Как Россия стала для Китая палочкой-выручалочкой. Про «зависимость» России от китайских товаров

Привет.

Постоянно мозолят глаза комментарии, в которых говорят, что Россия полностью зависит от Китая во внешней торговле, зависит от поставок электроники, других товаров. Обычно такой точки зрения придерживаются люди, которые в марте 2022 года ванговали, что экономика будет разорвана в клочья в считанные недели, максимум месяцы. Посыл очень удобный, так как находит подтверждение во внешней среде, достаточно проехать по дорогам Москвы, чтобы увидеть количество китайских машин. Причем это уже не несколько марок, которые можно считать знакомыми, для меня такие знакомцы — Chery, Omoda, Haval и ряд других. Встречаются марки с зубодробительными именами и совершенно незнакомыми логотипами. Еще любопытнее то, что определить стоимость машины по ее названию и внешнему виду мне затруднительно, а опыта вождения или нахождения внутри таких машин у меня и вовсе нет. Володя Фокин по субботам пишет про всякие машины у нас на сайте, во времена привычных BMW, Audi, Mercedes особого интереса эти материалы не вызывали. Машины были понятны, знакомы и в какой-то мере обыденны. Поэтому выбор всегда упирался в стоимость автомобиля, ваши привычки. Теперь же про китайцев читают, и читают хорошо, так как перед нами племя младое, незнакомое.

Специально подмечал всякие служебные машины в Москве в последние дни, увидел полицию на каком-то Haval, «Москвич-3» в расцветке ФСИН — не выискивал специально, это просто то, что бросилось в глаза. Про каршеринг и вовсе молчу, также как и такси, он насыщен новыми китайцами. Недавно ездил в Калмыкию, там у нас были машины Haval — интересные автомобили, опыт был для меня новым.

В этом году Китай стал крупнейшим экспортером автомобилей, в то время как Россия стала крупнейшим внешним рынком для китайских машин. Стоимость китайских машин в России, как правило, минимум в два, а порой и в три раза выше. Причем выше не только цен на родном китайском рынке, но и в соседних странах, например, в Казахстане. Ничего личного, китайские бренды извлекают выгоду из ухода европейских марок и получают тот размер прибыли, что готовы платить на конкретном рынке. Сделка взаимовыгодная, Россия не осталась без машин, китайские производители получили огромный рынок сбыта с невиданными ранее прибылями. На фоне мирового кризиса для китайских компаний это палочка-выручалочка, компании получают деньги и в буквальном смысле молятся на российский рынок.

Кажется, что зависимость от китайских автомобилей пагубна, многим она не нравится и вызывает отторжение на уровне восприятия. Нам трудно привыкнуть к чему-то новому. Но давайте посмотрим на этот вопрос с другой стороны. Каждый производитель обязан обеспечивать сервисное обслуживание автомобилей, создавать для этого рабочие места. Если ехать вдоль Новой Риги или подъезжать к Рязани, видно, что прямоугольники магазинов по продаже автомобилей на своих местах, только имена европейских марок сменились китайскими. Современный автомобиль не может существовать без инфраструктуры по его обслуживанию, как следствие, это инвестиции на местах. И российский рынок от стихийного насыщения машинами переходит к планомерному развитию, компании начинают бороться между собой. В среднесрочной перспективе это приведет к падению цен, тем более что дела на мировом рынке не улучшаются и каждый производитель нуждается в продажах, пусть и с меньшей прибылью. Вопрос стоит о выживании фабрик как таковых, в 2024 году мы увидим это для всех сегментов рынка, а не только производителей машин.

Для европейских компаний уход из России, в свою очередь, выглядит катастрофой, причем в любом из аспектов. Десятилетиями компании вкладывали деньги в создание сети обслуживания машин, работу с дилерами, обучение людей. Теперь все это осталось китайским компаниям, стоимость входа на рынок снизилась. Но самое главное тут то, что даже если условный Mercedes захочет вернуться, ему придется начинать все с нуля. Брошенные ресурсы не остались бесхозными, их уже используют. Цена возвращения будет очень высокой, плюс восприятие китайских марок уже сильно изменится, они станут привычным продуктом для российского покупателя.

До электроники сейчас доберемся, но чтобы дважды не обсуждать важный момент, остановлюсь на торговом обороте России и Китая. Ведь когда кто-то обсуждает зависимость одной страны от другой, то нужно смотреть сальдо торгового оборота, оценивать, кто проигрывает, а кто выигрывает. Например, Дональд Трамп начал торговую войну против Китая из-за того, что торговый баланс был не в пользу Америки, США больше покупали в Китае и меньше продавали в эту страну.

