Технологичная поп-культура. Фильм двадцать третий. «Дежа вю»

Привет.

Это уже второй фильм подряд про «путешествия» во времени. Но не спешите обвинять в однобокости. Если в прошлый раз мы говорили про машину прогнозирования будущего и гипотетическую возможность избежать предсказываемых ею событий, то сегодня у нас будет история исключительно про возможность заглядывать в прошлое. Так что две картины, на мой взгляд, неплохо дополняют друг друга. Напомню, что двадцать второй фильм назывался «Час расплаты» и разбор его сюжета шел скорее через анализ инженерных способностей главного героя. А фильм сегодняшний мы будем разбирать через призму прикладных возможностей технологий. Поехали.

Фильм «Дежа вю» — это режиссерская работа Тони Скотта. Да, это брат Ридли. И фильмов Тони, которые добавлены в мою личную коллекцию, куда больше, чем от Ридли. Все потому, что мне нравится едва заметный штрих, который Тони Скотт использует в своих лентах. Нередко можно видеть, что в сюжете решение всех проблем происходит за счет одного персонажа и его умений. Первый раз я это заметил в фильме «Враг государства». О нем, кстати, можно прочитать в нашей статье с рейтингом хакерских фильмов:

Далее похожая ситуация была мной подмечена в «Шпионских играх». Фильм «Дежа вю» также не стал исключением из этого правила. Плюс здесь у нас та самая фантастика, которая не просто непривычным образом описывает тонкости путешествий во времени, но и развенчивает один из устоявшихся стереотипов, который благодаря Роберту Земекису и трилогии «Назад в будущее» хранится в памяти уже пары поколений зрителей. Но обо всем по порядку.

Фильм начинается со сцены террористического акта на пароме, который уносит жизни нескольких сотен человек. В этот момент мы сразу видим, что на эффектах создатели не экономили.

Сцена довольно жуткая. Все из-за накачки памяти зрителя кадрами с малышами, подростками и молодыми семьями. А еще счастьем, радостью и хорошей погодой. И в одно мгновение все это обрывается. Ну а дальше начинается расследование, и нас знакомят с основными действующими персонажами в исполнении неплохого набора актеров. Дензел Вашингтон, Пола Паттон, Вэл Килмер, Джим Кэвизел. Уверен, что каждого из них вы без проблем узнаете. События фильма развиваются в Новом Орлеане. Мне он запомнился тем, что часто фигурирует в новостях о разрушениях из-за ураганов. Вот и в данном фильме делают отсылку к тому, что город и так пострадал, а тут еще и теракт.

Когда начинается изучение места преступления, агент ATF (агентство по обороту алкоголя, табака и оружия) Даг Карлин в исполнении Дензела Вашингтона замечает необычных специалистов, которых лет сорок назад можно было посчитать за тестировщиков шлемов виртуальной реальности:

Нам сразу не объясняют, что это. И нужно отметить, что в момент просмотра у меня складывалось впечатление, что это какая-то общеизвестная современная процедура работы в развитых странах, которая Россию обошла стороной. Но это оказался прием, который используется многими режиссерами. Сделать акцент на детали, которую непременно нужно запомнить, чтобы впоследствии в мозгу сложилась мозаика. В данной картине это срабатывает, поскольку показанное слишком врезается в память из-за непохожести на привычную обстановку. В общем, запомнился мне этот шлем. А еще мне тогда показалось странным, что разные агентства такие явились на место преступления и ведут расследования. Меня к тому моменту уже приучили, что полиция и ФБР чуть ли не драки устраивают за возможность вести дело, а тут агент какого-то ATF явился и ведет дело параллельно. В общем, интересный подход. Дело в итоге ведет ФБР, а руководитель группы, занимающейся расследованием, приглашает Дага присоединиться к их команде. И при визите в их лабораторию начинаются чудеса. Но сначала небольшая отсылка к близкой нам тематике:

В 2006 году Nokia была еще более-менее сильна. Можно, наверное, даже сказать, что на это время пришелся пик ее экспериментов с форм-факторами телефонов. Примечательно, кстати, что ИИ не сумел мне сказать, что это за модель телефона. Более того, даже после уточнения в виде конкретной модели я увидел от него следующее заключение:

«The Nokia N71 wasn’t the phone used in the movie Déjà Vu (2006); rather, the film prominently featured the Nokia N93i, a unique swiveling clamshell smartphone, showcasing its advanced camera and multimedia features, although some people might confuse it with the N71 due to similar N-series branding and design cues from that era».

Если вдруг натыкаетесь на такую тупость, то делайте скриншоты. Повторно тот же запрос система уже выдала без мнения ИИ. Телефон, кстати, все же Nokia N71. У нас был на него обзор:

Теперь к чудесам лаборатории. Первое, что видит Даг, когда приезжает на территорию размещения группы агентов, — это непонятную установку, которая уместнее всего смотрелась бы где-нибудь в Церне. Возле большого адронного коллайдера.

То есть нам как бы намекают, что расследование ведется не с помощью банальной доски со стикерами и сравнения отпечатков пальцев. Это подтверждается и обустройством того кабинета, куда Дага приводит персонаж Вэла Килмера.

Гигантский экран, множество вспомогательных мониторов, пульт управления с непривычными взгляду манипуляторами, множество серверов и странная трехмерная запись событий, которая просматривается так, словно вокруг каждого из людей летает микродрон с камерой.

