Жители и провайдеры домашнего интернета. Взгляд жителей

Здравствуйте.

Прошу не судить строго, ибо давно не писал завершенных текстов.

Статья Эльдара немного затронула мою боль по поводу общения с управляющими компаниями (УК) и соседями. Делюсь, надеюсь, системно и иногда с примерами.

Основная мысль планируемых изменений в законах – телеком бессилен, телеком притесняют. Причем не пользователи даже, а их представители в лице УК при попытке компаний дать дешевый, альтернативный, надежный, скоростной и т.д. интернет абонентам.

Большинство живущих в Москве и Подмосковье живут в многоквартирных домах и даже являются собственниками квартир. При этом в доме нет альтернативных ресурсоснабжающих организаций для воды, электричества, газа, а иногда и телевидения и телефона. Оборудование этих компаний занимает наши квартиры и лестничные площадки, и никто обычно не возмущается забитыми кабель-каналами для новой проводки. А недовольство сервисами чаще всего льется только на УК в случае непоставки воды, нужной температуры, отсутствия электричества или неработающей антенны.

Ситуация меняется, когда начинается обсуждение интернет-операторов. Начнем с новостроек.

В коммерческих (построенных не по заказу города или государства) домах обычно УК назначаются застройщиком, и редко их удается сменить. Безусловно, проводятся все требуемые законом собрания, принимаются решения, и большинство собственников соглашаются на общепринятый документ. Это касается как вывоза мусора, так и доступа интернет-провайдеров (не очень, в свете нового курса на очищение языка, удачное слово, но provide — это «предоставлять» с английского, и самого лучшего перевода не придумали, просто стали использовать звучание слова). Интернет-коммуникации не совсем профильный для застройщиков бизнес, как мне кажется, но если есть возможность получать деньги сразу после постройки дома за услугу, которая нужна почти всем покупателям квартир, то отчего бы и этим не заняться. Поэтому застройщик чаще всего на этапе покупки земли под стройку планирует и строит необходимые канализирующие колодцы не только под воду, электричество и газ, но и под низкоточные коммуникации. Застройщик тратит средства, замораживает их на 2-4 года, пока строит дома и продает квартиры. И на этапе, когда владельцы квартир оказываются в своих владениях, предлагает проголосовать и разрешить аффилированному провайдеру официально занять общедомовую собственность и предоставлять услуги в доме жителям.

Например, в жилом комплексе (ЖК) “Бригантина” в Долгопрудном застройщик ГК «Гранель», управляющая компания «ГранельЖКХ«, провайдер «ГранЛайн».

«Бригантина»

Все шло по накатанной дорожке, но жители, опасаясь, что, как всегда, застройщик или УК не пустят альтернативных провайдеров, проголосовали против нахождения «Гранлайна» в домах. Казалось бы, указанные застройщик и УК должны были бы срочно предложить альтернативы в виде именитых провайдеров, бесплатно их пустить в построенные колодцы, чтобы жители могли выбирать. Но получилось иначе – получилось обращение к городу со стороны УК, что «Гранлайн» предоставляет критически важную для функционирования домов инфраструктуру и поэтому безальтернативно должен продолжить работу. А для устранения цифрового неравенства в правах были допущены еще две компании — «Саммит телеком» и «АйТиэС Коннект», но, судя по чатам «Бригантины», они связаны с «Гранлайн». При этом любой другой оператор связи получает технические условия на подключение к дому, но пока ни один из них в домах (а их заселено 6 и готовится еще два по 600+ квартир) не нашел экономической целесообразности работать в домах. Сначала были разговоры о том, что как только заселится более 2/3 дома – так сразу и войдут, но сейчас, по словам «ГранельЖКХ», в домах завершается отделка не более 100 квартир в каждом, то есть примерно 5/6 уже живут, и никаких местных, долгопрудненских, или общефедеральных провайдеров в домах нет.

Еще пример — ЖК ”Звезда России”, Совхозная улица в Химках, дома 3-9 (про остальные не знаю, их построили позднее). Тут история сложнее, поскольку первые два застройщика не смогли построить дома и достраивал ПИК, хотя и не смог или не захотел назначить свою аффилированную УК «Пик Регион». Изначально в домах работала УК «Современные Технологии Сервиса, СТ-Сервис» с 2011 года. Она не предоставляла услуг интернета, но и провайдеров первые года три не было, кроме «Телинком». Ничего особо плохого сказать не могу, все работало, что было необходимо 10 лет назад.

