, что абсолютно нельзя сравнивать с газировкой. В реальности же все рынки подчиняются одним и тем же экономическим и маркетинговым законам.
Например, крайне сложно побороть компанию, которая стала лидером рынка. Это хорошо видно на примере Samsung. Флагманы компании давно проигрывают китайским смартфонам в плане технологий. Samsung экономит: не внедряет быструю зарядку, вместо создания мощной системы охлаждения предпочитает просто урезать производительность чипсетов. Наиболее показательный пример для меня — это подход к работе с камерами. Так, Samsung в Galaxy S25 Ultra для телекамеры использует сенсоры Sony — IMX754 и IMX854. Для сравнения компания Vivo для своего смартфона Vivo X100 Ultra (вышел раньше S25 Ultra) купила новейший сенсор 200 МП ISOCELL HP9 у Samsung.
Все блогеры и обзорщики восхищаются качеством оптического зума на смартфонах Vivo X100 Ultra и Vivo X200 Ultra, но статистика продаж неумолима. Counterpoint Research поделилась данными для премиум-смартфонов (дороже 600 долларов) за первое полугодие 2025 года.

Люди, желающие Android, все равно идут и платят за Samsung, потому что это понятный и привычный продукт. И чтобы победить Samsung мало просто начать выпускать более технологичные и инновационные смартфоны.
Отчет Counterpoint я читал, пока стоял в длиннющей очереди в кондитерской «Север-Метрополь», что на Невском проспекте. Именно там, перед походом в театр захотели встретиться мои консервативные родственники. Я согласился, потому что лет 15 не был в «Севере», хотя в детстве любил эти кондитерские. Но по мере развития вкуса пирожные из «Севера» начали мне казаться дешевыми маргариновыми поделками. В итоге ничего не изменилось. За кусок «Наполеона» с меня взяли 741 рубль. Есть я это не смог. Ужасный жирный маргариновый вкус (что логично, в составе маргарин оказался на третьем месте). Один раз ковырнул вилкой и не стал есть. Однако вокруг все столики были заняты, а на всех четырех кассах были длиннющие очереди из желающих. В нескольких метрах от «Севера-Метрополь» находится «Пассаж», в котором есть кондитерская Ferma. Когда проходили через «Пассаж» до театра обратил внимание, что заведение было почти пустым. Хотя в заведении гораздо более вкусные и качественные пирожные. Тут достаточно сказать, что в составе «Наполеона» из Ferma на первом месте молоко, а маргарина нет вовсе. При этом Ferma оказывается ещё и дешевле. Кусок торта такого же веса стоил бы 617 рублей. Дополнительный плюс Ferma — это чуть более приятная локация: 1–2 этаж «Пассажа», большие окна. А «Север» находится на цокольном этаже.
И вот, получается, есть два заведения. В одном и вкуснее, и полезнее, и дешевле, но пусто. А в другом дороже и невкусно, зато битком. Причина в том, что «Север-Метрополь» с белыми медведями на логотипе — это общеизвестный питерский бренд, который не нуждается в представлении. Если посмотрите разные гиды по городу, то там нет рекомендаций непременно посетить «Север-Метрополь», но люди все равно идут.
Кажется, где смартфоны и где пирожные, а суть одинаковая. Несмотря на все проблемы и неурядицы лидеры рынка — Samsung, Intel, Apple, Microsoft, Сбер, Яндекс (продолжите список) — обладают огромным запасом прочности в силу того, что большинство потребителей аморфны.
Вольница закончилась: в рабстве у монополий
Чем сложнее обстановка, тем сильнее компании пытаются стреножить своих клиентов, чтобы ни одна монетка мимо не проплыла.
Так, в конце сентября Amazon провела ежегодное мероприятие, на котором представила охапку новых гаджетов. Показали множество читалок, колонок и камер, но я выделил два момента.
Во-первых, начнем с абсурдного, но показательного решения, которое не ожидаешь увидеть от корпорации уровня Amazon.
Компания представила камеру наблюдения Blink Arc. В ней целых две камеры, которые смотрят в разные стороны. Это классная идея: одно устройство сразу может наблюдать за большим пространством. Но здесь кроется подвох. Если оформить подписку, то Blink Arc будет объединять видеопоток с двух камер в панораму. А без подписки у пользователя будет просто два отдельных видеопотока.