Даг удивляется и задает вопрос, как у них получается менять ракурс и откуда вообще берется изображение. Ему объясняют, что подобный эффект достигается воссозданием. В нашем переводе это называлось «генерация комплексного кадра». Использовались спутники, которые в один момент видели данную сцену. Если использовать очень простую аналогию, то это как сделать снимок несколькими камерами с разными фокусными расстояниями, а уже после менять его (фокусное расстояние), чтобы делать акцент на разных объектах. Аналогично происходит и здесь. Только на основе изображения с какой-то камеры и спутников, которые наблюдают, происходит генерация сцены, которая потом дополняется звуком для придания ей реалистичности. Если бы фильм снимали сегодня, то одним только упоминанием ИИ можно было бы снять все вопросы. Посудите сами. Уже только очень ленивый человек не пробовал оживлять фотографии. Здесь же фактически можно было представить то же самое оживление, только объемных объектов, а не картинки.

Другой интересной деталью является объем данных и время на генерацию. Один кадр «рендерится» более четырех дней. И, получив его, наблюдатель может посмотреть его только один раз. То есть видеопоток с монитора они могут записать, но перемотать непосредственно объемное видео, по которому они перемещаются в реальном времени, чтобы посмотреть сцену с другого ракурса, например, уже не могут. Также есть ограничения для зоны рендеринга картинки в физическом мире, которая может расширяться за счет отъезда из ее (зоны) центра на автомобиле с установленными усилителями сигнала.

Автомобиль напоминает ранний прототип роботизированных такси. Куча датчиков поверх привычной машины. К реалистичности привязываться не будем. Система все-таки из области откровенной фантастики. А вот к практичности есть пара вопросов. Помните тот кадр из начала фильма со шлемом, который привлек наше внимание? Так вот. Предполагается, что наблюдение будет осуществляться с помощью него. Но ученые, которые придумывали систему, не учли истинного американского ковбойского духа и решили, что машина доедет до нужного места и наблюдатель спокойно выйдет для обследования локации. Кто же мог подумать, что нужно будет делать это на ходу.

Соответственно, пока Даг преследовал подозреваемого по следам четырехдневной давности в реальном времени, он несколько раз чуть не расстался с жизнью и покалечил немало ни в чем не повинных людей за рулем гражданских автомобилей на шоссе. Но процесс наблюдения не прервался. Команда в лаборатории получала сигнал со шлема. Выглядело это весьма впечатляюще.

В реальной жизни им нужно было бы доработать систему до следующей схемы. Водитель, который хорошо знает дороги, едет за преступником, наблюдение за которым осуществляется с помощью установленной на турели на крыше всеракурсной камеры. Команда удаленно вешает маркер на объект наблюдения, и независимо от положения машины камера смотрит аккурат за помеченным объектом. Сегодня подобное слежение налажено даже в бюджетных стабилизаторах.

Главной фишкой фильма является изначально прикладной характер системы, в котором заложена не попытка изменить прошлое, а стремление использовать большие данные для его осмысления. В фильме приводится пример с убийством Кеннеди. Вполне возможно, существуй система спутникового наблюдения в те времена, расследование бы выявило истинных виновников. Хотя если учесть, кто бы владел этой технологией, вероятно, мы бы так же томились в неведении. Впрочем, ограничение в виде невмешательства быстро сходит на нет из-за Дага. Все дело в этом вот кадре:

Этот тот самый триггер петли самосогласованности Новикова, о котором иногда можно слышать в качестве объяснения зацикленности событий прошлого и будущего. События становятся причинами друг друга. О причинах появления подобных петель подискутируем как-нибудь в другой раз. Здесь же нужно понять, что главный герой становится одержим спасением девушки из прошлого. Сначала он подбивает команду отправить в прошлое записку, чтобы попытаться изменить случившееся на пароме.

И это удается. В принципе, то самое цифровое воссоздание, о котором говорится по ходу фильма, можно применить и для объяснения передачи записки в прошлое.

Система воссоздает объект, выстраивая материю. Примерно так это и выглядит. Потрачена уйма энергии, чтобы небольшая записка «собралась» в прошлом и легла на стол агенту ATF.

Это, к слову, также было частью событий той самой временной петли, события которой ведут к неминуемому будущему. Однако события будущего незыблемы только для тех, кто, условно говоря, прибыл из будущего. Или живет во времени, которое является будущим для жителей прошлого. То есть, наблюдая за воссозданием прошлого и его персонажами, Даг является для них лишь гипотетическим будущим, которое для него самого — свершившееся настоящее. В фильме это назвали ветвящейся вселенной, в которой события могут изменяться в зависимости от внесения возмущений в жизненный поток. И в случае, когда возмущения оказываются настолько сильными, что кардинально меняют течение жизни, та ее ветвь, что была ранее, отмирает, давая путь альтернативным версиям героев, которые не застали, например, взрыв на пароме. Это объясняет несостоятельность задумки Земекиса о том, что наши воспоминания будут меняться в зависимости от того, произойдут какие-то события в прошлом или нет.

Что же касается технологий, то мне видится какой-то диссонанс. Наличие возможности работы с виртуальными объектами, фактически существование искусственного интеллекта, а мы видим расследования, а не упреждения преступлений вроде «Особого мнения». Впрочем, в 2006 нам говорили о спутниках и видео, а не о генерации. Да и закрытость технологии под военные нужды все-таки бросается в глаза. Как и ее тестовый характер.

Считаю, что хеппи-энд здесь был лишним. Стоило закрутить все вокруг тех самых ветвящихся путей развития вселенной с альтернативными развязками. Мог получиться отличный загадочный триллер в стиле сай-фай. Но боевик тоже неплох. С удовольствием периодически пересматриваю. А как вам? Смотрели? Понравился? Если не видели, то рекомендую.

Приятного просмотра!

patentsreview.com@gmail.com
наверх