Заметки о фотографии как искусстве с Paris Photo 2025. Ярмарка, выставка, светский показ

Привет.

Осень в Европе всегда наполнена событиями, выставки идут одна за другой, только успевай крутить головой. Несколько дней провожу в Париже, не успеваю даже бегло ознакомиться со всеми точками притяжения, времени достаточно для того, чтобы побродить в поисках уличного искусства, наметить посещение пары-тройки выставок. Каждый из нас находит интересное в привычном, в каждом городе для меня есть места, которые хочется посещать более-менее постоянно, так как в них встречаются вещи, расширяющие кругозор. В этом году в фонде Louis Vuitton в Булонском лесу была выставка Дэвида Хокни, весной она привела меня в восторг. Побывал на нескольких выставках Хокни до того, видел разные работы, раскиданные по всему миру, и отношение к художнику было спокойным, но после ретроспективы в фонде LV мнение изменилось, это совсем другое прочтение его творчества. Поэтому первым делом отправился туда же смотреть на большую выставку Герхарда Рихтера, это немецкий художник, которого называют самым значимым живописцем своей страны. Интересно расширить кругозор, но меня его творчество оставило равнодушным, ничего не ждал, так что не был разочарован.

Среди других точек притяжения для меня фонд Картье, так как он открылся в новом месте около Лувра, за переделку здания отвечал Жан Нувель, стоило как минимум посмотреть, что получилось. Автор здания Лувра в Абу-Даби и десятков других знаковых построек для меня всегда интересен, так что отметил себе и это место. Но гвоздем программы, конечно, стала ярмарка Photo Paris, она проходит в здании Большого дворца. За всю свою жизнь был на этой ярмарке раз пять-шесть и точно знал, чего ждать от нее. Пространство дворца, до предела заполненное продавцами фотографий, галереями из разных европейских стран со своим прочтением прекрасного. Несмотря на относительную компактность ярмарки, за один раз посетить все стенды, прочувствовать показанное невозможно. Уже через час взгляд замыливается, сознание отказывается воспринимать увиденное. Фотографии сливаются в один бесконечный ряд, и ты уже толком ничего не видишь.

Удивительное дело, писать про ярмарку фотографии не планировал, ведь ровно так же не писал о других выставках, часть из которых перечислил выше. Но событие оказалось настолько знаковым, наполненным скрытым смыслом, что я не смог пройти мимо. В одном месте сосредоточилась суть современной фотографии, того, что выбирает общество и какие ориентиры ставит. Тут было видно множество противопоставлений: массовый продукт против произведений искусства, место производителей фототехники, выбор фотографов и их предпочтения, выраженные в итоговом продукте. Бесконечный клубок ассоциаций и впечатлений, вместе попытаемся распутать их, чтобы у нас сложилась картина мира и места фотографии в нем.

Фотографических выставок в мире проходят тысячи, от небольших пространств на отшибе, наполненных безвестными авторами, до музеев первого ряда, где выставляются работы широко известных мастеров. Фотография давно стала частью искусства, причем приставка «современное» тут точно лишняя. В зависимости от ваших взглядов на то, кто первым сделал фотографический снимок и что считать таковым, вы можете отсчитывать начало эпохи фотографии с 1824, 1826 или 1827 года. Точность тут не так важна, главное, что фотография существует два столетия. И за это время мы пережили несколько экзистенциальных кризисов, одним из которых стало появление телефонов с камерами и развитие социальных сетей. Когда я начал фотографировать на свой первый фотоаппарат «Смена 8М», мне стукнуло десять лет. Подарок родителей на день рождения открыл для меня огромный мир. Сложность фотографии тогда заключалась в отсутствии простого способа печати снимков, вам нужно было проявить пленку, затем напечатать их. Черно-белые снимки были доступнее, чем цветные, техпроцесс выглядел не таким сложным. Но все равно приходилось возиться, на это уходила прорва времени, также вы были ограничены количеством кадров на пленке, приходилось беречь каждый кадр, выискивать то, что вы хотите снять. С телефоном такой проблемы нет, можно снимать нон-стоп, так много, как захочется. Количество сделанных снимков быстро перерастает в качество, сегодня многие фотографируют на свои телефоны отлично, видят кадр, выстраивают его, находят правильные ракурсы. Профессия фотографа в какой-то мере переживает кризис, многие научились снимать не хуже, чем среднестатистический представитель профессии. Отсюда возникает обособление профессионалов от фотографии, противопоставление высокого искусства и низкого. Обывателей вне зависимости от художественной ценности их произведений относят к низкому жанру, не считают их работы значимыми, в то время как фотографы с именем цементируют его за счет выставок, конкурсов, всевозможных ярмарок тщеславия. И первое, на что обращаешь внимание на Paris Photo, это рекламная афиша, на ней черно-белые снимки.

