Вторжение в личное пространство — голосовой спам, сообщения и не только

Привет.

Помню, как в детстве смотрел американские фильмы и каждый раз поражался тому, что герои приезжают домой, а на пороге скопилась огромная куча конвертов. Для американского зрителя размер горки описывал временной отрезок, давал визуальное представление, как долго герой отсутствовал. Мне же он говорил, что американцам пишут много и по любому поводу, ими интересуются компании! Ничего подобного в советские времена не было, конверт с письмом в почтовом ящике был без преувеличения событием. Другая ценность сообщения и его измерение в этих двух мирах. Сегодня мы, как американцы, быстро проглядываем конверты и тут же в подъезде избавляемся от назойливой, но при этом персональной рекламы. Нас окружает мир рекламы, в котором вторжение в личное пространство стало нормой, никаких рамок просто не существует.

Один из моих любимых и уже родных операторов постоянно пытается провести мне домашний интернет. Звонящие — это живые люди, но они подобны биороботам, тарабанят заученный текст и не позволяют себе сбиться. Даже когда в ответ ты говоришь «нет», они все равно продолжают свой рассказ. Я предпочитаю сразу перейти к кульминации, когда у меня узнают адрес проживания. Отвечаю просто: «Даунтаун, Лос-Анджелес». В ответ слышу стандартное: «К сожалению, пока технической возможности провести интернет туда нет». И короткие гудки, оператор просто бросает трубку. Ни попытки попрощаться, извиниться за вторжение в мое личное пространство. Интересно, что такой стиль общения многие молодые люди начинают копировать в повседневной жизни, считают его нормальным.

Звонит продюсер одного из центральных телеканалов, просит принять участие в съемке, помочь разобраться в том, как правильно выбрать электронную читалку. Обговариваем время и место, заношу встречу в календарь. За день до назначенной встречи звонит корреспондент, который снимает сам сюжет. Человек окрылен местом работы, уверенностью, что в его жизни все складывается верно. И он поступает ровно так же, как спамеры, задает формальный вопрос: «Вам удобно обсудить съемку и ее тему?». Отвечаю: «Нет, мне неудобно». В ответ: «Ничего я быстро». И дальше человек двадцать минут жует (у него нет времени на обед, нужно совмещать!), рассказывает про свои представления о e-ink и про то, почему я неправильно все объясняю. Мне было интересно, когда человек осознает, что он перешел все границы. Этого не произошло, впрочем, я в съемке не поучаствовал, отказался. Когда автор сюжета таков, ничего хорошего на выходе ждать не приходится.

Обратите внимание, что для части людей игнорирование чужих желаний стало нормой, вторжение в личное пространство не воспринимается как нечто невообразимое. Более того, совершенно незнакомые люди, вооружившись базой, обращаются ко мне по имени-отчеству, создают впечатление, что мы как минимум знакомы. Проникновенно предлагают воспользоваться их услугами. Всегда стараюсь избегать компаний, которые прибегают к спаму для привлечения новых пользователей в свои ряды. Обычно это хорошо характеризует образ мыслей менеджмента и то, как будут решаться вопросы, если они возникнут.

Спам идет волнами, хотя, может, только мне так везет. То звенящая пустота, никто не звонит, то прорывает и сыплются десятки звонков, никак не связанных с событиями в моей жизни. Словно кто-то открыл кран и мне достается необходимая порция рекламы. Записанные сообщения, роботы, живые люди — все они смешались в многоголосый хор. Блокировка номеров спасает ненадолго, спамеры научились менять номера, выбирают обычные сотовые и обзванивают с них. Пожалуй, самый продвинутый — это «Тинькофф», который постоянно пытается всучить мне персональное обслуживание.

Какое персональное обслуживание в месте, где тебя изначально не слышат и не хотят услышать? А еще я спрашиваю, где взяли этот номер телефона, и мне радостно сообщают, что это случайный обзвон с помощью компьютера. На мой ехидный вопрос, как подбирали мое имя и фамилию, слышу серьезный ответ — компьютером.

