Запрет на использование iPhone чиновниками в Китае, последствия для рынка

Привет.

Меня удивляет то, насколько некоторые действия российских и китайских чиновников выглядят порой согласованными, словно это скоординированные заранее шаги. Конечно, возможно, что это результат общих процессов, протекающих в мире и схожесть только кажущаяся. Когда начинается дождь, любой человек с зонтом раскроет его, вне зависимости от того гражданином какой страны он является. Возможно то, что iPhone/iPad активно используется американскими спецслужбами для слежки за гражданами разных стран и вызывает такую реакцию как России, так и Китая. Даже скорее, это первопричина происходящего, а согласованность только кажущаяся, но результат все равно одинаков — для Apple наступает затяжной кризис, в котором компания становится жертвой своей политики в отношение данных своих пользователей. Недостаточно декларировать безопасность данных, нужно защищать их на деле. И вот с этим у Apple всегда были проблемы.

Что произошло в Китае? Государство запретило использование iPhone/iPad государственным чиновникам для рабочих целей, запрет также распространяется на сотрудников компаний с государственным участием. Схема запрета аналогична той, что мы видели в России, он вводится на уровне каждой компании или министерства внутренними распоряжениями. В отличие от России запрет будет носить более масштабный характер, не только в силу числа пользователей iPhone, но и возможностей государства контролировать выполнение запрета. Как это происходит в России, описывал в отдельном материале.

В Китае есть своя специфика, так, государство контролирует коммуникации более пристально, в частности, на уровне государства есть выделение тех, кто входит в инфраструктуру управления государством на разных уровнях. Это чиновники с определенного уровня, те кто занимается бизнесом и имеет доступ к тем или иным важным вопросам как внутри, так и вне Китая. Последовательно государство проводило политику, что была направлена на защиту таких людей, равно как и предоставление больших возможностей. Например, в Китае чиновники получают от государства наибольший приоритет на мобильных сетях, их мобильные номера выделяются среди остальных. Кто-то считает, что это сделано исключительно для внешнего контроля, на деле все сложнее. Тут есть как плюсы, так и минусы, в Китае осознали, что чиновники, определяющие развитие государства, являются частью инфраструктуры и поэтому стараются оградить их от внешнего влияния. Например, для таких номеров действует отдельная система антифрода, что защищает от спама, сообщений от незнакомых номеров и так далее. Фактически эти номера получают не только приоритет на сети, но и большую защиту от внешних угроз. И это положительный момент. Государство видит активность людей, анализирует ее и подмечает все отличия, что возникают. Называйте это слежкой или чем-то другим, но это в том числе защита инфраструктуры, когда алгоритмы выискивают все, что может показаться необычным.

В Китае есть четкое понимание того, сколько чиновников есть, какими телефонами они пользуются и как, этим государство отличается от России. Поэтому, когда мы говорим о введение запретов на использование iPhone/iPad, то Китай может проконтролировать эти изменения, видеть число звонков и трафик чиновников, а также блокировать такие устройства на сети, если возникнет такая необходимость. Инструментов заставить чиновников отказаться от iPhone много, но вряд ли они потребуются, люди будут сами стремиться не пользоваться такими аппаратами. Переходный период займет полгода, максимум год.

За это время на вторичном рынке появится большое число iPhone, что уже не нужны владельцам, в России мы видим рост предложения, незначительное на данный момент падение средней цены (тут вмешивается ослабление курса рубля, что толкает цены вверх). Но избыточное предложение на вторичном рынке роняет продажи новых устройств, они сокращаются. В Китае будет ровно также. Для Apple это самый плохой из возможных сценариев и, если отказ российских чиновников от iPhone можно как-то пережить, то с Китаем так не выйдет.

Первая реакция рынков на событие оказалась негативной, акции Apple упали на пару процентов, что съело 200 млрд долларов капитализации компании. Потом акции частично отыграли назад.

Хуже дела обстоят с Qualcomm, компания не смогла отыграть падение акций. Причина падения Qualcomm в том, что основной покупатель для нее — это Apple, любые негативные новости разносятся быстро по цепочке поставок. И это показывает, что инвесторы верят, что Apple как-то выкрутится, а вот в Qualcomm такой веры нет.

Для начала несколько цифр, количество госслужащих в Китае одно из самых высоких в мире, 7.1 млн человек (в России для сравнения чуть более 3 млн человек). Но давайте прибавим сюда 2 млн человек, служащих в армии, сотрудников различных госкорпораций и у нас на круг и очень приблизительно получится около 50 млн человек. Сложно говорить, что проникновение iPhone среди них приближается к 100 процентам, но даже если посчитать, что это около 20%, то мы получим 10 миллионов устройств. И от них могут отказаться.

