ФСБ и создание базы IMEI-номеров телефонов. Что не так с этой историей

Привет.

Не могу припомнить, когда у нас начали обсуждать создание базы с IMEI-номерами, кажется, этой идее почти двадцать лет. С ней выходили на публику все кому не лень — операторы, МВД, ФСБ, депутаты и сенаторы, всех не упомнить. Но каждый раз получалось так, что они просто не понимали, что именно предлагают и зачем, не разбирались в контексте услуги. И вот очередной подход к снаряду, ФСБ просит Минцифры подготовить нормативно-правовые акты для создания такой базы, создать ее прототип. Одним словом, запустить всю эту историю по новой. Не удивлюсь, если право на обслуживание базы получит та или иная государственная компания, которая неожиданно создаст для себя рабочие места. Я всегда за рабочие места, но против бессмысленной работы, а это именно тот случай. Под шумок текущей политической ситуации пытаются реанимировать мертвый изначально проект, который не может решить ни одной проблемы.

В заметке газеты “Коммерсант” два источника в правительстве утверждают, что появление такой базы позволит “повысить эффективность проведения оперативно-розыскных мероприятий”, а также “пресекать противоправные действия с использованием мобильных телефонов”. Кто кого считает в этой ситуации дураком, непонятно, но давайте попробуем вместе разобраться, так как я уверен в одном — подобная база вредна, не решает никаких задач на практике.

Начнем издалека, IMEI-номер — это уникальный идентификатор, который имеет любое устройство, выходящее в сотовую сеть, — телефон, смартфон, модем, роутер. На практике встречаются устройства с одинаковыми IMEI-номерами, что плохо, но возможно. Для некоторых устройств и производителей доступна смена IMEI-номера, причем она не требует каких-то особых знаний и умений.

Создание базы IMEI-номеров возможно, тут нет никаких технических сложностей. В конце концов, это просто один из идентификаторов, которые имеются у техники. Можно до кучи создать базу уникальных MAC-адресов для Wi-Fi-устройств, вот только производители софта давно предлагают менять эти адреса при доступе в сеть, что делает ситуацию запутанной и сложной для тех, кто что-то пытается собрать.

Мне кажется, что ФСБ по сути своей всегда пытается дотянуться до максимального количества информации, пусть будет на всякий случай. Вопрос “зачем” не встает вовсе, равно как и не имеет значения то, что информация плюс-минус бесполезная. Почему она бесполезная? Давайте рассмотрим на примере SIM-карт. Согласно закону “О связи”, в России нельзя продавать SIM-карты без их регистрации по паспорту или иному документу, подтверждающему личность человека. Наличие SIM-карт, зарегистрированных на левые паспорта, не вызывает сомнений, вы можете без труда их раздобыть в любом городе страны. Десятилетие попыток что-то с этим сделать не сдвинуло проблему с мертвой точки, воз и ныне там. Можно ли купить SIM-карту без оформления? Да, можно. Сложно ли это сделать? Нет. То есть формально закон есть, и его нужно соблюдать, на деле он просто не работает, так как государство не озаботилось установлением рамок, в которых он может выполняться. И назначением тех, кто будет призван следить за выполнением этого закона, а самостоятельно никто за это браться не хочет. Депутаты время от времени возмущаются, какие-то действия в публичном поле со стороны чиновников случаются, а дальше все возвращается на круги своя. И тут ровно та же проблема, ФСБ нужно, чтобы большинство данных людей, привязанных к SIM-картам, были реальными, так проще искать кого-то. Но, увы, это только мечты, на практике так не получается.

Вернемся к базе IMEI-номеров. Допустим, у нас есть все IMEI-номера в стране, они привязаны к конкретной модели телефона. Для того, чтобы система как-то и в чем-то помогала, нам нужно, чтобы IMEI-номер был также привязан к конкретному человеку, читай — SIM-карте. Но эта информация уже есть у операторов, при каждом включении устройства они видят, на кого зарегистрирована SIM-карта и в каком аппарате она используется, равно как и ФСБ имеет доступ к этой информации. Как эти знания могут помочь в раскрытии преступлений, мне неясно. Объяснения, что это тайная методика, мне недостаточно, так как я не вижу ни одного способа использовать эти данные. Их просто не существует, и, более того, в рамках своей работы ФСБ уже имеет эти данные!