Во-вторых, Amazon на своей ТВ-платформе Fire TV заменила операционную систему с Android на Vega OS. По функциям и дизайну ничего не изменилось. Ключевое отличие — это запрет на установку сторонних приложений. Больше нельзя скачать APK-файл и установить софт в обход официального магазина приложений.
Amazon не одинока. Google тоже начала бороться с пиратством. Компания хочет запретить установку приложений от неподтвержденных разработчиков. Таким образом Google будет лучше контролировать, что происходит в операционной системе Android. Для технически продвинутых пользователей компания обещает возможность установки приложений через кабель с помощью ADB. Но большинство вряд ли будет с этим заморачиваться.
Microsoft не отстает, но идет несколько иным путем. Компания продолжает внедрять функцию Recall. Recall каждые несколько секунд делает скриншот экрана пользователя, чтобы ИИ мог его проанализировать. Microsoft говорит, что с помощью этой функции пользователям будет проще искать информацию о прошлых задачах. Пользователей ужаснула идея Recall. Никто не хочет, чтобы корпорация заглядывала через плечо. Но сделать они ничего не могут. Некоторые переберутся на Linux, но подавляющее большинство останется. Microsoft обещает, что вся информация будет храниться локально на компьютерах пользователей. Но ведь легко же предположить, как в процессе очередного обновления перед пользователем возникнет техническое окно с документом конфиденциальности, который никто не читает.
Хорошо, что в России Copilot и прочие ИИ-фичи Microsoft пока не работают. Впрочем, на днях в тестовой сборке Windows 11 обнаружили, что Microsoft прикрыла возможность создания локальных учетных записей. К слову, история неудобна ещё и тем, что теперь без интернета новый компьютер не настроить.
Что делать
Недавно в новостях были заметки о том, что Министерство Юстиции США судилось с Google, требуя, чтобы последняя продала Google Chrome. К сожалению, Google отстояла своё право на Chrome.
Этот иск подсветил ключевую проблему, из-за которой рынок технологий кажется скучным в последнее время.
Все крупные хай-тек компании превратились в гигантские монополии, поделившие сферы влияния. В Европе такие компании назвали gatekeepers, или, говоря проще, вахтерами. Вахтеры не дают другим компания пробраться на рынок. И речь даже не про прямые запреты.
Google (Alphabet), Amazon, Apple, Microsoft, Facebook (Meta)* (*Компания Meta Platforms, в которую входят социальные сети Facebook, Instagram и Threads, признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.), Nvidia, Qualcomm постоянно поглощают маленькие компании и стартапы, которые они считают перспективными или таящими потенциальные угрозу.
В 2019 году Тим Кук в одном из интервью сказал, что Apple покупает новую компанию раз в 2-3 недели. Исследовательская компания Somo провела свое расследование и подтвердила слова Тима Кука. Big Tech компании за последние 6 лет поглощали другие бизнесы каждые 11 дней.
Нет ничего удивительного, что рынок находится в состоянии консервации. Прорывы случаются только в сферах, которые по каким-то причинам выпадают из зоны внимания или от которых не ожидали настолько революционные продукты. Так получилось с OpenAI, которая открыла путь для других нейросетевых бизнесов.
Но и тут рынок потихоньку начинает консолидироваться. Если помните, то изначально начали поговаривать, что пришел конец монополии Google. Зачем поисковик, если есть ChatGPT или Perplexity. Спустя несколько лет и значительное количество поглощений Google вернула утраченные позиции. А та же OpenAI уже начала переход в сторону «поглотителя» конкурентов. Разумеется, OpenAI покупает не в таком темпе, что и Big Tech, но каждые пару месяцев появляются новости о покупках.
Заключение
Изначально, когда Минюст США начал судиться с Google, я удивился, зачем угрожать своей американской компании, которая влияет на весь мир. Однако в действиях чиновников есть логика и здравый смысл. Это попытка государства расшатать текущую систему, где пользователям из года в год подсовывают «маргариновый торт» под видом инноваций.
Возможно, действительно, на текущем этапе роль государства заключается в том, чтобы устраивать землетрясения или, если хотите, прополку грядок, помогая прорастать новым идеям.
P.S. К слову, про «Наполеоны». Рекомендую французский ресторан Entrée рядом с Никольскими рядами. По-моему, это лучшее, что случалось с «Наполеоном» с момента битвы при Бородино.