Привет.
Без преуменьшения весь мир следил за визитом Нэнси Пелоси на Тайвань, так как Китай считает остров собственной территорией, а Америка, напротив, подчеркивает всевозможную помощь ему. На словах в США признают Тайвань территорией Китая, на деле подчеркивают его независимость. Клубок противоречий очень сложно разрешить в один момент, и многие считали, что прибытие Нэнси Пелоси развяжет полномасштабную войну с Тайванем, бряцание оружием происходило с двух сторон, и Америка также участвовала в этом. Проблема Тайваня для мира заключается в том, что сегодня на острове сосредоточены энное количество предприятий, выпускающих компоненты для микроэлектроники, включая передовые технические процессы, например, здесь находятся фабрики TSMC. Любой военный конфликт вычеркнет эти производства из мировой цепочки поставок даже в случае, если они не будут разрушены физически. И это хорошо осознают все страны, но разрешить вопрос моментально и обеспечить собственную безопасность никто не может.
Начну с простой аналогии, которая будет понятна. На Украине существовало два производства, что поставляли на мировой рынок аргон, неон и ряд других газов. Одно из них находилось в Мариуполе (Ингаз), второе — в Одессе (Криоин). Оба прекратили свою работу в настоящий момент, аналогичное производство запущено в России на базе МГТУ им. Баумана. Предполагается, что российское производство сможет возместить объем, который пропал после исчезновения с рынка украинских производителей.
Этот пример показывает, что будет происходить с производством электроники во всем мире, его будут запускать на собственной территории большие страны, мир стремительно отказывается от мировой кооперации и пытается запускать собственный полный цикл внутри страны. Но такими ресурсами сегодня обладает весьма ограниченное число стран — Китай, США, Индия (с рядом оговорок), Россия (также с ограничениями), Япония (те же ограничения). Сделать полный цикл от микросхем до процессоров в рамках одной страны не просто тяжело, а астрономически дорого.
Давайте оценим размер инвестиций, которые нужны, и для этого посмотрим на закон Chips and Science Act, который был принят на днях в Америке. Первоначально он появился как ответ США на торговую войну с Китаем, в 2019 году он даже назывался иначе. Дальше он преобразовался и получил настоящее название. Предполагается, что правительство США выделит за несколько лет 280 млрд долларов на различные цели, в том числе на субсидии для производителей микроэлектроники, что позволит создать производства на территории США. На субсидии в законе выделено 52 млрд долларов. Цифра производит впечатление, выглядит в чем-то ошеломляющей, особенно если не знать стоимость таких производств.
В начале года Intel лоббировали принятие этого закона о субсидиях, в частности, компания заявила о том, что готова открыть фабрику в Огайо, ее ориентировочная стоимость может составить 100 млрд долларов. В январе 2022 года цены на оборудование, строительство зданий были на принципиально ином уровне, чем сейчас, а инфляция только начала разгоняться. Можно смело предполагать, что стоимость такого завода в будущем году вырастет минимум на 20-30%, а то и больше. И это в любом разрезе только одна компания!
Давайте посмотрим на Samsung, компания облюбовала Техас, где у нее уже есть несколько заводов. В Samsung заявили, что готовы разместить до 11 новых фабрик по производству чипов, каждая стоимостью от 12 до 23 млрд долларов. Но требуется финансирование со стороны государства, в частности, компания попросила налоговый вычет на сумму в 192 млрд долларов на ближайшие годы, так как иначе отбить инвестиции в эти фабрики невозможно.
Вспомним попытки перенести производство TSMC с Тайваня на территорию США, личный проект Дональда Трампа, он не смог привлечь деньги со стороны правительства, так как их нет. Самостоятельно компания не готова финансировать стройку, у нее на это просто нет достаточного оборотного капитала.
Главное, что нужно знать о современном производстве полупроводников, то, что оно астрономически дорогое, вне зависимости от того какой техпроцесс вы выбираете. Создание полного цикла в рамках одной страны — это триллионы долларов, причем не единицы триллионов, а десятки. Таким бюджетом не обладает ни одна страна в мире, что является фактом.
Американский подход очень прагматичен и сильно отличается от китайского. В США все расходы на предприятия перекладываются на частных инвесторов, которых манят налоговыми послаблениями, возможностью заработать на самом большом в мире рынке. У государства нет бюджета на то, чтобы самостоятельно строить что-либо, в этом всегда участвуют частные компании. И это хорошо видно на примере оборонной промышленности, которая взвинчивает цены на свою продукцию, чтобы отбить вложения в заводы и разработки. Преимущество такого подхода в том, что не страдает бюджет государства, высвобождаются дополнительные средства.
Китайский подход можно назвать государственным планированием, когда напрямую или косвенно финансируются перспективные направления, в них вливаются деньги.
США пытаются противодействовать развитию Китая и накладывают ограничения на поставки оборудования для производства микросхем. Первоначально под запрет попало все оборудование, которое позволяет производить чипы с технормой 10 нм и ниже. Следующим шагом стало ограничение на поставки 14 нм. Список ограничений последовательно расширяется, при этом он затрагивает компании в разных странах мира.
