Российский планшет неуспешен у покупателей? Давайте запретим все иные!

Привет.

В газете «Ведомости» появился материал, в котором обсуждается инициатива консорциума АНО «Вычислительная техника». Документ предполагает целый ряд мер поддержки для российских производителей смартфонов, планшетов, ноутбуков. Помимо традиционных льготных кредитов как для производителей железа, так и для торговых сетей, есть и веющее новизной предложение запретить параллельный импорт целых категорий товаров, например, смартфонов, планшетов, ноутбуков. Честно говоря, многократно перечитал предложенное, настолько дико все это звучит. То есть фактически АНО «Вычислительная техника» предлагает взвинтить цены на всю ходовую электронику, чтобы компании, которые образовали этот консорциум, имели шансы на продажу того, что они производят. Например, одним из участников АНО является Yadro, совсем недавно в продажу вышел планшет Kvadra-T, его отличают скромные характеристики и стоимость в 42 тысячи рублей.

Сколько на российском рынке стоит планшет с аналогичными характеристиками от С-бренда? Найти устройство один в один с детищем Yadro сложно, так как большинство моделей предлагают больший объем памяти. Например, можно посмотреть на GT40 Ultra, в нем 16 ГБ оперативной памяти (в два раза больше!), 512 ГБ встроенной (против 128 ГБ), в комплект входит чехол-клавиатура. Старенький процессор, внутри Android 13. За все это великолепие просят от шести до восьми тысяч рублей. И там даже есть поддержка 4G.

На минутку прекратите возмущаться, что для сравнения взят безвестный планшет с неизвестным качеством, просто хотел продемонстрировать, что есть и такие решения. Предположим, что в Yadro смогли создать планшет как у китайской компании, с обыденными характеристиками (их мы видим). Таких моделей на рынке тоже хоть отбавляй. Для примера можно взять Xiaomi Redmi Pad SE 2023 года, в нем 6/128 ГБ памяти (совпадает с Kvadra-T), другие характеристики сравнимы. Вот только цена этого планшета — 18-20 тысяч рублей. То есть ровно в два раза ниже.

И таких примеров можно привести десятки, везде детище Yadro будет проигрывать по стоимости, оно на потребительском рынке просто не выдерживает конкуренции. Ни один человек в здравом уме и твердой памяти не будет платить двойную цену за довольно бюджетное решение от неизвестной для него компании. И то, что это российское, оптимизма никакого не прибавляет.

Слова о том, что внутри не Android, а российская операционная система, у покупателя должны вызывать заливистый смех. В России есть только одна собственная мобильная ОС, называется она «Аврора». Все остальное — это бурная имитация наличия ОС, нужная чиновникам, чтобы отчитываться о своих мнимых достижениях. Компаниям «собственные» ОС нужны, чтобы претендовать на льготы от государства. Доходит до смешного, когда приложения в России вносят в реестр как операционные системы, почему нет, если министерство позволяет это делать?

Рекордсмен по многозадачности сегодня, безусловно, RuStore, альтернативный магазин приложений для Android в реестре числится и как операционная система, и также по десяткам других типов программ. Это еще и антивирус, средство управления базами данных и не только. Чудо-программа, которой просто нет альтернатив. Другие как-то стесняются и просто называют перерисованные иконки Android AOSP российской ОС, не пытаются объять необъятное. Но оба подхода тлетворны, так как создают мнимое ощущение наличия альтернатив для Android, а их просто нет. Очковтирательство как есть.

Назвать это переклеиванием шильдиков язык не поворачивается, но вокруг возникает мифотворчество, что якобы у нас есть наши мобильные ОС и их уже десятки! Вопрос, конечно, в терминологии, но варианты Android AOSP нашими системами точно не являются.

Почему возникло предложение запретить параллельный импорт? Ответ очевиден — продукты, подобные Yadro Kvadra-T, на потребительском рынке не выживают никак. Они просто никому не интересны. Видимо, замысел тех, кто предлагает другой вариант развития событий, в том, чтобы поднять цены на всю технику до уровня российской. Например, тот же планшет Redmi в новых условиях должен стоить не 18-20 тысяч рублей, а тысяч 45. И тогда дело пойдет на лад!

Но тут есть небольшая закавыка, которая показывает недалекость тех, кто эти предложения вбрасывает в Минцифры. Параллельный импорт обеспечивает значимый кусок продаж в России, но есть множество китайских компаний, которые поставляют свои товары напрямую, они официально работают в нашей стране. И для них запрет параллельного импорта — это просто подарок небес, так как их цены не изменятся сильно, уйдет острая конкуренция, они смогут продавать больше. И для российского железа на B2C-рынке все равно ничего хорошего не случится. Получается замкнутый круг. Желание запретить любую технику, кроме российской, конечно, следующий этап в этих борениях, но он даже в мечтах выглядит как утопия. Поэтому ни первого, ни второго не случится.

Вся эта история отлично демонстрирует то, что российские производители не могут конкурировать, некоторые компании (далеко не все!) зачем-то пытаются вылезти на потребительский рынок с заведомо провальными продуктами, у которых цена не соответствует характеристикам. А потом начинают выдумывать меры поддержки, которые сделают их изделия конкурентными. Но в нашем мире таких мер поддержки просто не существует, так как их продукт вторичен по отношению к тем же китайским производителям, в нем нет никакой уникальности — ни в железе, ни в софте. Умножим это на мизерные тиражи и получим совсем грустную картину происходящего.

Предложение закрыть параллельный импорт для целых категорий товаров идет настолько вразрез с реальностью, что хорошо объясняет полную оторванность от жизни как нескольких компаний, так и АНО «Вычислительная техника». Эти предложения никто не может рассматривать серьезно, настолько они нелепы. И в первую очередь это удар по всему рынку, потребителям, на что государство никогда не пойдет. Тогда возникает вопрос, зачем предлагать то, что никогда не примут. Я не знаю. От происходящего у меня глубокое чувство неудовлетворенности, так как выглядит все это как бездумная трата времени всех окружающих, попытка решить свои местечковые проблемы за счет государства (а вдруг прокатит?). Не знаю, как это можно еще комментировать, слов тут недостаточно.

[email protected]
наверх