#321. Почему Apple выгодно разрешить RuStore

Всем привет!

Сегодня предлагаю обсудить две темы. Сначала — почему Apple, скорее всего, без особого давления согласится разрешить установку RuStore на iPhone. А затем разберем презентацию Google Pixel. Не сами смартфоны, а то, как Google умудрилась разом пнуть и Apple, и Samsung.

Про RuStore на iPhone: ждём и надеемся

Чиновники говорят, что идёт общение с Apple по поводу предустановки RuStore на iPhone. Интересно, конечно, кто и с кем общается. Однако если смотреть на ситуацию в целом, у Apple нет причин ставить палки в колёса в России.

Несколько лет назад бурно обсуждали то, что Apple не будет предустанавливать на iPhone российские приложения. Многие не верили, но затем — оп — и при первом включении iPhone появился экран, предлагающий выбрать отечественный софт. Разумеется, большинство пользователей отмахивались от этого экрана, ведь ценности у приложений (за исключением «Госуслуг» или «Яндекс.Навигатора») тогда было немного. Предположу, что за годы СВО ситуация изменилась и владельцы iPhone стали больше внимания обращать на отечественный софт.

Точно так же на iPhone может появиться экран, предлагающий установить RuStore. И это в первую очередь выгодно Apple.

Во‑первых, сейчас не то время, чтобы разбрасываться продажами. На компанию давят со всех сторон, так что продавать iPhone очень нужно. А без RuStore в России продажи могут быть ограничены. Если в Европе Apple согласилась на альтернативные магазины приложений, то какой смысл упираться в России? Формально Россия входит в европейский регион.

Во‑вторых, думаю, чиновники будут довольны, если Apple просто добавит возможность скачать наш магазин приложений через App Store, пусть даже без отдельного баннера на стартовом экране. В текущей ситуации, когда у пользователей есть потребность в банковских и других приложениях, альтернативный магазин можно даже не рекламировать: люди сами найдут, а чиновники подадут это как победу.

В‑третьих, сторонние магазины приложений потенциально выгодны Apple. По регламенту Apple для них действует Core Technology Fee — 50 евроцентов за каждую установку сверх 1 млн в год. В России примерно 13–14 млн пользователей iPhone. И если они начнут массово ставить приложения «Сбера», «Т‑Банка» и других, это миллионы евро дополнительного дохода — и без затрат на инфраструктуру и обслуживание чужого магазина.

Учитывая, какие невыгодные условия Apple предлагает альтернативным магазинам, не удивлюсь, что после снятия санкций и возвращения в AppStore банки сами будут просить устанавливать их приложения именно оттуда.

К слову, если Apple откроет для России те же возможности, что в Европе, с iPhone снова можно будет платить через NFC. В Норвегии, например, активно используют Vipps MobilePay — компанию, позиционирующую себя как первый альтернативный платёжный инструмент. «Мир Pay» мог бы стать вторым.

Как Google выступила против Apple и Samsung

На прошлой неделе с большим интересом посмотрел презентацию Google. Рекомендую наш обзор мероприятия: Google показала множество функций, которые конкуренты будут стараться копировать. Я же хочу отметить пару моментов, которые меня удивили.

Атака на iPhone

Даже Samsung и Xiaomi на своих презентациях, кажется, никогда настолько не атаковали Apple. При этом подход Google тоньше и хитрее, чем у той же Xiaomi, которая обычно просто показывает, где её смартфоны опережают iPhone по производительности или эффективности охлаждения.

Google же начала работать со смыслами. Такое ощущение, что перед разработкой смартфона компания собрала фокус‑группу пользователей iPhone: почему они любят iPhone, что им нравится делать на смартфоне, как они живут и что смотрят по вечерам. На основе этих ответов сделали и сам смартфон, и презентацию. В качестве одного из ведущих пригласили Джимми Фэллона — он пользуется iPhone, как и большинство знаменитостей и медийных лиц, так что временами смотреть было неловко (вероятно, на это и расчёт). Зато его присутствие явно отзывалось у владельцев iPhone, пришедших посмотреть на него.

Были и другие гости и бренды, которые должны резонировать с привычками поклонников Apple: музыканты The Jonas Brothers, баскетболист Стефен Карри. В США «Формула‑1» на подъёме, так что Google не забыла про Ландо Норриса (Google — один из главных спонсоров McLaren). А бренд Peloton и вовсе плотно ассоциируется со стилем жизни пользователей iPhone.

Посмотрите, ну, мужчина в футболке Peloton явно пользователь iPhone.

При этом Google не сравнивала свой смартфон с iPhone напрямую — и это правильно: когда тебе говорят, что продукт «лучше», ты склонен сомневаться. Вместо этого, представляя, например, магнитную беспроводную зарядку, ведущая прямо сказала, что можно будет пользоваться аксессуарами Apple.

Кроме того, там, где это уместно, Google показывала аналоги продуктов Apple и подчёркивала, как легко перейти с iPhone на Android. Так, все бурно обсуждают приложение «Журнал» для ведения дневника — во многом как у Apple, но с поддержкой нейросетей для создания записей.

Почти iPhone, но только Google

В США рынок смартфонов фактически поделен между iPhone и даже не просто Android, а конкретно Samsung. У iPhone доля более 50%, так что искать новых клиентов за счёт Apple логично. Раньше Google не занималась такой активной продажей своих смартфонов — казалось, компания не хочет конкурировать с остальными производителями Android и довольствуется ролью создателя референсных устройств. Презентация Pixel 10 создаёт впечатление, что Google нацелена увеличить свою долю.

