Биометрия в Китае. Как полюбить сдачу голоса, пальцев и почерка

Привет.

Людей в разных странах обычно объединяют одинаковые жизненные страхи, человеческое начало у нас одно, без особых отличий. Человек боится болезней, бедности, сложных испытаний, неудач на работе. Начиная путешествовать по Китаю около тридцати лет назад, чувствовал себя пришельцем с другой планеты, уровень развития и технологий был несопоставим. Россия тогда отставала от большинства стран мира, но быстро наверстывала упущенное. Достаточно сказать, что в те годы наличие собственного компьютера в семье казалось роскошью, которую китайские семьи себе позволить не могли. Отсюда тотальная компьютерная безграмотность, меньшие возможности развития и построения карьеры. Грустная картина, в которой, казалось, нет никакого просвета, ведь вытянуть себя за волосы из болота — нерешаемая задача. Но сложилось так, что Китай сделал рывок, сумел заимствовать многие практики и адаптировать технологии под свое общество.

Когда описывают мир будущего, он почти всегда однороден, словно на планете осталось одно государство и в нем плюс-минус одинаковый подход ко всему, нет национальных особенностей и других важных моментов, связанных с нашими различиями. Планета-государство возможна в фантастических произведениях, но в реальности разница экономик, населения и адаптации технологий будет диктовать разные пути развития. В России боятся биометрии, с умным видом высказывают глупости о том, что единожды украденное лицо или голос — это навсегда и вы их никогда не вернете. В Китае задавал вопрос про биометрию совершенно разным людям, обычно спрашивал, насколько они опасаются, что их данные кто-то может украсть, ведь компании и государство хранят биометрические данные на своих серверах. И знаете, что происходило после этого вопроса? Меня долго расспрашивали, китайцы просто не понимали контекста — что именно я пытаюсь узнать. Более того, когда объяснял, что в России люди боятся биометрии, на меня смотрели как на ненормального и начинали, в свою очередь, интересоваться необычностью нашей жизни. Логика вопросов такова, что порой чувствуешь себя идиотом, иначе и не сказать.

Как вам, например, такие вопросы: “А что, в России вы не пользуетесь на телефонах распознаванием лиц и датчиками отпечатков? Вы отключаете эти функции?». Действительно неужели мы не сдаем свои данные телефону? Ведь он обеспечивает наше удобство, быстро разблокирует доступ к содержимому и делает это только для нас. Попробуйте представить такой диалог с китайцем, найдите аргументы, почему вы доверяете своему телефону, но не доверяете биометрии в целом. Поверьте, это сложная задача.

Биометрия в Китае проникла во все сферы жизни, исключений тут нет. На окраине Шэньчжэня какой-то парк с болотами, отправляемся в него на прогулку. Жарко, людей вокруг никого, сам парк явно видел лучшие годы, но внутри фланируют взрослые с детьми. На входе будка охраника, узкий проход, в который устремляется девушка на моторолере. Лихо втиснувшись между металлическими полозьями, она стучит в окошко и одновременно стягивает с себя маску. Из окошка появляется рука с небольшим дисплеем, оснащенным камерой. На экране видно распознавание лица, появляется официальная фотография девушки, и ее пропускают дальше, видимо, она тут работает. Буднично и просто произошло сканирование лица, таких сценки происходят в миллионе мест по всему Китаю каждый день. На заводах, строительных площадках, в школах и магазинах. Определить человека проще всего по биометрии лица, а там, где есть необходимость защиты высокого уровня, используют комбинированные системы, авторизация идет по нескольким параметрам, в том числе по биометрии (лицо и датчик отпечатка, лицо и голос и так далее).

Отправился купить местную SIM-карту в торговый центр, который примыкает к моему отелю. Процедура в China Mobile максимально проста: сканируют в приложении мой паспорт, заполняют специальную форму. Дальше паспортные данные проверяются в государственной системе, она подтверждает, что такой иностранец прибыл в Китай. Потом все становится интереснее, нужно не просто сфотографироваться, но, как и в тысяче других сервисов, покивать головой, открыть глаза на камеру телефона. Чтобы можно было убедиться, что я живой человек.

На планшете появляются печатные буквы MURTAZIN ELDAR, мне нужно обводить каждую из них, словно в детстве заполняя прописи. Система снимает скорость моего взаимодействия, то, как я пишу. Потом размашистый росчерк — моя подпись, а в завершение — фотография с бумажкой и номером, который я получил.