Давайте зайдем с другой стороны. Кто-то, кто планирует преступление, нуждается в телефоне и знает, что IMEI-номера собраны в базу. Покупка “чистого” телефона или смартфона, оформленного на дядю Васю, не составит труда, схема такая же, как при покупке SIM-карт. И никаких затруднений она не вызовет, раскрыть так преступление невозможно. Цифровые отпечатки любого преступника, который пользуется телефоном, известны и видны, но предполагать, что он оставит свои реальные данные, смешно. Это примерно как обучать следователей СК тому, что первым делом нужно поискать на месте преступления визитку преступника, ведь он должен представиться! Утопия во всех смыслах.

Когда кто-то напускает завесу таинственности на способ поиска преступников, ссылается на то, что описание метода может сломать оперативную работу, знайте точно, что вам просто нагло врут. Методы, которые нужно так прятать, как правило, не имеют никакой ценности, так как они просто не работают. Тайной скрывают то, что нет никакого ноу-хау.

Зато с точки зрения создания нового бизнеса эта идея прекрасна. Государство оплачивает ведение базы, исследование вопроса, одним словом, бюджетные деньги льются рекой и на благое дело. Во всяком случае, так это видится. Что происходит дальше? Сотни людей получают бессмысленную работу, она не предполагает никакого результата. Но зато эта работа оплачивается, у тех, кто стоит у истоков, оплата труда будет больше, чем у тех, кого возьмут по найму. Все банально и просто. Меня это расстраивает, и сильно.

Часто в качестве примера приводят соседние страны, где есть регистрация IMEI и государство контролирует своих граждан в том или ином виде. Обычно появление баз IMEI-номеров связано с тем, что не работает таможня, силен серый рынок. То есть оборудование привозят в чемоданах, не уплачивают таможенные пошлины и НДС. В России такая проблема отсутствует как класс, у нас достаточно прозрачный рынок, а серый рынок невелик. В условиях параллельного импорта, когда многие производители не работают с российским рынком напрямую, ведение базы IMEI создает дополнительную рогатку для ввоза техники. А еще нужно вспомнить, что партии теперь небольшие, буквально в сотни штук. И каждый раз нужно будет передавать их IMEI-номера, а они могут быть произвольными, не идти подряд. Будут возникать ошибки, неточности, что приведет к неразберихе, она неизбежна при таком подходе.

Дальше в соседних странах необходима регистрация устройства по IMEI, обычно это делает оператор или дистрибьютор, плюс тут сразу становится прозрачным то, как он ввез устройство в страну. Или возникает коррупционная схема, когда можно обходить эти рогатки и платить меньше, чем нужно, — многие закрывают на это глаза, так как их карманы наполняются звонкой монетой. Вся эта громоздкая система создается для того, чтобы решить вопрос с неработающей таможней и поставщиками, которые обходят уплату налогов. В России такой проблемы нет, и даже при параллельном импорте такого вопроса просто не возникает, налоговые органы и таможня сегодня работают отлично.

Давайте посмотрим еще одну историю, блокировка украденных устройств, даже тех, у которых нет встроенных производителем функций. Благое дело, которое делает воровство бесполезным, не так ли? Но сегодня кража телефонов — это вымерший вид преступления, как правило, люди забывают свои аппараты где-то, теряют их. Кража смартфона лишена смысла, с ним ничего нельзя сделать, а купят его за копейки. В то же время загреметь за такую кражу можно по полной программе. Добавим сюда удаленный поиск телефона, возможность его блокировки и поймем, что сегодня эта проблема уже решена самими производителями. Пик волны краж телефонов был около десяти лет назад, а затем статистика неуклонно улучшалась, и это характерно для всех стран мира, Россия не исключение.

