Метавселенная. Величайшее мошенничество, приносящее миллионы долларов

Привет.

Большие дяди не могут ошибаться, в конце концов, у них много денег, и в силу этого они чуточку непогрешимы. Звучит как утверждение, что девушка Лена немного беременна, ирония за этими словами легко улавливается. Правда, не всеми и не всегда. Например, когда речь заходит про то, что Facebook назвала свою материнскую компанию Meta, тут же следует утверждение, что Цукерберг сделал это не просто так, он что-то знает. Желание наделить кого-то богатого тайным знанием, а заодно умениями, ему не присущими, в природе человека. Сравнимо с выслушиванием “экспертных” мнений о лечении рака от звезд эстрады, ведь они популярны не на ровном месте, наверняка в их кругах что-то этакое известно.

Метавселенная (metaverse) — термин выдуманный, впервые он появился в книге Нила Стивенсона “Лавина” (Snow Crash, 1992). Год появления книги неслучаен, увлечение человечества виртуальными мирами, если не сказать — обольщение, происходит не впервые. В тот год на экраны вышел “Газонокосильщик”, где виртуальная реальность из идиота слепила сверхчеловека. Голливудская страшилка, но хорошо отражающая волшебную природу новой технологии, и для многих в Долине этот фильм стал путеводной звездой на многие годы. Подход к снаряду повторялся многократно, и та же Facebook вложила в тему VR огромные деньги, но она так и не стала обольстительной для широких масс — нет реального применения, нет игр или развлечений, которые бы подкупили и вовлекли. Одноразовое развлечение, к которому не возвращаешься постоянно. Постепенно с рынка VR ушли другие игроки, прекратила разработки Google, направление свернула Samsung. Заинтересовать людей не вышло, хотя деньги в это были вложены большие. Помню, как на MWC в Барселоне огромный зал сидел в VR-очках, а в это время мимо нас на сцену прошагал Марк Цукерберг, его появление осталось незамеченным большинством, все смотрели ролик. Хорошая метафора того, что делает виртуальный мир с реальным окружением, он гарантированно выключает человека из него.

У Стивенсона виртуальный мир заменяет реальный, люди общаются во вселенной, где есть другие люди и программы, это своего рода замена нашего мира. С тех пор в массовой культуре появилось множество произведений на эту тему, можно вспомнить хотя бы “Черное зеркало” и темы, напрямую с этим связанные. Не берусь судить, что тут первично, комплекс творца, который заложен в каждом человеке, и попытка создания собственного мира или что-то иное. Факт в том, что тема продолжает манить. Давайте вспомним мир “Второй жизни” (Second Life), который продвигался как альтернатива нашей жизни. Мне сложно представить, что нужно ходить в виртуальный офис, в котором я буду изображен аватаром. Проблема в том, что у нас есть все средства коммуникации, чтобы эффективно работать, находясь дома. Для этого не нужен виртуальный мир. Возможно, что костюм с датчиками, которые копируют прикосновения, давление, может сделать виртуальный секс востребованным у людей. Но работать в виртуальном пространстве? Зачем?

Виртуальный мир для игры еще как-то объясним, но имитация реального мира всегда будет бледной копией настоящего. Все же надеюсь, что мы не будем жить в модулях, как это показано в “Матрице”. Только нечто сверхординарное, какая-то катастрофа может заставить нас пользоваться виртуальными мирами как заменой реальности. Бегство от реальности должно поддерживаться чем-то более серьезным, чем желания создателей метаверса.

Честно признаюсь, что я, возможно, недалек, стар для всего этого, но реального применения для метавселенной в нашем мире не вижу. Я понимаю, что это такое, но не знаю, как метавселенная может сделать мою жизнь лучше. Вот совсем не понимаю. Впрочем, я тут не одинок.

Голосование можно найти тут

Но примерно так же, как когда-то приставка “нано” стала синонимом крутости, слово «метавселенная» вошло в нашу жизнь, за это скажем спасибо Facebook. Для меня это синоним проходимцев, что пытаются втюхать какой-то товар, который мне не нужен. Этакая цыганщина с выходом. Вам так не кажется?

Посмотрел в Google Trends, как взлетело это слово, причем это ситуация не только в США, но и в России.

Обратите внимание, что на данное слово уже дают контекстную рекламу, деньги в создание очередного пшика полились с разных сторон.

Что тут можно сказать? В данный момент концепция метавселенной непонятна даже ее создателям. Они ввязались в историю, в которой пытаются создать новый фронтир для освоения бюджетов. Чем-то мне это напоминает мошенничество, но только на принципиально ином уровне, когда уже и нельзя говорить, что вас обманывают. Людям рассказывают о необходимости покупать в виртуальных мирах ровно те же предметы, что в реальной жизни. В конце концов, в играх продают те или иные предметы, так почему нельзя создать копию Земли (или не нашей планеты, а чего-то иного) и там уже продавать землю, дома и так далее? В играх же люди платят за предметы? Хотя в играх у предметов есть хоть какая-то ценность, в виртуальном мире пока ценность нулевая, но, следуя логике развития таких историй, она будет расти до момента, пока у человечества есть электричество. Самое смешное, что в погоне за наживой такие вселенные создают ровно те же люди, что так пекутся об экологии на планете. То есть они жгут огромные объемы электричества, чтобы возвести миражи.

Пара новостей, показывающих серьезность этого пузыря, который пытаются надуть. Компания Terrazero выдала ипотечный кредит на 45 000 долларов, и новость не привлекла бы внимание, если эти деньги не были бы выданы на покупку участка земли под постройку здания высотностью не более пяти этажей. Из окон видно гольф-поле, неподалеку концертная площадка. Одно уточнение, речь идет о “земле” в Decentraland, то есть в полностью виртуальном мире. Достаточно безумно? С другой стороны, посмотрите, как миллионы людей играют в биткоин, который обеспечен только их верой в то, что он чего-то стоит. Тут примерно такая же история, стоимость объекта определяется только тем смыслом, которым его наделяют создатели. Теперь мошенничество выходит на новый уровень, нужно продавать платье королю постоянно и убеждать его в том, что оно существует. Каждый из нас — в какой-то мере голый король.

Чтобы вы понимали, что рынок находится в точке роста, скажу что за прошлый год продали недвижимости (конечно же, виртуальной) в метавселенных на скромные 500 млн долларов, в январе этого года — на 85 млн долларов. Большинство сделок происходит в США, так что понятно, откуда дует ветер. И тут история про создание альтернативного мира, в котором даже уже есть свои валюты, тот же биткоин. Он ровно так же не стоит ничего в реальности, как и эти виртуальные земли. И заработают на этом те, кто создает “лопаты” для новой золотой лихорадки. У Цукерберга простое видение того, что его компания может создавать новые пространства, причем практически с нулевой стоимостью. Экономически это очень выгодная история, когда можно зарабатывать деньги из пустоты и в пустоте. Так что дураками их не назовешь. Осталось доработать лексикон, придумать, почему конкретно вам нужен домик в метавселенной и как будет меняться его стоимость со временем. Очередной пузырь готов, готовьте ваши денежки.

Конечно, возможно, что я просто не могу осознать величия замысла. Поэтому предлагаю вам рассказать, чем он вас может очаровать и почему там нужно быть. Добро пожаловать в комментарии.

[email protected]
наверх