Проверки на дорогах. Как в Казани ввели QR-коды на транспорте

Привет.

В России пандемия не идет на спад, статистика смертности обновляет рекордные значения. К сожалению, многие люди считают, что вакцинация — это прихоть властей, верят во вредное излучение 5G, чипы для отслеживания перемещений и тому подобную ересь. Пытаться убеждать или переубеждать кого-то в необходимости вакцинации не собираюсь, занятие это неблагодарное и чреватое ненужной полемикой. В России планировали вести QR-коды для всех жителей страны, но в конечном итоге от этой идеи отказались – хотя бы временно. Например, в Москве можно совершенно спокойно приходить в любые рестораны без QR-кодов, их не спрашивают. В Сочи, напротив, местные власти посчитали, что предъявление кода необходимо, там другие уложения. В Адлере коды также нужны, но никто не сверяет документы, можно просто назвать дату рождения или расшифровать свое имя, которое скрыто за звездочками. Мне так понравилась эта игра, что представлялся всегда как Михайлов Элизар Вергилиевич. Никто паспорт так и не попросил, странность имени удивления не вызывала, главное, что первые буквы совпадали.

К сожалению, отношение к системе QR-кодов на всех уровнях общества примерно одинаковое, они воспринимаются как ненужное обременение. Ощущение, что люди стали фаталистами, смирились с неизбежностью ситуации и она притупила чувства, никто не переживает, как раньше. В такси люди ездят без масок, в московском транспорте полно людей, которые их не носят вовсе. Единый подход на уровне государства к проблеме отсутствует, и мое мнение об этом однозначно — это неправильное перекладывание ответственности на местные власти в попытке заигрывать с населением. Для максимального сохранения жизней нужны одинаковые меры, которые будут прозрачны и понятны для всех. Возможно, что они не будут популярны, даже наверняка. Но невозможно отдавать на откуп местным органам управления решения, которые должно принимать государство. Эта неспособность взять на себя ответственность у меня уважения не вызывает, она приводит в конечном итоге к гибели людей. Причем риторика о том, что они сами виноваты, так как не привились, мной осуждается в корне, в болезни нет правых или виноватых, задача — создать условия, при которых большинство людей смогут избежать каких-либо негативных последствий для своего здоровья.

Татарстан можно смело назвать полигоном для испытания множества нововведений, которые затем расползаются по стране. Например, введение QR-кодов, SMS-информирование о выходе из дома — все это впервые появилось в республике и, в частности, в Казани. Отличная площадка для того, чтобы испытывать новые технологии и перенимать этот опыт для всей страны. Вот и сейчас в республике ввели максимально жесткие меры, а именно запрет на передвижение в общественном транспорте тех, кто не привит двумя компонентами вакцины. Для многих жителей это стало громом среди ясного неба.

На 22 ноября в Татарстане привито 49.7% населения хотя бы одним компонентом (63.4% взрослого), если говорить про два компонента, то это 46.8% взрослого населения. Ограничения на передвижение в общественном транспорте, таким образом, затрагивают практически половину взрослого населения. Нам интересно тут другое, как технически реализована эта система и в чем тут есть недостатки.

В метрополитене проверка QR-кода — это дополнительное сканирование до того, как человек попадет к турникету. Контролеры получили смартфоны, которые позволяют проверить QR-код, а затем сравнить его с паспортом или иным документом. Просматривая видео из Казани, обратил внимание, что никто не проверяет документы, на это просто нет времени. Идет сканирование QR-кода, а дальше человек просто проходит через турникет. В чем тогда смысл этого сканирования? Любой человек с чужим кодом может пройти в транспорт.

Статистика неполного первого дня говорит о том, что в метро не пустили 244 человека. В полицию забрали трех пассажиров, они шли на откровенный конфликт с контролерами. На городском транспорте ситуация примерно такая же, но за одним исключением, проверка QR-кода проводилась после посадки! Кто-то проверял до посадки, но это скорее редкость. То есть сама по себе мера выглядит как минимум удивительной, так как создается толчея и внутри транспорта все равно может находиться непривитый человек (его выявляют позднее). Из-за одного пассажира даже встал городской транспорт, так как он требовал вызывать полицию и отказывался выходить.

Система работает странно, во всяком случае, у меня создается такое впечатление. Обмануть контролера не составляет труда, это фикция и имитация бурной деятельности, которая к тому же создает ту самую толчею, в которой вирус может распространяться быстрее. Фото и видео из Казани показывают, что никакой социальной дистанции нет, а есть толпы тех, кто пытается сесть в транспорт.

Контролеры жалуются на то, что смартфоны работают медленно, не всегда получается отсканировать QR-код быстро, возникает толпа. Плюс люди раздражены и вымещают это раздражение на них. Что тоже легко объяснить.