Samsung больше не царь горы

На презентации сложилось впечатление, что прежнее партнёрство с Samsung уже не так важно. Раньше казалось, что Samsung первой получает Android‑функции, а потом Google раскатывает их на всех. В этот раз по Samsung прошлись катком. Самые яркие моменты: «100‑кратное увеличение» камеры, на фоне которого Google легко заявила, что у Pixel лучшая камера и степень защиты IP68 у Pixel Fold. Да и аккумулятор у Pixel Fold больше, а зарядка — немного быстрее. Такое ощущение, что Google выжала максимум из партнёрства с Samsung и теперь меньше его ценит.

Возможно, всё проще: Samsung сбавила темп, и Google невольно ее обогнала. Не исключено, что сказалась и политика Дональда Трампа «покупай отечественное». Google хочет быть в тренде. Согласитесь, для американцев пользоваться Google Pixel в каком‑то смысле «патриотичнее», чем корейской Samsung.

Как бы то ни было, положение Samsung незавидно: даже целясь в пользователей Apple, Google начнёт отъедать долю и у Samsung. А рынок США для корейцев один из ключевых.

P.S. У Pixel Fold теперь IP68, но складка на внутреннем экране крупнее, чем у Galaxy Fold.

Попрощались с планшетами

Об этом Google позже рассказала в материале для Bloomberg. Последний Pixel Tablet вышел два года назад. По словам компании, они не видят сценария, где пользователи будут носить с собой что‑то ещё, кроме смартфона, умных очков, часов и наушников.

Если смотреть в далёкое будущее, я согласен с Google. Уже сейчас Huawei показала смартфон, который складывается дважды, а в полностью развернутом состоянии у него 10‑дюймовый экран. Очевидно, пользователи будут выбирать универсальные варианты.

И сейчас, хоть я и люблю планшеты, не могу отрицать: это специфическое устройство, нужное ограниченному кругу людей в основном для сериалов и YouTube. А таких, как я, кто использует планшет для работы, — единицы.

Вместо заключения: погода и горы

Погода в Петербурге не перестаёт удивлять: в день написания текста я попал под снег. И это в августе. Думал, такое возможно только где‑нибудь на Камчатке. Интересно, что в прогнозе о снеге не было ни слова. Погода и природа в целом остаются неподконтрольны человечеству и регулярно это доказывают. Всю прошлую неделю в СМИ были новости об альпинистке, которая застряла на высоте около 7000 метров в горах Кыргызстана. Спасатели из разных стран (даже итальянцы приезжали) пытались помочь, но не смогли добраться. Казалось, подобные истории остались в прошлом или случаются с одинокими путешественниками, о которых никто не знает. А в 2025 году, когда есть спутниковые телефоны, камеры смартфонов снимают со «100‑кратным» увеличением, а автомобили ездят без водителей, такого как будто быть не должно. Но получилось так, что человек на горе, весь мир в курсе — и ничего сделать не может.

Судя по новостям, современных технологий для спасения почти не применяли, кроме дрона, который смог подняться примерно на 7 тысяч метров. Это, к слову, вероятно, очень дорогая модель. Для полётов на таких высотах нужны специализированные аппараты.

Сначала для спасения использовали вертолёт, который из‑за непогоды был вынужден совершить аварийную посадку, пилот получил компрессионный перелом позвоночника. Затем собирались отправить к альпинистке спасательные отряды, но погода не позволила.

Кажется, в таких ситуациях непременно должны использоваться какие‑то умные автономные машины. Я вспомнил, как в начале года на канале DJI смотрел ролик о DJI FlyCart 30. Видео начинается с кадров, где мощный квадрокоптер летит высоко в горах, а внизу на тросе болтается человек. Ролик рассказывает, как польская полиция использовала такой дрон. К сожалению, польские Татры (так называются эти горы), высота которых не превышает 2700 метров, не идут ни в какое сравнение с Тянь‑Шанем. Присмотревшись к ролику внимательнее и почитав описание DJI FlyCart 30, понял, что речь шла о доставке снаряжения. Дрон может нести максимум 40 кг полезной нагрузки, а аккумулятора хватает всего на 8 минут. Если вес — 30 кг, дрон продержится 18 минут. Понятно, почему снимали в Татрах: с полезной нагрузкой аппарат не поднимается выше 3 км, а без нагрузки — выше 6 км. Альпинистка из новостей была на высоте около 7 тыс. метров.

Можно предположить, что через несколько лет этот вопрос будет решён. Сейчас всё упирается в мощность и габариты аккумуляторов. Идут испытания твердотельных батарей для дронов и электрических летательных аппаратов с вертикальным взлётом и посадкой. Весной одна китайская компания рассказывала, что, установив твердотельную батарею на свой дрон для перевозки людей, почти вдвое увеличила время полёта.

Возможно, когда современные технологии придут в альпинизм, этот вид спорта и достижения «покорителей» станут менее престижными, но более массовыми.

Впрочем, количество альпинистов в ближайшее время, похоже, будет расти. Недавно группа британских альпинистов взошла на Эверест всего за три дня, пропустив этап акклиматизации: ещё на родине они использовали газ ксенон, который помог подготовить организм. Обычно на восхождение уходит пара месяцев, потому что приходится приучать организм к высокогорью.

vminin@mobile-review.com
наверх