Но думаю, что именно этот пункт будет фигурировать во всех публичных обсуждениях инициативы, так как он вполне себе реализуем на практике. Бессмысленный, но реализуемый. Давайте подумаем, как это будет работать. Кто-то ведет базу IMEI-номеров, дальше операторы должны сверяться с ней, какие номера чистые, а какие нужно заблокировать. Для ситуации, когда операторы и так стеснены в закупках оборудования, строительстве новых систем, это приятный “подарок” от ФСБ. То есть им придется тратиться на создание подсистемы, которая будет контролировать IMEI-номера на сети.

И даже если такая система будет работать идеально, останется огромное количество людей, чьи устройства вдруг случайно попадут в список исключения. Да и переходный период на внедрение такой базы нужно дать ого-го какой большой, а значит, улизнуть от контроля можно будет легко. Отдельная проблема — это умная электроника, встроенные в машины комплекты, там все неоднозначно по тому, как их вносить в эту базу, трудности будут на стороне пользователя. Проблемы на ровном месте, непонятно, зачем они нужны и какую задачу решают.

Сколько может стоить операторам разработка такой системы и интеграция на сети по всей территории действия страны? Конечно, это зависит от параметров, скорости реакции, но думаю, что обойдется она примерно в 500-600 миллионов рублей на каждого оператора. Оценка грубая, но меньше это стоить просто не может исходя из стоимости разработки сегодня и ограниченных ресурсов. На поддержание такой системы потребуется около 100 млн рублей ежемесячно, и это большие деньги для каждого оператора, не копейки. Итого 2 млрд рублей на разработку и примерно 4.5-5 млрд рублей расходов в год. Кто будет оплачивать это великолепие? Правильно, мы с вами, так как операторам больше негде взять деньги. В условиях, когда нужно поддерживать телеком, убирать препоны, получается, что мы самостоятельно создаем синекуру, вытягивающую жизненные соки из реального сектора экономики, который должен быть катализатором развития. Выглядит это как минимум удивительно.

А ведь еще есть бюджетные деньги на поддержание базы, ее наполнение, что тоже выльется в сотни рабочих мест и миллиарды рублей ежегодно. Не десятки, но пару-тройку миллиардов там можно смело закопать. И зачем это нужно? Для решения какой задачи? Поиска преступников? Так она решается иными системами, например, видеонаблюдением, контролем над перемещением телефонов и так далее. Причем знать IMEI-номер и его привязку к чьим-то паспортным данным тут нет никакой необходимости. Такая база — это апофеоз бюрократической машины, просто собирать бесполезные данные, которые не нужны никому и, главное, не служат никакой цели. Это не для того, чтобы ловить преступников, в данный момент, увы, это только создание кормушки.

Повторюсь, что за двадцать лет подходов к этой теме в нашей стране было много. Разные люди пытались создать себе теплые места и получать бюджетные деньги. Не получалось. Удивлюсь, если получится в этот раз. Но если по какой-то причине работа над созданием такой базы начнет вестись, нам как обществу нужно четкое описание того, как с ее помощью будут раскрывать преступления, какая экономика стоит за ней и какой потенциальный ущерб мы убираем. Готов поспорить, что ничего, кроме громких слов и эмоций, услышать не удастся, так как предотвратить или раскрыть преступление благодаря знанию IMEI-номера невозможно (они уже известны!). У меня сугубо негативное отношение к этой истории, так как в момент, который переживает наша страна, нельзя заниматься вот таким рвачеством и пытаться создать уютный загончик для освоения бюджетных денег. Возможно, грубовато, но меня и правда до глубины души возмущает эта ситуация в целом.

Вишенкой на торте будет то, что можно использовать недорогое оборудование и эмулировать любой IMEI-номер, в том числе находясь вне России. Что приведет к появлению услуги блокировки любого телефона или другого устройства в России. Например, в криминальных кругах научатся отключать GSM-сигнализации удаленно, просто внося их в список заблокированных, если такая база заработает. Красиво? Не то слово. Не нужно ломать то, что работает, и не будет таких проблем. Но об этом как-то никто не подумал, а напрасно. Любой проект нужно начинать с вопроса, какие проблемы он решает. Тут же этого вопроса никто не задал.

[email protected]
наверх