Например, голландская компания ASML Holding NV является крупнейшим в мире производителем литографического оборудования. Три основных страны, куда поставляется ее оборудование — Тайвань, Южная Корея и Китай. На долю Китая приходится 2.1 млрд продаж за прошлый год, это 16% рынка.
Отказаться от китайского рынка компания может, но это автоматически приведет к росту стоимости для всех остальных клиентов. Даже несмотря на то, что компания не поставляет EUV-установки китайским компаниям, ограничения хотят распространить на DUV-установки, что используются в массовых продуктах. Действия американских политиков нельзя назвать изящными, это грация слона в посудной лавке. Никто не просчитывает шаги и их влияние на рынок, что запускает с одной стороны дефицит, с другой стороны — рост цен в буквальном смысле на все. Первый этап торговой войны в 2018-2019 годах должен был наглядно показать к чему приводят такие действия, но урок не был выучен.
Америка искренне считает, что Китай не справится с теми задачами, что стоят перед ним. Устаревший стереотип гласит, что китайцы умеют только копировать и воровать чужое, но не умеют создавать свое. Он устарел на десятилетие, сегодня внутри Китая возникают десятки новых производств, проводящих эксперименты в новых для себя областях. Зачастую результаты очень слабые, но так как есть конкуренция, то появляются местные чемпионы, недостатка в деньгах у них при этом нет.
Отличным примером может стать ситуация с оборудованием той же ASML, в отчете за 2021 год компания заявила, что ее интеллектуальные права были нарушены в Китае. Компания Dongfang Jingyuan Electron, по ее мнению, использовала интеллектуальную собственность ASML для производства чипов. Компания Dongfang Jingyuan Electron — это дочка XTAL, которая проиграла в США суд ASML, ущерб составил 845 млн долларов. Обе китайские компании поддерживаются государством, так как решают задачу по созданию собственных установок литографии. И, судя по всему, они близки к решению этого вопроса, так как внутри Китая предлагают свое оборудование. Выходить на внешние рынки эти компании не планируют.
Китай — это мировая фабрика всего, в том числе электроники. Себестоимость производства низка, поэтому ту же память здесь производят корейские компании, для них это выгодно. Перенос производств в другие страны немедленно скажется на себестоимости продукции, она вырастет. В условиях мирового кризиса это то, что нужно всем нам — рост цен. Инвестиции в производства также приведут к росту цен, тут не может быть сомнений. При этом спрос на электронику будет сокращаться, то есть загрузить производства будет невозможно, срок окупаемости оборудования вырастет.
Инфляция относительно средств производства такова, что мы можем оценить ее в простых величинах. Двадцать лет назад, когда я активно начинал ездить по производствам всего мира, стоимость одной линии обычно была в районе 100-150 миллионов долларов, сегодня она начинается от одного миллиарда долларов! Да линии стали производительнее, эффективнее и напрямую их нельзя сравнить, это будет неправильно. Но их эффективность выросла в 2-3 раза, а вот стоимость почти на порядок. Математика тут не в пользу тех, кто хочет что-то производить.
Стереотип о неспособности Китая что-либо создавать самостоятельно ошибочен, например, другой маленький дракон — это компания SMIC, китайский ответ на существование TSMC. Анализ от TechInsights выявил, что без помпы и объявлений компания освоила процесс в 7 нм (официально его у компании нет). Это копия процесса TSMC, но его себестоимость явно выше.
Разрозненные факты показывают, что в Китае постепенно решают ключевую задачу, создание собственной микроэлектроники, пусть она и отстает от самых передовых процессов, но они не очень нужны для многих устройств и применений. Рынок формируют массовые технологии, а против них сейчас ополчились американские политики, и они создают рост цен для всего мира. И это дополнительный негативный фактор помимо того, как работает мировой кризис.
К сожалению, я не верю в то, что в Америке в перспективе десяти лет можно создать полный цикл для микроэлектроники, выглядит это маловероятным. У государства нет денег, нарастающий дефицит бюджета, рецессия и множество социальных проблем. Добавим сюда политический кризис вокруг Тайваня, что создает неопределенность, вся микроэлектроника в буквальном смысле висит на волоске. Случись что-то с Тайванем, и цены на любые вещи, содержащие электронику, моментально улетят на 20-30% вверх, а затем можно ожидать роста цены до 100% и выше. Выигравших от такого сценария не будет, проиграет весь мир.
Действия США могут только притормозить Китай, но не остановить его. Выгадать время для переноса производства к себе не выйдет, да и стоимость локального производства в США будет запредельно высокой, тут тоже надо закладывать рост цен. Как ни крути, но международная кооперация постепенно уничтожается, что создает опасный прецедент. В какой-то момент мы можем оказаться у разбитого корыта. Внешние наблюдатели зачастую не понимают, что многие производства зависят от одной фабрики в мире, что производит конкретное оборудование. Небольшое здание где-нибудь вне города, случись с ним что и все посыплется. И таких критических производств сотни, а не одно или два. Мир очень хрупкий и его легко разрушить.
😤