Привет.
Все мы пленники клише. Спроси у любого человека, что больше олицетворяет прогресс и технологии, поезд или самолет, и почти всегда ответ будет очевидным и не требующим дополнительных объяснений. Поезда — нечто из викторианской эпохи, кажется, что их золотой век прошел. Путешествие на поезде воспринимается как неспешная поездка, когда нет альтернативы в виде самолета. В наших краях исключение — «Сапсан», который курсирует между Москвой и Питером, четыре часа, и ты переносишься из центра одного города в другой, удобно. Но главное, отсутствует утомительная дорога в аэропорт, прохождение формальностей, досмотр, ожидание посадки и необходимость чем-то себя занять. Принадлежу к секте любителей «Сапсана», езжу много и успеваю в дороге поработать или почитать. Лететь в Питер или из него на самолете — это всегда какая-то необходимость, отсутствие билетов на поезд, например, во время экономического форума.

В Китае уже несколько лет крупнейшие местные авиакомпании бьют тревогу, они теряют пассажиров, летать стало старомодным, молодые люди массово выбирают поезда. Звучит необычно? Но факты — упрямая штука, с ними сложно спорить. Первое, что приходит на ум, это вопрос стоимости перемещения, копаешься в расценках и понимаешь, что цена зачастую сравнима и сильно не отличается. Боязнь летать? Тоже не об этом, многие летают на дальние расстояния без особых переживаний. Ответ кроется в постоянном расширении в Китае сети высокоскоростных железных дорог, на них поезда достигают скорости в 300-350 километров в час. И как-то незаметно поезда-пули, названые так за форму головного вагона, завоевали звание технологической новинки, модного транспортного средства.


Сразу оговорюсь, что изобрели такие поезда не в Китае, в какой-то мере перед нами скопированный и улучшенный японский опыт. Первая скоростная ветка между Токио и Осакой стала инженерным чудом, поезда шли со скоростью около 200 км/час, что сравнимо с Россией сегодня. Не буду копаться в истории, она не так интересна, как ее последствия. В Китае решили масштабировать опыт скоростных поездов, связать разные города страны с помощью сети линий.
В качестве примера всегда приводят линию между Пекином и Шанхаем, ее протяженность составляет 1318 километров, почти в два раза больше, чем межу Питером и Москвой. Летом 2011 года линия начала свою работу, с точки зрения инфраструктуры проект потребовал больших усилий. Рельсы, строительство дорожных путей, подготовка подвижного состава. Все это освоение новых технологий, цена проекта на момент открытия летом 2011 года превысила 33 млрд долларов США.
С утра до вечера поезда идут с небольшим интервалом, в каждом поезде шестнадцать вагонов, самый простой — второй класс, тут сидения с компоновкой три плюс два. Достаточно удобные, есть откидывающийся столик, места для ног хватает с лихвой.


В первом классе вы получите компоновку два плюс два, места для ног больше, сидения лучше. Но дороже всего бизнес-класс, тут уже компоновка один плюс два, чем-то напоминает первый класс в «Сапсане». В бизнес-классе также кормят, есть дополнительные услуги.
Время в пути на поезде составляет чуть более четырех часов (поезда серии G), есть поезда дешевле и медленнее, на них придется ехать около шести с половиной часов. Максимальная разрешенная скорость — до 390 километров в час, в среднем скоростной поезд едет со скоростью в 330 километров. Впечатляет, не так ли?
Мода на поезда связана с удобством, они отходят с вокзалов, которые удобно расположены в центре городов, добраться до них легче, чем до аэропорта (и дешевле). Например, в 2024 году, по сообщению властей Китая, пассажиропоток между Пекином и Шанхаем вырос, на самолете он составил 8.6 млн человек, поездом воспользовалось 52 млн пассажиров. Ошеломляющий перевес, и этот феномен пытаются изучить многие.
В целом ряде публикаций перечисляются причины: удобные кресла, наличие работающего Wi-Fi на всем пути следования поездов (привет, «Сапсан», где Wi-Fi давно мертв и им никто не пытается пользоваться, на него просто махнули рукой). Примеряя свою логику к этой ситуации, скажу простую штуку: в поезде банально удобнее ехать, больше места для ног, для того, чтобы положить вещи, и они всегда под рукой. И учитывая более-менее одинаковый уровень цены, выбор становится очевидным.
Почему поезда в Китае совершили тихую революцию и авиакомпании бьют в набат? Объяснение мы найдем в количестве таких поездов, различных линиях, связывающих города страны. Китайские железные дороги масштабируют проект скоростных дорог, так как необходимо расширять его географию. Приготовьтесь к удивительной цифре, протяженность скоростных дорог в Китае на конец 2024 года составила около 48000 километров. За три года в стране построили 10000 километров таких дорог, а это не только полотно, но и мосты, другие конструкции. План — до 2030 года увеличить протяженность маршрутов до 60000 километров. За 2024 год только в Китае совершили 4.08 млрд поездок на поездах, в том числе на скоростных. Чтобы совсем вскружить вам голову, инвестиции в железные дороги только в 2024 году оцениваются на уровне в 120 млрд долларов.
На эффекте масштаба строится новое качество железных дорог. Китай не имеет на данный момент собственных самолетов для пассажирских перевозок, но там создают свои поезда и дороги, выигрывают там, где никто не ждал конкуренции. Страна стала не просто мировым лидером в скоростных поездах, у нее нет прямых конкурентов. За счет масштаба цена единицы любой продукции становится крайне низкой, причем речь идет обо всем, от локомотивов и вагонов до самих рельсов.
Но тут есть и еще одно качество, в Китае возникла мода на путешествия по железной дороге. Удобный способ, как ни крути, одни плюсы. И понятно, отчего авиакомпании страдают от недостатка пассажиров на внутренних перелетах, у них отобрали короткие маршруты, на которых эффективнее поезда. Причем с точки зрения затрат энергии они дадут фору любым будущим самолетам, эффективность на килограмм перевозимых грузов зашкаливающая.
Мы ровно так же, как и другие страны мира, отстаем, хотя для нашей страны организовать ветки между крупными городами не просто необходимо, а жизненно важно. Такие пути могут подстегивать экономику, создавать новые связи. Совершенно очарован китайским опытом, а также результатом, к которому он привел на практике.
Так что, рассуждая о том, что такое высокие технологии, предлагаю не судить по обложке, а всматриваться в наполнение. Как мне кажется, я нашел идеальную картинку, которая характеризует соревнование технологий внутри Китая, где смешиваются новое и старое.