Меня всегда поражало то, с какой легкостью мы верим в обереги. Таким оберегом для властей становится QR-код, а для противников он же становится символом попрания свобод и слежки за гражданами. И то и другое в корне неверно. Если первые пытаются изобразить борьбу за здоровье граждан, не просчитывая последствий своих действий (не хватает воображения, что эти меры вызовут толпы на входе, создадут условия для распространения болезни), то вторые просто придумывают страшилки. Вот вам пример второго подхода.

Я не хочу разбирать всю галиматью, которую написал автор этого опуса в запале праведных страстей. Но хочу все-таки остановиться на некоторых моментах, которые нужно прояснить. Начну с простого, QR-код — это просто ссылка на некую страничку в интернете, в случае с вакцинацией эти странички создает государство. Когда контролер сканирует QR-код, то на экране устройства открывается страничка с данными, которые государство готово предоставить. Но никакая информация на сайт при этом не передается, максимум, что знает “государство”, – это то, что QR-код был считан в такое-то время (предположительно можно еще узнать, из какого города, но сложнее понять район, улицу и так далее).

Меня коробит и передергивает от вранья во фразе “…сейчас можно выключить телефон, надеть маску и капюшон, не пользоваться банковской картой и практически полностью стать незамеченным для государства, то после тотального введения QR-кодов это станет невозможно”.

Увы, современные системы распознавания лиц с легкостью обходят маски, капюшоны, ведут людей от дверей подъезда до любой точки в городе. В Москве центральная часть города и все транспортные коммуникации покрыты камерами на 70%, это практически сплошной поток информации. Отсюда исчезновение такого преступления, как квартирная кража, оно стало слишком опасным.

Сегодня все системы, входящие в программу “Безопасный город”, выстроены так, что вы можете замотать себя во что угодно, не пользоваться телефоном вовсе, но в конечном итоге вы будете прозрачны для государства. Выстроить ваш маршрут, понять, где вы находитесь, намного проще, чем вам кажется. Не говоря о том, что проездной билет на транспорт намного надежнее дает информацию о ваших перемещениях, чем QR-код.

Попытка сакрализации QR-кодов со стороны их противников выглядит странной и нелогичной. Это просто ссылка, которая не может отслеживать ваше местоположение, в отличие от телефона, камер видеонаблюдения и многих иных технологий. Нет никакой приватности в больших городах, она закончилась в 2014 году, когда подобные системы встали на вооружение и с тех пор только развиваются и углубляются. Они теперь умеют писать не только видео, но и звук, анализировать ситуации и выдавать на условный пульт информацию о происходящем. Да, они только-только развиваются и пока еще не так продвинуты. Но это только начало пути. Та же трагедия с казанским стрелком могла не случиться, если система видеонаблюдения была бы на уровне московской. Но это большие деньги, и подобные системы внедряются поэтапно, установить их моментально невозможно.

Мне одинаково не близка позиция как власти, так и ее противников. Первые уповают на QR-коды как какой-то чудесный оберег, вторые считают их безусловным злом. Возможно, что истина где-то посередине и сам QR-код не несет ничего плохого, это просто справка и ничего больше. Ограничение на передвижения в общественном транспорте — мера крайняя, и она явно не сработает, так как государство не смогло заставить людей носить маски, не говоря о том, чтобы использовать вакцину. Возможно, что такие ограничения служат только ради того, чтобы подтолкнуть людей пройти вакцинацию. Тогда они объяснимы с точки зрения логики.

Но на фоне этих обсуждений вскрывается такая дремучесть и непонимание людьми базовых основ технологий, что читаешь с огромным неверием то, что выдается на-гора. И ладно если бы это были люди из далеких деревень, так нет, это те, кто подвизался в околотехнологической тусовке и рассказывает, как эти технологии работают. Бред сивой кобылы, который выдается за истину в последней инстанции.

Для тех, кто считает, что государству нужны QR-коды для какой-то слежки, могу рассказать то, что позволяют сделать большие данные сегодня, это можно проделать для любого жителя страны:

Почему это не делают все? Ответ лежит на поверхности, расчет этих данных требует вычислительных мощностей коммерческих компаний, а те предоставлять их не будут. Но это не значит, что нельзя обсчитать все это в ретроспективе. Стоимость таких расчетов достаточно высока, и государство не тратится на них, тут нет задачи создать механизм репрессий для жителей страны. Будь такая задача, и эти расчеты были бы сделаны в считанные дни, принципиальной сложности в этом нет.

Жаль только одного, что за сакрализацией QR-кодов никто не смотрит на то, что это, по сути, обычная ссылка и никакой особой технологии тут нет. Ревнители свобод могли бы подумать о множестве других примеров, где внимание государства намного назойливее и может привести к совсем другим последствиям. Но эти темы их не интересуют. Интересно, почему?

[email protected]
наверх