А в 2017 году в доме уже было несколько разных провайдеров, даже именитых, «Билайн», «Ростелеком»…

Химки. Совхозная улица, дом 9, 25 этаж двухподъездного дома. 11 квартир на этаже, кабель-каналов лишь два. 2017 год.

И на последнем, 25 этаже, несмотря на такие широкие кабель-каналы, началось плетение паутин между силовым и низкоточным. Не говоря уже о том, что негоже витую пару пускать вдоль силовых кабелей. Были жалобы в УК на устранение этого, изменений не было. Но благодаря очень активному избранному председателю совета дома Бекетову Александру, дом 9, перейдя в управление МУП «Жилищник» (Химки), смог стать лучше к весне 2019 года:

Химки. Совхозная улица, дом 9, 25 этаж. 2019 год.

Насколько смогли, сделали лучше, и это только места общего пользования. На ситуацию на чердаках дома также смогли повлиять, но, увы, фотографий этих безобразий сам не делал, поэтому нечестно будет делиться. Уверен, если будут отклики жителей, они меня поправят. Могу ошибаться, но провайдер интернета, что на стороне пользователя, внес наибольший вклад в путаницу на техническом этаже.

Но не отстают по сложностям и муниципальные дома, где жители эволюционно стали собственниками квартир, в которых жили с советских времен.

Улица Корнейчука, ГБУ «Жилищник Бибирево«. Дом 1976 года постройки.

Советское время, тогда кабель-каналы не были заняты ни домофонами, ни Интернетом. Только телефон и телевизор с радиоточкой. Вид из дома 48 по ул. Корнейчука

Все было эволюционно, по-советски. Все вокруг общее, все вокруг мое. Очень давно, когда интернет был модемным, а ICQ — массовой и 7-8-значной, соседи в домах решили создать свою интрасеть KorNET, которая прекрасно работала года до 2014 года и в начале 2000-х даже получила доступ в глобальную сеть, если верить выпискам ЕГРЮЛ. Потом была поглощена компанией «Старлинк». Я присоседился и, когда мог, помогал пробрасывать меж домами воздушки (воздушные линии, поначалу даже коаксиальные, потом STP), они находили оборудование грозозащиты, в аварии меняли хабы и коммутаторы… И кабель-канал был занят лишь витой парой «Корнета». Пока не подтянулись большие провайдеры и им стало не хватать места.

Поэтому одним прекрасным летним днем после невероятного шума на лестничной клетке я увидел сантехнические трубы, идущие с первого по последний этаж со свеженькими наклейками «Корбина Телеком».

И никаких требуемых законом общих собраний собственников не проводилось. Ничье из собственников общей долевой собственности разрешение не спрашивалось. Просто пробурили, воткнули трубы и наклеили рекламу.

УК если и могла среагировать, то просто и не успела бы. Все сделали буквально за 3-4 часа, а государственная УК обычно обслуживает от сотни домов и не успела бы среагировать, тем более что шумные работы тогда толком не регламентировались, да и проводились в разумное время.

Не могу обойти вопросом и московский проект реновации. Я живу в Бескудниково и попал в первую волну переезда. Дома были построены новые, интересные. По сравнению с 5-этажками 1964 года постройки были гораздо более приветливыми к большому количеству электронных коммуникаций. Застройщик — ЛСР, физически строил какой-то их подрядчик.

Дом в 2018, момент заселения. Бескудниковский бульвар, 11, к.1
Дом в 2023, пооблез, повыцвел, граффити на верхних этажах.

Дом монолитный, как и первые два примера в моем опусе. Кабельных каналов много, по 5 на этаж, они широкие, и это при 5 квартирах на этаж. Изначально в доме был заложен МГТС + провайдеры Degunino.net и Seven Sky. Постепенно подтянулись и «Билайн», МТС, «Ростелеком», UCA Networks, Starlink, OnLime и другие.

Оказалось, что я не могу выяснить, какие провайдеры и на основании чего оказались в нашем доме. Как это ни удивительно, полноценно ответил «Билайн», был письменный ответ, что услуги предоставляются с 2019 года по договору с УК, а УК ответила, что «Билайн» оказался в доме ранее проведения общего собрания собственников в связи с тем, что собственников в доме было менее двух третей. Несмотря на то, что это полуправда, дом принадлежал Департаменту городского имущества поквартирно и поквартирно же передавался новым собственникам, то есть в любой момент времени у помещения был точно определенный собственник, имевший возможность голосовать за использование общедомового имущества, а как результат – на момент подписания договора управления многоквартирным домом можно было бы знать, что из коммуникаций есть в доме, кому разрешено, кроме собственников и экстренных служб, заходить в дом и как об этом оповещают, например, УК.