Отчего выбрана такая эстетика, почему нам показывают старые снимки? Ответ кроется в попытке избежать прямого сравнения с фотографиями, сделанными обычными людьми, ярмарка переносит нас в прошлое, во времена, когда большинство не умело фотографировать. Эксклюзивность снимков того времени понятна, нам не с чем их сравнить, нет никаких социальных сетей, наводненных фото того времени. А эксклюзивность означает возможность хорошо продать снимки. Посмотрите, какие фотографии были в чести на Paris Photo в этом году.

В отсутствие машины времени соревноваться с такими снимками сложно, если не невозможно. Хотя и тут китайские товарищи подложили мину замедленного действия, в Китае сегодня популярно воссоздание сценок из прошлого. Одежда других эпох, съемка в антураже того времени, в том числе использование черно-белых фильтров. Восприятие фотографии в Китае сильно разнится с европейским, те же портреты невыразительны, у людей зачастую нет никаких эмоций. Но ничего подобного в Париже просто не было, подбор галерей сложился сам собой, представителей из Азии немного, и они все в рамках канонического восприятия фотографии, что-то альтернативное можно искать на полках с книгами, но не на стендах.

В интерьерах Гран-Пале, или Большого дворца, возведенного к Всемирной выставке 1900 года, можно сделать сотни снимков, стилизованных под ту эпоху, но сейчас залы плотно застроены кубиками белого цвета, между которыми бродят люди. К той же Всемирной выставке построили и Эйфелеву башню, так что Париж получил множество знаковых построек в одно время.

Фотография — отражение нашего мира, запечатлеть на снимках можно что угодно: природу или людей, абстракцию или мир насекомых, перечислять сюжеты можно до бесконечности. Ярмарка этого года сильно отличалась по наполнению сюжетами, человек снова оказался в центре внимания. От рекламных афиш выставки с кусочком снимка Annie от Джека Дэвисона до множества работ, раскиданных по стендам. Человек — основной тренд этого года, а вовсе не что-то иное. Думаю, что причина в уникальности таких снимков, их востребованности в обществе. От абстракций 80-х многие устали, цветные снимки растений и животных остались в 90-х, в то время как нулевые запомнились социальными высказываниями. Теперь фотография изучает мир человека, но надо понимать, что это временное явление, тема сменится, и снова на коне будут другие сюжеты. Вневременной характер фотографии хорошо виден по тому, что тут множество снимков из прошлого, они вновь стали очень актуальными, их достали из-под сукна.

Чувство времени хорошо развито в издательстве Taschen, ключевым анонсом стала книга Альберта Ватсона «KAOS”, на обложке знаковый снимок Стива Джобса. Продают книгу ассоциации, хотя внутри множество других снимков, они не так избиты и вызывают приязнь. Тут же дань времени и маркетингу. Стоимость книги невелика по нынешним меркам, 150 долларов/евро, с подписью она вам обойдется в 2000 долларов. Средняя цена фотоальбома на ярмарке — около 1500 долларов, тут книги от Taschen выглядят доступными. Фотография — дело дорогое, и галереи продают снимки за весомые суммы, обычно самый небольшой начинается от пары тысяч евро, верхняя планка — около 10-12 тысяч евро. Предложения на любой кошелек и вкус плюс огромные каталоги, в которых можно выбрать все, что не представлено здесь. Фотографий, выставленных на продажу вне выставки, десятки тысяч, если не больше, сил листать каталоги нет, смотришь только то, что тебе показывают.

Некоторые стенды принадлежат именитым фотографам, или они сотрудничают с галереей, поэтому сидят тут же. Узнать таких людей не составляет труда, рядом с ними лежит их фотоаппарат, словно инструмент, иллюстрирующий ремесло.

Такого количества камер Leica мне не встречалось нигде в мире, модели разнятся, но все они новенькие, словно ими никогда не пользовались. Этакий профессиональный стандарт, как будто эти отличные «кастрюли» гарантируют некий результат. Почти во всех изданиях, встреченных на выставке, есть реклама Leica, в значительно меньших объемах мелькает кто-то еще. Снобизм и фотография идут рука об руку.

Мое мнение неизменно: фотографировать можно на что угодно, учиться можно и нужно на простых камерах, а уже потом переходить на что-то более сложное. Так что если вас останавливает от изучения фотографии только отсутствие дорогой камеры, у меня плохая новость: вас останавливает ваша лень, все остальное — отговорки.

Мимо меня пробегает девушка: модно одета, ей около тридцати, и она явно фотограф. На каждом плече висит по Leica Q3, набираюсь наглости и притормаживаю ее, задаю вопрос, который меня мучит: “Простите, но зачем вам две одинаковых камеры?». Девушка расплывается в улыбке: «Смотрите, на одной у меня стоит пресет для черно-белых снимков, на второй снимаю в цвете, можно быстро сделать кадр. Слева — черно-белая, справа — цветная камера». Мы машем друг другу руками, и она убегает куда-то дальше вдоль стендов.

