Современный мир не может существовать без сети интернет. Начиная от банковской деятельности, выражающейся в перемещении финансовых средств между абонентами, торговли активами, разработки новых продуктов, требующей консолидации специалистов из разных стран, и заканчивая простым общением между людьми – все завязано на интернет. Это настолько важная область современного мира, что виртуальные действия приводят к изменениям физического мира. Среди отрицательных стоит вспомнить начало государственного переворота в соседней стране, где люди были собраны на главной столичной площади при помощи сети интернет.
Из положительных моментов – превращение крупных сетевых торговые площадок в фактор, который значительно снижает инфляцию в суверенных государствах. Действительно, в сети товары более доступны, что не дает возможности владельцам обычных магазинов и курирующих их чиновников набивать свои карманы, оправдывая большие цены несуществующими проблемами. Так было до тех пор, пока интернет не стал полем боя разных геополитических группировок, пристанищем извращенцев и мошенников. Человечество столкнулось с тем, что только что открытый новый мир, исключительно виртуальный, не контролируется национальными правительствами, а единственным действенным средством остается блокировка «вражеских» сайтов по их сетевому адресу. Технически интернет – это всего лишь сайты, размещенные на серверах и имеющие свои глобальные адреса. Как говорится, «нет сайта – нет проблемы».
За более чем 50 лет человечество так и не нашло другого способа контролировать сеть, кроме как блокировать отдельные ее части. Любая форма несправедливости всегда состоит нескольких составляющих. Это закон, который нарушается, жертва, преступник и его мотив. Самым трагичным преступлением является убийство, думаю никто с этим не будет спорить. Ценность человеческой жизни – вот что объединяет весь мир, все законы всех государств, построенных на морали и этике любых сообществ. Те наборы «правил», которые декларировали другое – не дожили до 21 века, их смолола в ничто социальная эволюция.
И вот представьте себе типичное убийство – один человек убивает другого кухонным ножом. Перед каждым государством стоит задача – расследовать это печальное событие и предотвратить следующие. Когда мы говорим о виртуальном мире, то видим неудобную правду, вместо того чтобы вкладываться в процесс воспитания, не важно, религиозного или светского, материальное государство способно только запретить «кухонный нож» или даже саму «кухню», на что-то другое оно в принципе не способно. Эта импотенция органов государственной власти вполне объяснима – пока что не существует каких-либо инструментов для профилактики преступлений в сети.
Все что нам говорят про это – это опять блокировки по IP и беседы с детьми, которым в одно ухо влетает, а в другое вылетает. Фактически, у пользователя и государства, которое его обслуживает (обслуживает-обслуживает, не кривитесь, в законах прописано, что оно оказывает нам услуги, ничего личного) остается только два режима взаимодействия, государство либо разрешает пользоваться сетью, либо нет, при этом права пользователя и его убытки никто не компенсирует, это не предусмотрено законом. В России таким запрещающим подразделением является пресловутый Роскомнадзор, а точнее его отдел «Центр мониторинга и управления сетью связи общего пользования».
Именно туда, по мнению законодателей, надо жаловаться в случае хулиганского поведения организаций и госорганов, в случае нарушения ими прав гражданина в сфере услуг. Увы, дозвониться до оператора невозможно, они всегда заняты, а в случае электронного обращения придет отписка с содержанием того или законодательного акта, разбора «по существу» никогда не будет.
С пониманием отношусь к тому, что при помощи сервисов VPN гораздо проще осуществлять массовые DDOS атаки на критические центры управления решительно всех отраслей, дольше оставаясь вне поля зрения существующих инструментов защиты. Однако! Если у нас идет интернет-война, то будьте любезны разработать законодательную базу для компенсации финансовых потерь собственных граждан. Имею ввиду, что во время не виртуальной войны войска имеют право изымать у крестьянина корову, но обязаны оставлять расписку об этом, для компенсации потери в мирное время. Именно так воспринимаю запрет использования уже купленного продукта со стороны государства.
В современных диких сетевых войнах это правило (и достижение эволюции) игнорируется, власти любой страны компенсируют издержки только крупным компаниям, которые и так открывают ногами двери в высокие кабинеты, являясь крупными налогоплательщиками. О простом пользователе-гражданине никто не думает, в его отношении происходит полный правовой нигилизм (беспредел). Я говорил про относительно дешевые сервисы, где фигурируют относительно небольшие деньги. Однако, есть вещи и подороже, например в игровой индустрии, где покупатель не может получить доступ к уже купленному товару (поддержка государства Япония незаконных действий японских компаний, или наоборот, покупателю плевать).