К моменту переезда я, видать, приблизился к кризисному возрасту и стал требовать копий всех подписанных мной документов в твердой форме. В соответствии с договором управления многоквартирным домом между мной и УК ГБУ «Жилищник» Бескудниковского района никаких коммуникаций в доме на начало февраля 2019 года не было совсем.

Первая версия договора, подписанная жителями в 2019 году. Тут есть хотя бы подобие того, что должно быть описано в разделе.
Вторая версия договора, прислана по ЭДО города Москвы. Тут изменилось количество указателей, но по-прежнему нет иного оборудования.
Третья версия договора, находящегося сейчас на портале dom.mos.ru, посвященного дому. Он пуст и пока считается подписанным З.М. Жамановым в 2020 году, хотя жители подписывали договор с предыдущим директором М.А. Столбовым. И вообще документ пуст.
Ответ Управы района на вопрос – а как так получилось, что собственники не знают о провайдерах. При этом трехсторонний акт подключения стационарного объекта не указано, с кем заключен. Но, скорее всего ,между энергосбытовой компанией, ГБУ «Жилищник» и «Союзпечатью». Собственники дома об этом проводе знают лишь то, что этот кабель с тросом висит и иногда в дождь искрит.
Из ответа владельца линии, висящей от нашего дома к соседнему через территорию детского сада с 2018 года. Год я уточняю для того, чтобы отметить, что в тот момент дом не был заселен, и единоличным владельцем был Департамент городского имущества Москвы, и он, очевидно, подписывал разрешение на монтаж линии в условиях, когда мэр города запретил монтировать воздушные линии и все вести по кабельным колодцам. Но в договоре управления домом эта нагрузка на дом не указана.

Ни провайдеров, ни воздушной линии SkyNet, ни электрокабеля с крыши до киоска «Союзпечати» на остановке. Более того, там были странные артефакты в виде газовых вентилей, отсутствия лифтовых шахт и самих лифтов. Все это столь подробно описываю, поскольку это часть общегородских сервисов управления домами, на которые упирает Портал мэра города и портал Государственных услуг РФ. Что хорошо, на мои замечания в электронных обращениях реагируют, меняют состав общедомового имущества в приложении к договору и выкладывают версии на портал ed.mos.ru. Что плохо – в 2019 году все 352 квартиры подписывали договор управления домом в бумажном виде. Копия у меня есть. И никто, кроме меня, скорее всего, не знает, что договор был неоднократно расшит, пересобран и сшит заново. 351 собственник или ответственный квартиросъемщик не знает об изменениях в договоре. А то, что он выкладывается на порталах, значения не имеет – мы подписывали бумагу, бумага изменилась, значит, надо предложить подойти и подписать измененный вариант или собрать по инициативе УК собрание собственников и утвердить изменения, чтобы о них знало хотя бы 2/3. И истории изменений договора также в открытом доступе нет.

Вернусь к коммуникациям. Первый год нам не требовалось подавать данные в Мосэнергосбыт по потреблению электроэнергии – дом оборудован АСКУЭ и передавал эти данные централизованно в УК. Аналогично можно было бы поступать с водой – все счетчики объединены в сеть и передают актуальные данные. Однако с водой так не было, сведения по воде передавали на бумажках, по телефону и в электронном виде.

После передачи договоров в Мосэнергосбыт удобство прекратилось (как и в упомянутой ранее «Бригантине», да и в «Звезде России») – Мосэнергосбыт не использует системы дома (не доверяет?) и заставляет ежемесячно руками до 26 (а где-то и до 23) числа вносить данные, хотя за удобства централизации мы уже заплатили.

Побочно оказалось, что УК не представляет и состав оборудования, что в явном виде было на доме в момент передачи в управление и заселения, принадлежавших городу. Например, камер, с которыми идет выяснение уже третий год. В нашем доме были утрачены (это наиболее точное слово, ибо неясно, кого обвинять) камеры видеонаблюдения (Beward), которые стояли с момента передачи дома в эксплуатацию, а поскольку рядом стоит еще два дома с точно такими же и работающими камерами, могу лишь догадываться о причинах утраты оборудования, о котором никто из жителей не успевал спрашивать.