Скорость съемки для этой девушки — один из самых важных факторов, да, на каждой камере можно переключать режимы, это займет несколько секунд. Но она явно успешна и может позволить себе просто завести вторую камеру под свою работу, дополнить образ успешного фотографа. Думаю, что для многих Leica — это не просто цеховой инструмент, столь распространенный в Европе, а именно демонстрация успеха. В какой-то момент начинаю рассматривать, на что фотографируют вокруг, альтернатив Leica встречается немного, на круг больше встретил пленочных фотоаппаратов из разряда ностальгии о прошлом, правда, ими фотографируют посетители, они, видимо, еще не доросли до Leica.

На стендах мне не встречается снимков, сделанных на мобильные устройства, прошерстил каталог выставки и ничего не нашел. Словно ярмарка старается не замечать самый большой сегмент современной фотографии, сознательно его игнорирует. С другой стороны, на всем пространстве разбросаны зазывалы с плакатами Huawei и их маркой XMAGE, которая заменила ту самую Leica на корпусах телефонов.

Они зовут нас посетить стенд, на котором выставляются победители конкурса мобильной фотографии от Huawei, конкурс так и называется — XMAGE Awards 2025, проходит в рамках Paris Photo.

На стенде яркие фотографии, заглавие конкурса — «Мир, ты и я». Поискал информацию о конкурсе, на него прислали 743000 фото из 78 стран мира, в том числе много работ из России. В короткий список призеров вошла лучшая сотня снимков, все они сделаны на разные модели Huawei, от старых до новых. На стенде поинтересовался, почему нет подписей, на какой телефон сделано то или иное фото, девушка-стендист вначале не поняла мой вопрос, осталась озадаченной. Но, осознав суть, сказала: «Не уверена, что это настолько важно, фотографии очень разные, они сняты как на дорогие устройства, так и на доступные, главное — то, как автор видит мир, как выражает свои чувства. Писать название модели — значит ограничивать смотрящих, они будут думать, что так снимает конкретная камера. Фотографирует человек, а камера должна помогать в этом, наши устройства созданы для этого — помогать раскрыть творческий потенциал».

По памяти воспроизведу дальнейший диалог.

Звучит как клише, но все именно так. Наши телефоны всегда в кармане, и поэтому мы можем сделать снимки в любой момент времени. Противопоставление мобильной фотографии и обычных снимков от профессионалов слишком хорошо тут чувствуется, оно не в качестве самих снимков, а в том, кто именно снимает и как. Посмотрите на фотографии, которые вышли в финал конкурса, выбрал несколько работ на свой вкус. Они сделаны на очень разные устройства разных поколений, которые объединяет одна черта: они были с авторами в момент, когда те сделали свои снимки. Разнообразие работ и сюжетов в конкурсе Huawei намного выше, чем то, что увидел на самой ярмарке Paris Photo.

Противопоставление мобильной фотографии и профессиональных фотографов слишком заметно, ярмарка не может игнорировать это явление, с другой стороны, оно бьет по профессионалам, постепенно отнимает их хлеб, заставляет бежать быстрее и быстрее. Не знаю, чем закончится эта извечная борьба, но уверен, что мы в конечном итоге получим большее число классных снимков, так как многие учатся фотографировать на своих телефонах и постепенно переходят в разряд профессионалов, не всегда меняя технику.

Пока бродил после ярмарки и переваривал увиденное и услышанное, пытался сравнить ее с другими аналогичными мероприятиями. Например, в Лондоне проводят самую старую ежегодную выставку королевского фотографического сообщества, посещал ее в галерее Saatchi. В этом году она проходила в 167-й раз!

И там уже не так заметно противопоставление, на что снят тот или иной кадр, это остается тайной, внимание обращают только на композицию, сам снимок и его атмосферу, технические детали интересуют людей в последнюю очередь. И думаю, что это правильный подход, когда мы оцениваем итоговый результат, а не качество техники, на которую он получен. Убежден, что сегодня уже можно качественно снимать на мобильные устройства, пример фото с конкурса Huawei доказывает это наглядно.

В качестве заключения могу сказать одно. Умение фотографировать стало частью образа жизни современного человека, так что, хотите вы того или нет, вы уже участник гонки. И научиться фотографировать хорошо не так сложно, отсюда проникновение на подобные выставки работ, которые к фотографии никак не относятся. Например, вырезанные силуэты людей из денежных купюр.

Это как раз подтверждение моего наблюдения, что фотография стала общедоступной и мы как человечество научились фотографировать хорошо. Но с каждым годом общий уровень будет расти еще больше, как следствие, оценивать чужие работы также будут с более критическим настроем, ведь проделать нечто подобное в жизни уже могут многие.

eldar@mobile-review.com
наверх