Стоит также сказать, что такие непродуманные действия приводят к росту внутренней инфляции, так или иначе делая беднее обе стороны, страну покупателя и продавца. А между тем, уже появились первые ростки новых интересных идей, которые напрямую зависят от бесперебойного доступа потребителя в сеть. Приведу положительный пример новой идеи:
Windows 365
Юзабилити Windows 365 ничем не отличается от Windows 10 или 11 (на выбор), перед пользователем такой же точно рабочий стол и функции, логика работы и т.д.
Собака зарыта в том, что фактически это виртуальный компьютер, расположенный на удаленном сервере компании Microsoft. Потребитель арендует облачный компьютер, который доступен с любого устройства, имеющего доступ в интернет и поддерживающего элементы управления (тачскрин или клавиатура+мышь). Облачные компьютеры компания Microsoft продает по подписке и в развес, общее направление – крупный бизнес.
Цены на аренду зависят от выбора редакции, Enterprise дороже чем Business, и начинаются от 1150 рублей в месяц (20 долларов США) за ПК с одним ядром, 2 ГБ ОЗУ и 64 ГБ основного хранилища. Виртуальный ПК в максимальной комплектации обойдется не менее 23 000 рублей в месяц (около 400 долларов США), в цену входит 8-ядерный центральный процессор (на сайте ошибочно пишут «восемь процессоров»), 32 ГБ ОЗУ и 512 ГБ хранилища. В настоящее время сервис доступен ограниченно, он только начал свое развитие.
Глядя на эту идею так и хочется задать вопрос – почему российские предприятия не работают в таком режиме, имея в качестве средства осуществления расчетов (любых) и ведения документооборота парк простых терминалов, привязанных к удаленным серверам на базе какого-нибудь Эльбруса и Linux-подобных систем с окружением а-ля привычного Windows? Такие виртуальные ПК нельзя украсть, из них нельзя украсть информацию стандартными способами, их создание влило бы свежую струю в идею национального интернета и цифровую независимость, а использование в качестве терминалов готовых к списанию старых ПК, оказало бы благотворное действие на экологию. За предложением для крупного бизнеса обязательно пришло бы решение для одного пользователя, это неизбежно.
По факту же мы имеем отличный иностранный сервис, который может быть закрыт в любой момент из-за необъявленной виртуальной войны. Теперь отрицательный пример новой «идеи»:
Netflix
Как и все прочие медиа-сервисы, Netflix прекрасен. Неважно, где бы находился пользователь, сервис предоставит доступ к приобретенному виртуальному товару. Казалось бы, тишь и благодать? Как бы не так! В компании вдруг (именно вдруг) решили, что можно изменить сделку с потребителем после ее заключения. С технической точки зрения в сделке с Netflix идет привязка к аккаунту. Сложилось так, что максимальные просмотры контента (потребление услуги) происходит при помощи умного телевизора, подключенного к сети. И это логично, если ты продаешь кино.
Свежая мысль пришла в голову кому-то из руководства компании в тот момент, похоже, когда у него появился второй дом и им был куплен второй телевизор. В этой чьей-то голове назрело абсолютно варварское решение привязать аккаунт потребителя к местоположению его телевизора. Если у тебя есть два телевизора, привязанных к разным точкам доступа в сеть, то, по мнению компании, ты должен заплатить дважды! Исключением стали устройства, которые подключены к мобильным сетям, такие как смартфоны, планшеты и ноутбуки, в компании считают это «путешествием» и пока не преследуют.
Контроль за телевизорами происходит по IP, а первой жертвой эксперимента по получению дополнительной прибыли стала Латинская Америка, в пяти странах которой на 100 миллионов учетных записей приходится два и больше телевизоров! Это полный бред, если в соглашении не прописано максимальное количество устройств, подключаемых к одному аккаунту. И это не прописано, а значит «налог на второй телевизор» — это полный бред и нарушение закона. Простая жажда наживы и относительная беззубость жертвы – вот два необходимых условия для выбивания грошей из клиента. Именно так работает бизнес в современном виртуальном мире, в котором нет своего ВТО, ООН, независимых судов и других организаций, регулирующих отношения на всех уровнях.
Заключение
Мировым порядком правят законы, которые позволяют договариваться заинтересованным сторонам, обеспечивают безопасность заключенных сделок и, хотя бы в теории, привлекают виновных к ответственности. Наверное, наивно требовать соблюдения прав человека (и гражданина) в виртуальном мире, если они в реальном мире защищены лишь отчасти. Однако, к этому надо стремиться хотя бы на собственном примере, под лежачий камень вода не течет. Вместо этого лично я вижу завернутое в красивую обертку полное небрежение правами граждан, какое бы государство они не кормили. И это угнетает.
Друзья, расскажите о своем частном случае, когда вы понесли убытки от действий той или иной стороны в необъявленной виртуальной войне. Думаю, всем будет интересно.