Зима 2021-2022. Камер нет, вынужден был лично ставить муляжи, но поскольку уж очень понятно, что это не камеры, эффекта они не возымели, и двери продолжили разрушаться
Камер и муляжей нет. Зима 2022-2023. Прозрачных элементов дверей не осталось совсем

Вследствие этого у нас оказались разрушены вандалами входные двери в подъездах, которые были пусть неидеальными, но, как обещал Сергей Семенович, прозрачными, дающими экономию света в дневное время и ощущение безопасного входа-выхода в любое время. Теперь двери у нас глухие. А камеры «Безопасного города» после нескольких итераций смогли появиться и без проведения ОСС, хотя поначалу нам отвечали, что это необходимо.

Московская жилищная инспекция по поводу общедомового имущества отправляет на портал dom.mos.ru, на котором можно все узнать о доме, хотя москвичи подобное могут увидеть и на dom.mos.ru, и на ed.mos.ru, где также можно провести ОСС. Но по нашему дому невозможно посмотреть ничего на федеральном портале – там нет данных обо мне от «Жилищника», хотя от Росреестра и МВД все есть.

Так и приходится жителям узнавать на сомнительных сайтах, какие провайдеры в доме есть, или собирать коллекцию рекламных листовок, хотя по закону провайдер в доме оказаться без решения собственников никак не может. То же решение может быть о том, что доступ для провайдера бесплатен, а договор на доступ в дом обязан быть заключен с УК для контроля безопасности. Даже если договор и не бесплатен, то наверняка он не может стоить больше самого маленького тарифа для конечного пользователя. А значит, если такой тариф около 500 рублей, а провайдеров в доме 10, то ежемесячно дом (его собственники) получают 5 000 рублей в виде компенсации за использование своего имущества. Как я писал в начале – это может быть не очень честно по отношению к монополистам в виде Мосэнергосбыта и Мосводоканала, которые получили доступ бесплатно, но, с другой стороны, те не могут менять тарифы в любой момент времени, в отличие от провайдеров, которые могут просто посчитать и понять, что поддержка 1-2 пользователей в доме экономически невыгодна, да еще платить УК за договор, который не заключен от имени собственников, и уйти.

Я не уверен, что для УК, которые обслуживают по 100-200 домов, получая от 10 провайдеров в каждом эти 400-500 рублей в Москве, это огромные деньги. Но эти деньги УК в описанном случае, не проведя ОСС, не подписав с нами договора об использовании нашего имущества, получает из воздуха. Экономически нечестно заставляя провайдеров, по сути, нарушать экономические законы, платя не арендодателю, а некоей компании, не получившей на это право.

Ведь ничего не стоит представлять дом как объект инфраструктуры, который может вмещать определенный объем кабелей, нести определенную ветровую нагрузку, делиться электропитанием с дополнительными потребителями, как это сделано, например, у инфраструктурных башенных компаний. Там технические условия на размещение выдают всем запросившим. Исполнить их не всегда возможно, это факт. Кому-либо может не хватить питания, где-то потребуется усилить башню, или использовать более легкое оборудование, или даже предложить замену оборудования одному из уже размещенных операторов, чтобы уместиться в разрешенные массогабаритные размеры на требуемой высоте. И тогда уже оператор принимает решение – выгодно ли стремиться на эту башню или отказаться от идеи и найти иное решение.

Отчего же в домах с государственными УК получается неконтролируемый и непрозрачный беспорядок, а у негосударственных считается, что они монополизируют рынок, хотя и порядка в таких УК больше?

Провайдер наверняка должен платить за использование места в доме. Но и получать за это совершенно прозрачный сервис – гарантированную уборку после монтажа, четкие инструкции по доступу к оборудованию, данные о смене собственников.
УК также должна иметь возможность от имени жителей заключать такие договора (собственно, это и возможно по итогам ОСС), но обязана информировать открыто на порталах города, дома или своем о договорах, стоимостях и расходовании средств, а возможно, и о каждом визите сотрудника какой-либо компании за доступом к оборудованию.
Жители/собственники, естественно, должны знать обо всех коммуникациях в доме, иметь возможность влиять на провайдеров в плане систематизации места в кабельных каналах, расходовать часть средств (если решат брать деньги за доступ в дом) на общедомовые нужды – озеленение, общее видеонаблюдение, шлагбаумы, да просто на закупку дверей мест общего пользования взамен поврежденных вандалами.

Текст получился длинным, поскольку несет мою боль как сотрудника провайдера, так и собственника квартиры и председателя Совета дома. И каждую из сущностей как УК, так и органы исполнительной власти футболят от одной двери к другой, несмотря на то, что все барьеры совершенно рукотворные и зачастую лишние.

[email protected]
наверх