Спам-фильтры не справляются с потоком разнообразных сообщений, которые должны быть полезны, но больше не вызывают даже раздражения. Досадная помеха, мы стали глухими и возвращаем сторицей то же самое в обратную сторону. Несколько раз в жизни имел возможность слышать общение операторов службы поддержки разных компаний, вот где филиал ада и по совместительству бесплатная психологическая помощь. На этих мальчиках и девочках отыгрываются по полной программе за все звонки и нежеланные сообщения, что когда-то получил человек. Отрыв идет по полной.

Фильтровать спам в том же Telegram можно и нужно, моя проблема в том, что часто обращаются журналисты, контакты которых у меня отсутствуют. Поэтому просачивается реклама.

Хотя, пожалуй, именно Telegram наиболее защищен от этого спама, чаще звонят роботы. Обратите внимание, что многие просто перестали отвечать на незнакомые номера, перебрасывают вызов на голосовые автоответчики или вовсе их отклоняют. А вот SMS у спамеров теперь не в чести, оставляют после себя следы.

Мне кажется, что тема спама любого вида будет вечной, причем ровно до момента, когда мы научимся игнорировать компании и их услуги. Чтобы любая компания боялась быть замеченной в спаме, отрицала свое участие в нем. Ведь в таком случае она потеряет своих клиентов и не сможет получить те или иные средства.

Операторы забавным образом предлагают услуги защиты от спама, получаете нежеланное сообщение, и тут же приходит SMS, в котором вас предлагают защитить от того самого. И думаешь, кто тут паразитирует на спаме и насколько первое сообщение было случайным. У меня стоит встроенная в Android-утилита, которая довольно хорошо фильтрует спам. Но он все равно прорывается, просто в окружающем мире его тонны. И ваши ответы в опросе это доказывают.

Опрос можно найти вот тут

Меня тут интересует вот какой момент, спам сделал возможным игнорирование желаний человека. Из приличия в скрипты добавляют ответ «нет», но его игнорируют в силу разных причин. И поэтому человек как реципиент спама лишается воли, на той стороне трубки никого не интересуют ваши желания, вы некое обезличенное существо, которое имеет право только выполнить план для оператора. Сделать покупку. И самое страшное, что, дрогнув единожды, вы тут же попадете в список тех, кто приобретает что-то, и спама станет еще больше. Замкнутый круг.

Для себя нахожу в спаме возможность лучше узнать людей. Внимательно слушаю предложения, у меня большая коллекция разных записей. Общаюсь со звонящими, максимально затягиваю время, если у меня есть возможность. Порой это заставляет вычеркивать меня из списков обзвона, слишком тугой клиент, ничего не покупаю, отнимаю кучу времени. Иногда молодые операторы не могут выдержать скрипт, уходят в дебри, путаются и после этого решают вопрос кардинально — бросают трубку.

Знаю людей, которые нервничают от таких звонков, пытаются что-то доказать. Но это бессмысленно, вы ведь не общаетесь с машинами, понимая, что получить ответ от них невозможно. Тут ровно такая же история, оператора нужно воспринимать как машину (порой он таковой и является, особенно забавно, когда звонит Олег и общается с моим голосовым ассистентом).

К слову сказать, одной из главных задач тех, кто устраивает обзвоны, становится определение того, что на другом конце провода живой человек. Если там автоответчик, секретарь-робот, стоимость звонка вырастает, и это потерянный звонок. Поэтому уровнем защиты становятся автоответчик плюс спам-фильтр. Интересно, что в большинстве ситуаций живые люди перестали оставлять сообщения на автоответчике, они его просто игнорируют. Технология как-то быстро приелась, перестала быть полезной. Хотя, может быть, тут сказывается мой круг общения, а у вас все ровно наоборот. Поговорим об этом как-нибудь отдельно.

[email protected]
наверх