В Apple не приводят разбивку продаж по странам, но сегодня в штучном выражении Китай занимает первое место по потреблению iPhone. И сокращение продаж больно ударит по выручке Apple, продажи падают в штучном выражении и так. Но возникает другой вопрос, что изменилось в Китае, что страна начала крестовый поход против техники Apple?

Напомню, что Китай не трогал Apple даже в самые сложные периоды торговой войны с США, компания оставалась вне санкций. Тим Кук помогает китайскому правительству, играет на его стороне и лоббирует интересы внутри США. Причина исключительно в деньгах и размере рынка, но это лобби оставалось неизменным многие годы. Возможно, что политическая игра вышла на новый уровень и тот же Тим Кук уже не нужен, не может изменить что-либо. Давление на Китай возрастает во всех направлениях, к советам Тима Кука внутри США явно больше не прислушиваются. А значит положение Apple будет уязвимым, что мы и видим сегодня.

Но это новость далеко не единственная, что способна пролить свет на ситуацию вокруг Apple. В Китае последовательно наращивают стоимость производства для Apple, компания не может уйти на другие рынки целиком, это невозможно, она заложник существования заводов в Китае. Построить такие заводы вне Китая в короткие сроки нельзя. Итого у нас получается ситуация, при которой Apple все равно останется, но теперь китайское правительство давит на компанию сильнее, показывая свое отношение к ситуации. Это некий ответ за Huawei и этого в Китае никто не скрывает. Причем ответ не единичный, только начало большого пути. Возможно, что момент выбран не случайно, так как производство процессоров показало внутри Китая первые успехи, равно как и Huawei добился успехов в этом направлении. Скоро Китай получит свои решения с технологической нормой в 7 нм и выше, что решит вопрос зависимости от американских компаний.

И для США это очень плохие новости. Но еще хуже они для Apple, так как компания столкнется с массовой кампанией по отказу чиновниками в разных странах от своей продукции. Отказ будет постепенным, за Россией и Китаем последуют и другие страны, очевидный претендент — это Индия. Несмотря на развитие фабрик Apple внутри страны, чиновники будут внимательно смотреть за развитием событий и последуют тем же курсом, но возможно чуть позднее. И вот это позднее и будет диктовать то, как меняются продажи Apple. У компании отнимают очень значимый сегмент рынка, но главное, что чиновники зачастую определяли образ жизни и показывали, что именно предпочитают сильные мира сего. Теперь этот бесплатный PR-ресурс будет истончаться, он постепенно исчезнет.

Моментальной катастрофы не произойдет, падение будет постепенным, в первое время его замаскирует общее состояние рынка. Но в течение 2024-2025 годов этот фактор станет значимым. И переиграть решения правительств в Apple не смогут. Мы наверняка увидим появление множества функций, посвященных безопасности и конфиденциальности данных, но кого они волнуют, если компания отдает так или иначе свои данные правительству США. Впервые вопрос недоверия Apple озвучивается не на уровне отдельных людей, а со стороны государств и это уже не единичный случай. Именно это и создало идеальный кризис, из которого найти выход будет почти невозможно. Отныне iPhone или iPad — токсичные устройства для чиновников, они делают возможным обвинение любого человека в том, что он работает против своей страны и на благо США. Не думаю, что чиновники готовы рисковать своими карьерами. А значит они будут переходить на другие устройства. На какие аппараты стоит переходить чиновникам в России я писал, интересно, что именно так все и происходит.

Тема эта вызвала летом нешуточные обсуждения, в России отказ от iPhone набирает обороты, все большее число учреждений выпускает распоряжение о таком отказе для сотрудников. Как минимум, до начала 2024 года никаких проблем не будет, запреты будут носить формальный характер. Но потом начнутся как административные проблемы, так и контроль за тем, с какого устройства человек входит в корпоративные системы. Одним словом, спустить все на тормозах не выйдет, отказываться придется на деле.

И в качестве вишенки на торте можно сказать, что крупнейший оператор Китая, компания China Mobile не будет продавать iPhone 15, решила отказаться от запуска нового поколения iPhone. Причина в политике Китая, которой следует китайский бизнес. И это удар почище заявлений об отказе, он немедленно скажется на продажах iPhone 15 в Китае.

[email protected]
наверх