Есть самые свежие данные по обороту России и Китая от Главного таможенного управления Китая за первое полугодие 2023 года, оборот вырос на 40.6% год к году и составил 114.54 млрд долларов. Китайский экспорт в Россию составил 52.284 млрд долларов, а российский в Китай — 62.263 млрд долларов. Как видим, торговый баланс сегодня в пользу России, есть определенный паритет. Для сравнения, товарооборот с ЕС за тот же период — 399.172 млрд долларов, с США — 327.264 млрд долларов, причем и там и там идет падение, в США год к году товарооборот упал на 14.5%. И это затяжная тенденция, связанная с мировым кризисом, тут все останется неизменным. Плюс США всемерно пытаются снизить зависимость от Китая, так как дисбаланс никуда не делся — США экспортируют на 87.91 млрд долларов, Китай в США — на 239.95 млрд долларов. На этом фоне баланс в торговле с Россией выглядит почти идеально.

Те, кто твердит про зависимость от Китая, почти никогда не смотрят на торговый баланс, они даже не догадываются, куда смотреть. Китайские производители насыщают российский рынок товарами, но они ровно в той же мере зависят от нашего рынка, он дает им деньги на развитие и поддержание операций. Если вообразить, что российский рынок закроется для них, то они понесут такие потери, что многие просто перестанут существовать. У них выбьют табуретку из-под ног.

За последний год в Китае возник миф о российском рынке, он звучит очень просто — любая китайская компания в России зарабатывает в разы больше, чем на любом ином рынке, а жители России сметают товары без разбора. В качестве подтверждения этого мифа приводятся продажи тех же автомобилей. Время возникновения такого мифа очень удачно, ведь в Китае кризис производства, продажи падают как на внутреннем рынке, так и на внешних. Фабрики стоят перед вопросом сокращения штата, уменьшения количества производимых товаров. Людям в кризис нужны хорошие новости, и таким Клондайком для Китая стала Россия. Добавим сюда официальную пропаганду, которая живописует тесные связи между двумя странами, стратегическое партнерство, и мы получим общую картину. В Россию заочно влюблена большая часть производителей той же электроники и бытовой техники, особенно те, кто никогда не работал на внешних рынках.

Чтобы осознать масштаб проблемы, приведу несколько примеров. Один из поставщиков бытовой техники разорвал отношения с российскими компаниями, с которыми работал несколько лет. Причина в «плохих» продажах, которые не соответствуют ситуации в России (из Китая все наглядно видно). Новые дистрибьюторы нашлись моментально, вот только это российские компании, которые не имеют никакого опыта на рынке бытовой техники. Как российские продавцы китайской одежды смогут работать с рынком электроники, для меня остается тайной. Но это следствие того мифа, что возник в Китае. И того, что конкретная компания не увидела этого взлета продаж, а значит, местные партнеры плохо трудятся и не работают так, как нужно.

Другой пример еще показательнее. Средней руки производитель электроники стал требовать от российских партнеров держать цены на старом уровне, не учитывать изменение курса рубля к юаню. Мотивация простая — повышение цены сократит продажи, а этого допустить нельзя. Как следствие, эта китайская компания просто стала терять партнеров, которые не готовы следовать такому нерыночному курсу за свой счет. На самом деле, примеров такого рода намного больше, несовпадение оценок рынка в Китае и в реальности происходит сплошь и рядом.

За последний год у меня было какое-то рекордное число встреч с китайскими производствами, в некоторые месяцы встречались с разными людьми по несколько раз в неделю, поток жаждущих выйти на российский рынок увеличился на порядок. И это не только крупные производства, но и довольно мелкие фабрики. Рынок бурлит.

Но выигрывают те компании, которые строят свой бизнес в России системно. Например, мы видим взлет таких марок, как realme или Tecno, фиксацию продаж Xiaomi на высоком уровне. Выиграли те марки, что были в России и смогли использовать момент для своего роста. Те, кто в 2022 году размышлял и пытался усидеть на двух стульях, например, Huawei или Honor, пропустили окно возможностей и теперь пытаются догнать лидеров, но удается им это, откровенно говоря, не очень хорошо. Важна системность в подходе к рынку, нельзя попытаться взять его с наскока, и это понимают немногие китайские производители, которые хотят зафиксировать прибыль здесь и сейчас. Как следствие, Россия обернется для многих компаний неудачным опытом, миф, который бытует сегодня, быстро потускнеет и начнется отлив. Но к тому моменту на рынке останутся сильные игроки, и они еще больше укрепят свои позиции.

Китайские товары перестали ассоциироваться в России с низким качеством, факт в том, что это не так. И рынок переформатируется, выбор идет в пользу товаров с хорошим соотношением цена/качество. Но завершая разбор полетов, хочу повторить, что зависимость российского рынка от Китая ровно такая же, как зависимость Китая от российских поставок разных товаров, в том числе газа и нефти. И это взаимовыгодная история, что показывают цифры. Бояться того, что что-то сломается, конечно, можно, но это страхи, не основанные на каких-либо предпосылках.

[email protected]
наверх