Только при получении SIM-карты у меня взяли биометрию лица, протестировали мой почерк, а возможно, записали и голос. Специально этого не делали, но, вероятно, в магазине помимо видео, шла еще и запись звука.

Ровно так же в разных приложениях меня просят показать паспорт, повертеть головой, что-то сказать, вся эта информация нужна, чтобы определить меня как живого человека. Никаких историй о том, что где-то утекли данные, а это, в свою очередь, к чему-то привело, мне не встречалось. Банальность биометрии в Китае заключается в широком распространении такой авторизации, люди не видят в этом ничего страшного.

Размышлял о том, что для подделки биометрии нужна масса знаний и умений, а если задействуются сразу два фактора, то это задача по воссозданию клона человека, причем и тут не получить тот же папиллярный узор, голос и многое другое, они зависят от среды. Да и даже в таком фантастическом сценарии придется ждать не один год, пока ваш клон вырастет и кто-то сможет обмануть ту или иную систему.

Биометрии не доверяют сегодня какие-то важные вопросы, безопасность выстраивается на многих факторах, и чем выше риски, тем больше всевозможных проверок. Поэтому я не знаю ни одного случая, когда потерянные биометрические данные привели к взлому чего-то, например, банковского аккаунта. Даже такая простая атака, как копирование отпечатков пальцев, взлом личного телефона, в жизни практически не встречается. Она слишком сложна в реализации за кадром голливудского фильма. Нужно найти хороший отпечаток пальца, создать его имитацию, выкрасть ваш телефон для того, чтобы его разблокировать. При этом разблокировать его можно будет только в первые часы, и то если вы не включите режим украденного устройства, когда биометрия перестанет работать как таковая. Слишком все сложно, взлом биометрии не выглядит удачной идеей.

Опасения относительно биометрии выглядят как отторжение непонятного, когда люди боятся того, чего не понимают. В Китае большинство людей даже не задаются, вопросом как все это работает, где хранятся данные, что с ними происходит. Выросло поколение, для которого биометрия — норма, технология удобна, а главное, привычна. Рано или поздно мы придем ровно к тому же, количество удобных сервисов будет расти, и они станут частью нашей жизни.

Другая страшилка, которая постоянно всплывает в связи с биометрией, — это камеры наблюдения, на улицах Китая их огромное количество. Но люди их не боятся, так как не видят в них опасности ровно по той же причине. Зачем опасаться камер, по которым могут отследить ваши передвижения, если вы не выступаете против государства, не замышляете что-то нехорошее. Тезис, возможно, спорный, но тут нет тотального контроля, а существует возможность быстро найти нужных людей, если что-то происходит. Например, если человек потерялся, его можно отследить в автоматическом режиме по камерам. Это то, что во многих странах мира делают по старинке в ручном режиме и тратят на это уйму времени, а оно может стоить очень дорого, как в прямом, так и в переносном смысле.

Понятно, что нас пугают биометрией еще и извне, так как массовое ее внедрение создает трудности для всех, кто хочет спрятаться в толпе, не быть вычисленным. Во многом это атака на инфраструктуру России, когда стоит задача максимально притормозить развитие новых технологий, перетянуть одеяло на себя.

Пример Китая отлично демонстрирует, что в биометрии как таковой нет никакого зла. Это удобная технология, она используется повседневно почти каждым жителем страны. Проникновение биометрии в Китае на максимальном уровне, и нам стоит задуматься ровно о том же, ведь это сильно облегчает жизнь. Вопрос только в том, как общество выстраивает систему контроля, чтобы кто-то излишне любопытный не мог копаться в таких данных. Но это не вопрос биометрии как таковой, ровно так же мы видим уголовные дела против людей, которые залезают в личные данные абонентов, смотрят их сообщения, пытаются слушать разговоры. Тут нет никаких отличий, попытки отследить кого-то за счет биометрии — это ровно такое же вмешательство в чужую жизнь, и оно должно пресекаться. Не устану повторять, что мы живем в век, когда приватность как таковая перестала существовать. Но это уже тема для другого разговора, а тут я просто решил напомнить, что биометрия не несет ничего плохого, это еще одна технология, и только.

P.S. Особый шик, когда человек летит в другую страну и рассуждает об опасности биометрии и о том, что он никогда ее не использует и не сдает свои данные. Но при этом для получения визы ему нужно было сдавать свою биометрию — лицо и отпечатки пальцев. Но, видимо, для таких людей это совершенно другое.

eldar@mobile-review.com
наверх